Закон Тамбовской областной Думы от 28 февраля 1997 г. N 96-З
"Об охране труда в Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 1997 г.)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава II. Гарантии права работника на охрану труда (ст.ст. 4 - 6)
Глава III. Органы управления охраной труда на (ст.ст. 7 - 15)
территории области и их компетенция
Глава IV. Финансирование охраны труда (ст.ст. 16 - 17)
Глава V. Надзор и контроль за соблюдением (ст.ст. 18 - 20)
законодательства об охране труда
Глава VI. Заключительные положения (ст. 21)
Настоящий Закон принят в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, Кодексом Законов о труде Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда от 06.08.93 N 5602-1 (с изменениями на 2 июля 1996 года) и является правовой основой государственного регулирования отношений в сфере охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее предприятия), расположенных на территории Тамбовской области (далее - области), и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
По-видимому, в преамбуле настоящего Закона допущена опечатка. Номер Основ законодательства Российской Федерации об охране труда от 06.08.93 следует читать "N 5600-I"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие охраны труда
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Статья 2. Цель и задачи закона
Основной целью настоящего Закона является реализация единой государственной политики в сфере охраны труда на территории области и включает в себя решение следующих задач:
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;
установление и обеспечение единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для предприятий всех форм собственности;
принятие нормативных правовых актов, программ, способствующих достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению несчастных случаев на производстве;
осуществление государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением установленных законодательством прав и интересов работников в сфере охраны труда на производстве;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
организация обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет средств предприятий;
проведение экономической политики, стимулирующей разработку и внедрение безопасных технологий и техники, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применение экономических санкций к предприятиям и работникам, не соблюдающим нормативные требования по охране труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств предприятий;
обязательное расследование каждого несчастного случая, профессионального заболевания на производстве и защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
обеспечение органов государственной власти области государственной статистической отчетностью об условиях труда, несчастных случаях, травматизме и профессиональных заболеваниях на производстве;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и пропаганда передового опыта в сфере охраны труда;
международное, региональное и территориальное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Статья 3. Сфера применения закона
Действие настоящего Закона распространяется на:
предприятия любых форм собственности;
работодателей;
граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
учащихся, студентов образовательных учреждений всех форм и видов обучения в период прохождения ими производственной практики;
военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях;
иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях области, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Глава II. Гарантии права работника на охрану труда
Статья 4. Право работника на охрану труда
Каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе на:
рабочее место, защищенное от воздействия вредных, опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных, правовых актов за счет средств работодателя;
возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
защиту своих прав, в том числе в судебном порядке;
получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную подготовку и переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;
обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;
участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.
Статья 5. Гарантии права работника на охрану труда
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работнику, участвующему в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
На время приостановки работ на предприятии, участке, в цехе, на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.
При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), а также при необеспечении его средствами индивидуальной защиты, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.
При закрытии цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.
При необеспечении работника средствами индивидуальной защиты работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае, когда предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается как простой не по вине работника.
Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Статья 6. Ограничения по охране и условиям труда
На предприятиях всех форм собственности запрещается:
применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
привлечение несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, к работе в ночное время, к сверхурочным работам, к работе в выходные и праздничные дни, а также направление их в командировки;
применение труда беременных женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную;
привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам к работам в выходные и праздничные дни, а также направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3-х до 14-ти лет (детей-инвалидов до 16 лет), без их согласия;
применение труда лиц на должностях, работах и профессиях, занятость на которых противопоказана им по состоянию здоровья, независимо от согласия работника;
найм и прием на работу граждан без установленного законодательными и нормативными актами обязательного предварительного медицинского обследования (осмотра);
допуск к работе работников, уклоняющихся от прохождения установленных законодательными и нормативными актами обязательных периодических и внеплановых медицинских осмотров, или не выполняющих рекомендации по результатам проведенных медицинских осмотров;
допуск к работе работников, замещающих любые должности (профессии), не прошедших обучение, инструктирование и проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения ими служебных (должностных, профессиональных) обязанностей, а также не прошедших переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессий и видов работ;
применение в производственно-технологических процессах новых материалов и сырья, не прошедших специальную экспертизу (сертификацию) по влиянию на организм и здоровье человека;
сокрытие или не расследование администрацией предприятия несчастного случая на производстве в установленном порядке;
применение средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты, внедрение технологий, не отвечающих требованиям по охране труда;
эксплуатация средств производства, а также ввод новых или реконструированных производственных объектов, если они не имеют сертификата соответствия требованиям по охране труда, выдаваемого в установленном порядке.
