Во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2002 N 270 "Об утверждении программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году"
приказываем:
1. Утвердить программу ликвидации кори на территории Тамбовской области к 2010 году согласно приложению (далее - Программа).
2. Заместителю начальника управления здравоохранения области Т.Н. Смоляковой, заместителю главного врача центра госсанэпиднадзора в области А.П. Суворину разработать план мероприятий Тамбовской области по реализации первого этапа Программы на 2003 - 2004 годы.
3. Рекомендовать начальнику управления здравоохранения мэрии г. Тамбова, главному врачу г. Мичуринска, главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов области, главным врачам центров госсанэпиднадзора в городах и районах области:
3.1. Разработать территориальные программы ликвидации кори к 2010 году.
3.2. Разработать план мероприятий по реализации первого этапа указанной Программы на 2003 - 2004 годы и представить на рассмотрение органам исполнительной власти городов и районов области для включения его в подпрограмму "Вакцинопрофилактика" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)"
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления здравоохранения области Т.Н. Смолякову и заместителя главного врача центра госсанэпиднадзора в области А.П. Суворина.
Начальника управления здравоохранения |
А.Б.Лутцев |
Главный государственный |
Г.М.Пико |
Программа
ликвидации кори на территории Тамбовской области к 2010 году
(утв. приказом управления здравоохранения Тамбовской области,
центром госсанэпиднадзора в Тамбовской области
от 28.01.2003 N 38/3-сл)
История борьбы с корью насчитывает не одну сотню лет, однако, реальная возможность снизить заболеваемость и смертность от этой инфекции появилась после начала массовой иммунизации, к которой у нас в стране приступили в 1963 году.
В рамках Расширенной программы иммунизации были выдвинуты задачи: достижение охвата вакцинацией на первом году жизни не менее 90% на уровне стран, регионов, районов и снижение летальности от кори до уровня менее 1 % во всех странах.
Хотя ни одна из этих целей в глобальном масштабе достигнута не была, тем не менее, к концу 1995 года примерно в 2/3 стран - членов ВОЗ заболеваемость корью снизилась на 90 % и примерно в 1/2 стран мира смертность от кори уменьшилась на 95 % и более.
Успехи вакцинопрофилактики, интенсивное развитие эпидемиологии, вирусологии и иммунологии позволили сформулировать задачу ликвидации кори (снижение показателя заболеваемости до нуля). Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:
- во всем мире имеется единый антигенный вариант вируса кори;
- после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет;
- вирус кори не имеет других экологических ниш, кроме человека;
- отсутствует носительство вируса кори в открытой форме;
- вирус кори характеризуется определенной пластичностью, что позволяет создать высокоиммуногенную аттенуированную вакцину.
В 1994 году Американский регион первым провозгласил своей целью ликвидацию кори к 2000 году. В 1998 году еще два региона поставили задачу ликвидации кори: Европейский регион к 2007 году, Восточно-Средиземноморский к 2010 году. Глобальную ликвидацию кори планируется осуществить к 2010 - 2020 гг., как задачу ХХI века в рамках программы ВОЗ "Здоровье для всех".
Мероприятия по специфической профилактике кори позволили резко снизить заболеваемость в Российской Федерации, где за последние пять лет отмечаются самые низкие показатели заболеваемости корью - не более 5,1 на 100 тыс. населения.
В Тамбовской области, как и по России, уже в течение многих лет отмечается тенденция к снижению заболеваемости. Последний случай кори был зарегистрирован в 1997 году (6 случаев по области) и заболеваемость составила 0,5 на 100 тыс. населения. И в настоящее время на территории области случаи кори не регистрируются.
Неуклонное повышение охвата вакцинацией (от 88,7 % в 1995 году до 99,9 % в 2001 году) живой коревой вакциной (далее - ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16 позволяет области включиться в национальную программу по ликвидации кори в РФ и программу Европейского регионального бюро ВОЗ по глобальной элиминации этой инфекции.
