Рассмотрев предложения комитета по социальной политике областной Думы о необходимости включения Тамбовской областной Думы в состав соавторов проекта Федерального Закона N 192701-З "О внесении изменений в Федеральный Закон "О ветеранах" и Федеральный Закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о включении Тамбовской областной Думы в состав соавторов проекта Федерального Закона N 192701-З "О внесении изменений в Федеральный Закон "О ветеранах" и Федеральный Закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
2. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н. Карев |
Проект вносится
Тамбовской областной Думой
Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1.
Внести в Федеральный Закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; N 1 9; ст. 2023) следующие изменения:
1. Абзац первый пункта 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального Закона, предоставляются следующие права и льготы:".
2. Статью 17 исключить.
Статья 2.
Внести в Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831) следующие изменения:
1. Абзац восьмой статьи 2 изложить в редакции:
"участники Великой Отечественной войны - граждане, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального Закона "О ветеранах".
Статья 3.
Финансирование расходов, предусмотренных статьями 1 и 2 настоящего Федерального Закона, производится из источников, за счет которых осуществляется соответствующие выплаты.
Статья 4.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным Законом.
Статья 5.
Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.
Президент Российской Федерации
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие Закона с июля 2002 г. не нарушает баланса бюджетов всех уровней в части выплаты пенсий и реализации льгот участников Великой Отечественной войны:
1. Законопроект касается граждан Российской Федерации старше 75 лет, численность которых имеет выраженную тенденцию к снижению. В течение 2000 года численность участников Великой Отечественной войны уменьшилась:
- инвалидов, имеющих право на получение двух пенсий, на - 123663 человека;
- УОВ, пользующихся правом на льготы согласно статьей 14 и 15 ФЗ "О ветеранах" на - 243542 человека;
2. Финансовая потребность составляет:
- на выплату пенсии в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - 324000000 руб.
- на реализацию льгот - 274440000 руб.
3. Обеспечение финансовой потребности на выплату пенсий и реализацию льгот со второго полугодия за счет "высвобождаемых" финансовых ресурсов составляет:
а) на выплату пенсий - 324000000 руб.
б) на реализацию льгот по статье 15 ФЗ "О ветеранах" - 5514888000 руб.
Пояснительная записка
к проекту Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральных закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Предлагаемые законопроектом изменения имеют целью привести к единообразию действующие правовые нормативные акты в части прав участников Великой Отечественной войны, поименованных в п/п 1, п. 1, статьи 2 Федерального Закона "О ветеранах".
Федеральным Законом "О ветеранах" от 12.01.95 г. N 5-ФЗ статус участника Великой Отечественной войны первоначально установлен для 8 категорий населения страны (в первую очередь - военнослужащих). При этом были зафиксированы различные меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны в зависимости от принадлежности к составу действующей армии места прохождения ими военной службы или работы.
Объем льгот для участников войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года предусмотрен ниже чем для военнослужащих, проходивших службу в частях, отнесенных к действующей армии, или гражданских лиц, переводившихся на положение военных (статья 15 ФЗ "О ветеранах").
При этом участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания в послевоенный период, имеют права на льготы, установленные для инвалидов войны, независимо от места прохождения ими службы в период войны.
Однако пенсионное обеспечение участников войны указанных категорий сохранило существенное различие в Федеральном Законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении, в Российской Федерации" в части права на вторую пенсию. В указанном законе понятие "участники Великой Отечественной войны" закреплено лишь за гражданами, поименованными в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах". Это не охватывает все категории лиц, имеющих статус "участник Великой Отечественной войны" согласно Федеральному закону "О ветеранах", хотя установление статуса участника войны является предметом именно этого закона. (1)
Принятые в 2000 году законы, а также действующие до настоящего (2) времени подзаконные нормативные акты в значительной мере расширили перечень лиц, не принимавших участия в боевых действиях либо даже не проходивших военную службу, но фактически отнесенных к участникам Великой Отечественной войны с предоставлением им полного объема мер социальной защиты, включая и пенсионное обеспечение.
Это - военнослужащие резерва офицерского состава, тыловых частей учреждений (склады, базы, гурты скота, конные депо и т.д.)..., лица вольнонаемного состава частей за период выполнения ими задач в пределах тыловых границ общевойсковых фронтов или на удалении до 100 км от уреза воды в пределах операционной зоны действующего флота;
работники предприятий, ... наркоматов и ведомств, переведенные на положение лиц, состоявших в Красной Армии, ... работники учреждений и организаций, ..., командированные ... в действующую армию;
лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов...;
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады ... и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и др.
Таким образом, в настоящее время прав участников Великой Отечественной войны в полном объеме лишена только одна из девяти групп населения страны, имеющих в настоящее время этот статус. Это - участники войны из числа военнослужащих, призванных на военную службу в период Великой Отечественной войны по условиям военного времени до (3) достижения официального призывного возраста (16 неполных 18 лет), а срок прохождения службы был для них увеличен вдвое без соответствующей законодательной базы.
Следует принять во внимание, что законодательством Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга всем участникам войны предоставлены льготы согласно статье 15 (без применения статьи 17). Аналогично решена проблема и законодательством ряда стран СНГ (Республики Беларусь, Украина и Молдова и др.).
Нельзя также игнорировать мнение Российских ветеранских общественных объединений - Российского Комитета ветеранов войны и Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, настоятельно выступающих за приведение к единообразию законодательных органов, (4) регулирующих права оставшихся в живых участников войны.
Предлагаемый законопроект устраняет имеющиеся несоответствия в законодательстве и ликвидирует путем выравнивания прав противопоставление участников Великой Отечественной войны.
С учетом возрастной специфики категории граждан, права которой отражены в законопроекте, в случае принятия закона ввод его в действие с середины текущего года позволит избежать нарушение баланса годового бюджета всех уровней.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н. Карев |
1. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О ветеранах" от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О ветеранах" от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 29 декабря 2000 г. N 167-ФЗ Генштаба ВС РФ.
2. Директива Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ДГШ-1 от 1 августа 1992 г.
3. Историческая справка о законодательных актах СССР и Российской Федерации об учреждении статуса участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.- Институт военной истории Минобороны РФ. - Москва, 20.01.94. Письмо Историко-архивного и военно-мемориального центра Генштаба ВС РФ от 07.08.95 г. N 328/1823 Постановления Государственного Комитета обороны военных лет о призыве на военную службу
4. Письма:
Российского Комитета ветеранов войны от 05.04.95 г. N 336/13; от 18.09.00 г. N 708/13, от 31.07.01 г. N 536; от 16.01.02 г. N 21/13 Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов от 27.10.00 г. N 292/25; от 18.01.02 г. N 13/25
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие представляемого законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия новых законодательных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тамбовской областной Думы от 28 июня 2002 г. N 157 "Об обращении к Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации о включении Тамбовской областной Думы в состав соавторов проекта Федерального закона N 192701-З "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был