Глава III. Органы управления охраной труда на территории
области и их компетенция
Статья 7. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда предусматривает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, разработку соответствующих законодательных, нормативных правовых актов, а также соблюдение требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда.
Государственное управление охраной труда на территории области осуществляет Администрация области.
Государство в лице областной Думы и Администрации области с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов разрабатывает, осуществляет и по мере необходимости пересматривает согласованную политику в сфере охраны труда, для чего создается межведомственная комиссия по охране труда.
Статья 8. Полномочия областной Думы
К полномочиям областной Думы в сфере охраны труда относятся:
принятие и изменение законов области и контроль за их соблюдением;
утверждение и участие в разработке областных программ;
обеспечение реализации прав граждан.
Статья 9. Полномочия Администрации области в сфере охраны труда
К полномочиям Администрации области по государственному управлению охраной труда на территории области относятся:
осуществление единой государственной политики Российской Федерации в сфере охраны труда на территории области;
внесение предложений о размере доли расходов на охрану труда при формировании областного бюджета;
реализация региональной программы улучшения условий и охраны труда;
организационная работа по формированию за счет средств работодателей, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований регионального (областного) фонда охраны труда и его целевому использованию;
координацию и методическое руководство подразделениями по труду органов местного самоуправления, осуществляющих функции по охране труда на соответствующих территориях;
разработка и осуществление совместно с заинтересованными организациями мер по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда;
распространение передового опыта по организации труда, регулярное проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок по проблемам охраны труда;
организация и проведение обучения и проверки знаний в области охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда;
организация участия в расследовании несчастных случаев на производстве представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления;
подготовка на основе анализа состояния охраны труда и причин производственного травматизма обзоров, ежегодных докладов Министерству труда и социального развития Российской Федерации и областной Думе о состоянии охраны труда в отраслях экономики;
обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда федеральных органов надзора, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных объединений работников;
организация проведения аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;
содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
содействие предприятиям всех форм собственности в приобретении за счет средств предприятий утвержденной в установленном порядке нормативной правовой литературы;
информирование населения о вновь принимаемых документах по охране труда, состоянии охраны труда, производственном травматизме и профзаболеваниях на предприятиях области через средства массовой информации;
формирование заказа учебным заведениям на подготовку специалистов по охране труда;
формирование сети базовых учебных центров по обучению охране и безопасным методам и приемам труда с выдачей им соответствующих разрешений;
осуществление контроля за реализацией законодательства о труде и его охране, правильным предоставлением льгот и компенсаций, установлением доплат и надбавок, связанных с условиями труда работающих;
принятие решений о приостановлении производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытии на основании представлений главного государственного инспектора труда по Тамбовской области при наличии заключения органов государственной экспертизы условий труда области;
подготовка предложений, замечаний, дополнений к проектам федеральных законов, нормативных актов по вопросам условий, охраны труда, социального страхования, пенсионного обеспечения, разработку проектов региональных программ, законов, нормативных правовых актов области по аналогичным вопросам.