Целью Программы является элиминация кори в Тамбовской области к 2007 году и сертификация территории, как свободной от этой инфекции к 2010 году.
Мероприятия, предусмотренные Программой планируется осуществить в три этапа:
Первый этап (2003 - 2004 г.г.) - достижение стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне во всех городах и районах области.
Второй этап (2005 - 2007 г.г.) - создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в области.
Третий этап (2008 - 2010 г.г.) - сертификация области как территории, свободной от кори.
Основными принципами ликвидации кори являются:
- поддержание высокого (не менее 95 - 98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;
- эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.
Исходя из основных принципов для достижения ликвидации кори необходимо решение следующих задач:
- поддержание высокого уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки (не менее 95 - 98%) в разрезе каждой территории и по области в целом;
- совершенствование системы эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;
- организация эффективной системы транспортировки и хранения препаратов;
- повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;
- развитие информационно-мобилизационной системы по вопросам выполнения Программы;
- развитие сотрудничества по проблеме глобальной ликвидации кори с компетентными органами.
Решение поставленных задач ликвидации кори в области требует координации деятельности центров госсанэпиднадзора, лечебно-профилактических учреждений и других заинтересованных ведомств.
1. Достижение и поддержание высокого уровня (не менее 95 - 98%) охвата вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ населения области
Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции. Основой предупреждения распространения кори является успешное применение доступной, высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени. Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке позволит не только уменьшить число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения. Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.
На разных этапах реализации Программы, возможно потребуется разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.
Основными направлениями реализации задачи являются:
- проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95 - 98% в разрезе каждой административной территории области - проведение профилактических прививок учащимся ПТУ, техникумов, колледжей и 1-х курсов ВУЗов, не болевших корью, не имеющих сведении о прививках или имеющим только одну прививку;
- своевременное проведение прививок по эпидпоказаниям в очагах кори не иммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющих сведений о прививках или имеющим только одну прививку;
- определение дополнительных мероприятий по борьбе с корью на территориях с разным уровнем заболеваемости.
Обязательными мероприятиями, направленными на повышение невосприимчивости населения к вирусу кори, являются:
- совмещение прививок коревой вакциной с другими прививками национального календаря прививок;
- сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори за счет подготовки детей из групп риска для иммунизации в консультативно-диагностических центрах (кабинетах) специфической иммунопрофилактики;
- совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населения области;
- учет и анализ поствакцинальных осложнений;
- внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата;
- проведение ежегодного расчета потребности территорий в ЖКВ;
- обеспечение в полном объеме лечебно-профилактических учреждений ЖКВ, приобретенной за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
2. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью
Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, в ходе которого разрабатывается прогноз заболеваемости и планируются оперативные мероприятия по предупреждению распространения инфекции с последующей ее ликвидацией.
В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает значимость серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить группу риска и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.
Для объективной оценки сложившейся на территории эпидемической ситуации в отношении кори, чрезвычайную актуальность приобретает активное выявление всех случаев заболевания корью и их обязательное лабораторное подтверждение.
Основными направлениями реализации задачи являются:
- обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на эту инфекцию с целью подтверждения диагноза "корь";
- проведение многофакторного эпидемиологического анализа заболеваемости корью, привитости, состояния специфического иммунитета населения в области в целом и в разрезе административных территорий;
- составление прогноза заболеваемости, разработка и реализация дополнительных мероприятий по предупреждению вспышек кори.
Обязательными мероприятиями при проведении эпидемиологического надзора за корью являются:
- внедрение стандартного определения "случая кори" с целью повышения оперативности противоэпидемических мероприятий;
- разработка и внедрение дополнительных форм и схем эпидемиологического анализа, обеспечивающих полноту и высокую достоверность информации о развитии эпидемического процесса;
- анализ клинических проявлений коревой инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частоты возникновения осложнений);
- проведение выборочных серологических обследований с целью оценки коллективного иммунитета и принятия оперативных решений по его коррекции;
- разработка и внедрение критериев оценки эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
разработка и реализация территориальных планов ликвидации кори.
