Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286, провело юридическую экспертизу постановления Тамбовской областной Думы от 27.03.2003 г. N 499 "Об освобождении предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Тамбовской области с привлечением кредитных ресурсов банков России, предприятий, предоставляющих недвижимое имущество в залог по инвестиционным кредитам банков России, учреждений банков России, от уплаты тарифа, равного государственной пошлине, за нотариальное удостоверение договоров залога недвижимого имущества (ипотеки)".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого постановления являются отношения, возникающие в связи с уплатой нотариального тарифа предприятиями, осуществляющими инвестиционные проекты на территории Тамбовской области с привлечением кредитных ресурсов банков России, предприятиями, предоставляющими недвижимое имущество в залог по инвестиционным кредитам банков России, учреждений банков России, что в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. N 4462-I Федеральным законом от 31.12.1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" (с изменениями от 20.08.96 г., 19.07.97 г., 21.07.98 г., 13.04.1999 г., 07.08.2001 г., 21.03.2002 г., 25.07.2002 г., 14.11.2002 г.).
В результате проведения юридической экспертизы установлено, что под государственной пошлиной понимается установленный законодательством обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными на то органами и должностными лицами (статья 1 Закона РФ "О государственной пошлине"). Одним из видов этого платежа является государственная пошлина, взимаемая по ставкам, установленным Законом РФ "О государственной пошлине", нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (далее - государственными нотариусам), за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы (часть 1 статьи 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г.). Данный вид государственной пошлины согласно пункту 2 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" зачисляется в местный бюджет.
Частнопрактикующий нотариус за совершение вышеуказанных действий взимает нотариальный тариф, размеры которого соответствуют размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий государственными нотариусами. Однако понятия "государственная пошлина" и "нотариальный тариф" неравнозначны и имеют различную правовую природу. Так, если, как уже отмечено выше, государственная пошлина поступает в доход местного бюджета, то согласно части 2 статьи 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. денежные средства, полученные частнопрактикующим нотариусом в качестве нотариального тарифа, остаются в распоряжении нотариуса и после уплаты налогов, иных обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.
Согласно пункту 10 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать дополнительные по сравнению с законом льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков. Но речь идет лишь о государственной пошлине, взимаемой государственными нотариусами. Возможность установления дополнительных льгот по уплате нотариального тарифа за совершение нотариальных действий частнопрактикующими нотариусами, не предусмотрена ни одним законодательным актом Российской Федерации. Следовательно, данное постановление принято Тамбовской областной Думой с превышением своей компетенции и содержит нарушение конституционного права граждан на собственность.
Кроме того, следует учитывать то, что нотариус несет ответственность за совершаемые нотариальные действия, включая возмещение причиненного ущерба (статья 17 Основ законодательства РФ о нотариате), а также, что нотариальное действие признается совершенным только после уплаты государственной пошлины или нотариального тарифа (часть З статьи 22 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г.).
На основании вышеизложенного предлагаем привести указанные положения нормативно-правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 14 мая 2003 г. N 186 на постановление Тамбовской областной Думы от 27.03.2003 г. N 449 "Об освобождении предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты на территории Тамбовской области с привлечением кредитных ресурсов банков России, предприятий, предоставляющих недвижимое имущество в залог по инвестиционным кредитам банков России, учреждений банков России, от уплаты тарифа, равного государственной пошлине, за нотариальное удостоверение договоров залога недвижимого имущества (ипотеки)"
Подготовлено начальником Управления государственным советником юстиции 2 класса Н.С.Ельцовым