Статья 10. Управление охраной труда в муниципальных образованиях
Функции по управлению охраной труда в муниципальных образованиях осуществляют подразделения по труду или ответственные (уполномоченные) специалисты по охране труда органов местного самоуправления.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны труда
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны труда относятся:
обеспечение реализации единой государственной политики в сфере охраны труда на подведомственной территории;
обеспечение взаимодействия местного самоуправления, объединений профсоюзов и предприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
разработка комплекса взаимоотношений в сфере охраны труда с предприятиями соответствующего муниципального образования органами государственного и ведомственного контроля и надзора;
информирование через средства массовой информации работников и населения о состоянии охраны труда, о вновь принятых нормативных правовых актах по охране труда и осуществление методического руководства службами охраны труда предприятий;
подготовка информации и проведение анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний на предприятиях муниципального образования и подготовку в пределах своей компетенции соответствующих предложений по улучшению условий и охраны труда;
организация и проведение семинаров-совещаний по вопросам охраны труда;
участие в комплексных проверках состояния охраны труда на предприятиях муниципального образования;
организация обучения и проверки знаний руководителей, главных специалистов и специалистов по охране труда предприятий муниципального образования;
участие в расследовании несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, возможным инвалидным исходом и групповых несчастных случаев;
разработка территориальных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда;
организация проведения аттестации рабочих мест и сертификации предприятий на соответствие безопасности труда;
учет наличия средств индивидуальной и коллективной защиты работающих и размещение заказа по удовлетворению потребности в них;
заслушивание отчетов руководителей предприятий о состоянии условий и охраны труда.
Статья 12. Управление охраной труда на предприятиях
Для организации работы по охране труда в объединениях предприятий (ассоциациях, союзах, концернах, трестах и т.п.) в обязательном порядке создаются службы охраны труда и техники безопасности.
См. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14
На предприятии либо создается служба охраны труда, либо вводится штатная должность специалиста по охране труда и технике безопасности, либо привлекаются на договорной основе специалисты по охране труда.
Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяется работодателями с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации, соответствующих отраслевых нормативных актов.
В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Ответственность за состояние условий и охраны труда возлагается на работодателя.
Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению условий и охраны труда работников
См. Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах, сообщенные письмом Минтруда РФ от 23 января 1996 г. N 38-11
Работодатель обязан обеспечить:
соблюдение на предприятии Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекса Законов о труде, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и области;
создание службы охраны труда как самостоятельного структурного подразделения предприятия, либо введение штатной должности специалиста или привлечение на договорной основе специалиста соответствующей квалификации;
безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда в соответствии с требованиями законодательства об охране труда;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленных законодательством;
выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока, спецпитания в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанными с загрязнением;
См. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;
организацию работ по сертификации цехов, участков, технологических линий на их соответствие требованиям безопасности труда;
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей;
информирование работников о режиме труда и отдыхе, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, наличии опасных и вредных для здоровья производственных факторов, полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск работников органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля и представителей общественного контроля, предоставление им необходимых документов и информации для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии, соблюдения законодательства об охране труда, для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выполнение их предписаний;
проведение предусмотренных законодательством Российской Федерации предварительных (при поступлении на работу), а также периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
обучение, инструктаж работников, комиссионную проверку знаний работниками правил, норм, инструкций по охране труда;
обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
информирование в установленном порядке органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
ежегодную разработку и реализацию программ (планов, мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
выделение целевых средств на улучшение условий и охраны труда, обучение персонала безопасным приемам и методам труда, а также участие предприятия в формировании территориального фонда охраны труда;
участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, проводимых органом по труду Администрации области, органов местного самоуправления и согласовывать с ним свои действия в сфере охраны труда;
соблюдение квалификационных требований к лицу, претендующему на замещение должности специалиста (инженера) по охране труда и технике безопасности;
содержание в травмобезопасном состоянии территории предприятия;
разработку необходимой нормативно-технической документации и проведение организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий, предотвращающих воздействие вредных веществ на работника, деятельность которого связана с производством и применением вредных веществ;
наличие разработанных с учетом специфики производства конкретных инструкций по охране труда и техники безопасности по всем профессиям и видам работ, имеющимся на предприятии, и ведение необходимой документации по охране труда.
Статья 14. Обязанности работников предприятий в сфере охраны труда
Работник обязан:
соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;
правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае на производстве, признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
своевременно проходить обучение и проверку знаний по охране труда, инструктаж по технике безопасности и приемам безопасного труда;
проходить установленные медицинские осмотры.
Статья 15. Региональная программа улучшения условий и охраны труда
Региональная программа 28000314.1000 28000348.1000 28002205.1000 улучшения условий и охраны труда разрабатывается с учетом мнения заинтересованных структур и организаций областной межведомственной комиссией по охране труда на 1 - 3 года, утверждается областной Думой.
Органы местного самоуправления могут разрабатывать аналогичные территориальные программы.