3. Обеспечение условий транспортировки и хранения препаратов для диагностики и профилактики кори
В решении вопросов ликвидации кори важное значение имеет также соблюдение условий транспортировки и хранения препаратов для профилактики и диагностики кори, обеспечивающих эффективность вакцинопрофилактики. Данное требование является обязательным условием для участия в национальной программе по ликвидации кори и программе глобальной элиминации кори в Европейском регионе.
Для решения этой задачи предусматривается:
- обеспечение контроля за выполнением санитарных правил СП 3.3.2.028-95 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" и СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения" на всех этапах - от предприятия производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений;
- обеспечение лечебно-профилактических и аптечных предприятий и учреждений, а также складов хранения вакцины термоконтейнерами многоразового и одноразового применения, термоиндикаторами, стационарным холодильным оборудованием (холодильные камеры, холодильники).
4. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори
Высокая квалификация врачей (педиатров, инфекционистов, эпидемиологов, вирусологов, иммунологов) и средних медицинских работников является гарантией успешного выполнения Программы.
Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемиологического надзора, стратегии и тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного просвещения населения.
Программой предусматривается:
- организация и проведение семинаров и совещаний для специалистов госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори;
- проведение учебных курсов по "холодовой цепи" с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;
- внедрение системы тестового контроля знаний врачей по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;
- участие специалистов практических учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы в конференциях, совещаниях по проблемам ликвидации кори;
- подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам эпидемиологическиго надзора за корью и ее вакцинопрофилактики;
- включение в программы подготовки студентов медицинских колледжей и училищ вопросов глобальной ликвидации кори.
5. Развитие информационно-мобилизационной системы по проблеме ликвидации кори
Для реализации Программы необходимо мобилизовать медицинских работников на повышение знаний среди населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори с использованием для этих целей всех средств массовой информации.
Программой предусматривается:
- распространение различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори (плакатов, буклетов, памяток, листовок и др.);
- подготовка и организация трансляций по телевидению и радиовещанию ликвидации кори в Российской Федерации и области;
- подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической обстановки по кори, состояния вакцинопрофилактики, проводимых противоэпидемических мероприятий.
6. Внедрение научных исследований по решению оперативных задач проблемы ликвидации кори
Использование в работе научных исследований, направленных на решение современных проблем эпидемиологии, профилактики, клинической и лабораторной диагностики кори, существенно повысит качество и оперативность мероприятий по реализации Программы.
Программой предусматривается:
- совершенствование системы управления эпидемическим процессом кори и краснухи;
- внедрение программного обеспечения, позволяющего проведение эффективного эпидемиологического надзора;
- внедрение новых иммуноферментных тест-систем для экспресс диагностики кори и краснухи (JgМ) и серомониторинга (IgG);
- участие в совместных с центральными НИИ эпидемиологического и вирусологического профилей в исследовательских работах по вопросам элиминации кори.
7. Развитие сотрудничества
В ходе реализации Программы будет осуществляться:
- сотрудничество с Национальным научно-методическим центром по надзору за корью в РФ;
- сотрудничество с неправительственными организациями по актуальным вопросам ликвидации кори;
- сотрудничество с органами здравоохранения и научно-исследовательскими учреждениями по вопросам стратегии и тактики борьбы с корью.
8. Организация и внедрение системы сертификации ликвидации кори
Организация и внедрение системы сертификации ликвидации кори будет проводиться в соответствии с рекомендациями Национального научно-методического центра по надзору за корью в РФ, при этом предусматривается подготовка документации по сертификации территории области как свободной от кори.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ управления здравоохранения Тамбовской области, Центра госсанэпиднадзора в Тамбовской области от 28 января 2003 г. N 38/3-сл "Об утверждении программы ликвидации кори на территории Тамбовской области к 2010 году"
Текст приказа официально опубликован не был