Глава IV. Финансирование охраны труда
Статья 16. Источники финансирования
Финансирование охраны труда осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, средств предприятий, фондов охраны труда.
Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами, соглашениями или другими планами, мероприятиями по охране труда.
Органы государственного управления охраной труда содержатся за счет средств областного бюджета.
Структуры управления охраной труда органов местного самоуправления содержатся за счет средств местных бюджетов.
Органы государственного надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников в соответствии с их принадлежностью и подчиненностью.
Затраты на реализацию региональной и территориальных программ по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет источников финансирования, предусмотренных программами. Исполнение аналогичных мероприятий, планов предприятий - за счет средств предприятий.
Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Статья 17. Фонды охраны труда
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: федеральный фонд охраны труда, региональный (областной) фонд охраны труда и фонды охраны труда предприятий.
Формирование и расходование фондов охраны труда определяется соответствующими положениями о них, утвержденными в установленном порядке.
Глава V. Надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда
Статья 18. Органы государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труде и правил по охране труда осуществляет Государственная инспекция труда по Тамбовской области.
Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда на территории области осуществляет Администрация области в порядке, предусмотренном законодательством.
Ведение контроля и надзора по охране труда с особыми видами производства (взрывоопасное, производство ядохимикатов и т.п.) осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и инспекциями в соответствии с их полномочиями и утвержденными в установленном порядке Положениями о них.
Министерства Российской Федерации, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы Российской Федерации и ведомства осуществляют лишь внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране в отношении подчиненных им предприятий, расположенных на территории области.
Органы государственного надзора и контроля не зависят в своей деятельности от администраций предприятий и их вышестоящих органов и действуют в пределах полномочий в соответствии с положениями, утвержденными в установленном порядке.
Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, участвовать в расследовании и проводить самостоятельное расследование несчастных случаев на производстве, иметь доступ к необходимым документам и информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы (в соответствии с законодательством) на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных, правовых актов по охране труда.
Суммы штрафов, налагаемых в установленном порядке на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда органами государственного надзора и контроля, расходуются в установленном порядке.
Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Решения органов государственного надзора и контроля, в том числе решение органа государственного управления охраной труда о закрытии предприятия или его структурного подразделения, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 19. Общественный контроль и права профсоюзов в сфере охраны труда
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда с учетом требований, нормативов Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Профсоюзы в лице их соответствующих органов вправе участвовать в разработке региональной, территориальных программ улучшения условий и охраны труда, аналогичных планов и мероприятий на предприятиях.
Проекты законов, правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда и профессиональных заболеваний, разрабатываются органами государственной власти области с учетом мнения объединений профсоюзов области.
Профсоюзы осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда.
В этих целях они имеют право:
беспрепятственно посещать предприятия, независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза;
защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе);
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а так же о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов, инструментов, средств производства в качестве независимых экспертов;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда;
требовать от работодателей возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве (работе).
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы предприятия, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателей немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в орган по труду Администрации области, Государственную инспекцию труда по Тамбовской области для принятия неотложных мер.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления предприятием, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Администрацией области, Государственной инспекцией труда по Тамбовской области. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
Статья 20. Ответственность за неисполнение законодательства об охране труда
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, в неисполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного управления, надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области.
Работники предприятий за нарушение требований законодательных и иных нормативных, правовых актов по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в определенных случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области.
Должностные лица органов государственного управления, надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Абзац второй статьи 6 "Ограничения по охране и условиям труда" настоящего закона ввести в действие с 1 июля 2000 года.
До введения в действие абзаца второго статьи 6 Закона Тамбовской области "Об охране труда в Тамбовской области" предприятиям запрещается принимать на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда женщин детородного возраста и несовершеннолетних, а на работы с особо вредными и особо опасными условиями труда - женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
А.И.Рябов |
г. Тамбов
28 февраля 1997 г.
N 96-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 28 февраля 1997 г. N 96-З "Об охране труда в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 26 апреля 2000 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 15 марта 1997 г. N 50 (21244)
Законом Тамбовской области от 3 мая 2007 г. N 194-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 25 декабря 2002 г. N 93-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 24 июня 2000 г. N 111-З