См. правовое заключение правового управления Тамбовской областной Думы от 11 декабря 2002 г. на решения Котовского городского Совета народных депутатов от 30 мая и 27 июня 2002 г.
Рассмотрев представленную администрацией города Программу развития промышленности города Котовска на период 2002 - 2004 г.г., учитывая решения постоянных комиссий Горсовета по бюджету, налогам, финансам и поддержке предпринимательства и по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, связи и природопользования,
Котовский городской Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить Программу развития промышленности города Котовска на период 2002 - 2004 г.г." (прилагается).
2. Решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию в газете "Наш вестник".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, связи и природопользования (Руденко С.И.).
Председатель Котовского городской
Совета народных депутатов |
Е.И.Скосарев |
Программа
развития промышленности города Котовска на период 2002 - 2004 г.г."
(утв. решением Котовского городского Совета народных депутатов
от 27 июня 2002 г. N 207)
I. Паспорт программы
1. Наименование Программа развития промышленности города на
Программы: 2002 - 2004 годы.
2. Разработчик Администрация города Котовска.
Программы:
3. Цель Программы: Переход к устойчивому росту промышленного
производства конкурентоспособной продукции за
счет реализации мер по техническому
перевооружению предприятий, развитию кадрового
потенциала и на этой основе повышение
жизненного уровня населения города
4. Задачи Программы: - Осуществление мероприятий по реконструкции и
техническому перевооружению действующих
производств и вводу новых производственных
мощностей;
- увеличение производства важнейших видов
промышленной продукции;
- расширение внешнеэкономических связей;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- конверсирование производственных мощностей
оборонной промышленности;
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение роста уровня реальных доходов и
заработной платы, работающих в промышленности.
5. Сроки и этапы. 2002 - 2004 годы
реализации Программы
6. Исполнители Администрация города, коллективы и руководители
Программы промышленных предприятий
7. Ожидаемые конечные В результате реализации Программы будет
результаты достигнуто: рост объема промышленной продукции
за период 2002 - 2004 годы на 11,4%;
повышение качества и конкурентоспособности
выпускаемой продукции;
увеличение налогооблагаемой базы и уровня
собираемости налогов.
II. Введение
Программа разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 29.06.99 N 66-З "О промышленной политике в Тамбовской области" и Концепцией промышленной политики Тамбовской области, утвержденной постановлением областной Думы от 09.09.2000 N 724.
Расширение и модернизация промышленного производства, увеличение выпуска промышленной продукции в условиях построения рыночных отношений,# является основой для развития других отраслей экономики, стабилизации функционирования всей производственной инфраструктуры и социальной сферы города. Это позволит обеспечить расширение налогооблагаемой базы, рост налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды, повышение жизненного уровня населения города.
Инструментом для осуществления промышленной политики города является Программа развития промышленности города на 2002 - 2004 годы, которая предусматривает реализацию приоритетных направлений развития промышленности, меры государственной поддержки промышленных предприятий и кадровое обеспечение мероприятий Программы. Городская Программа является важнейшим средством реализации стратегии и тактики экономического развития города, активного воздействия на экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей. Программный метод управления предполагает формирование системы взаимоувязанных мер как на уровне всего промышленного комплекса так и на уровне его отраслей, ориентированных на реализацию целей и важнейших задач промышленного развития.
В промышленность города входят все звенья производственного комплекса с разветвленной инфраструктурой, содержащей в себе предприятия многих отраслей народного хозяйства. В составе промышленности работают 8 крупных и средних промышленных предприятий, 6 предприятий малого бизнеса. В отраслях промышленности трудятся 8,0 тыс. человек. Многие предприятия города технологически и экономически связаны с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, что свидетельствует о вхождении промышленности города в единый промышленный комплекс области и России.
Итоги развития промышленности города за период проведения реформ свидетельствуют о сложности происходящих социально-экономических процессов. К началу 1992 года основой промышленного комплекса города являлись крупные предприятия с высокой степенью концентрации специализированного производства и разветвленной сетью кооперированных производств, размещенных по всей территории бывшего СССР. Рыночные отношения предъявляют качественно новые требования к стратегии экономического и социального развития промышленности, отличительной чертой которой является создание условий для развития малого и среднего производства, обновления и модернизации основных фондов промышленного комплекса и на этой основе устойчивого роста промышленного производства.
В 2000 году промышленность города обеспечила свыше 78,8% валового продукта, 58% занятости населения, свыше 60% поступлений по налоговым платежам во все уровни бюджетов.
III. Состояние и структурные изменения промышленного
комплекса города и предшествующий период
1. Состояние промышленного комплекса города
Для определения основных направлений промышленной политики и действий администрации города по их реализации необходимо проанализировать состояние промышленного комплекса города в предшествующий период.
Период рыночных преобразований в городе можно разделить на два этапа: период 1991 - 1995 годы - это промышленный спад, обусловленный неоднозначными процессами преобразований, происходящими как в промышленности города, так и в целом Российской Федерации (Таблица N 1).
Таблица 1
Индексы физического объема продукции по промышленности
Российской Федерации, Тамбовской области и города
за 1991 - 2000 годы (в % к предыдущему году)
Всего по промышленности |
Индексы физического объема продукции | |||||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Российской Федерации |
92,0 | 82,0 | 85,9 | 79,1 | 96,7 | 96,0 | 101,9 | 94,8 | 108,0 | 109,2 |
Тамбовской области |
97,6 | 85,3 | 98,4 | 73,9 | 91,7 | 79,11 | 102,1 | 102,3 | 116,8 | 105,8 |
Города Котовска | 95,6 | 61,4 | 82,9 | 81,4 | 91,0 | 109,8 | 138,3 | 98,1 | 115,0 | 88,7 |
Спад производства носил системный характер и затронул все отрасли промышленности. При этом динамика производства по основным отраслям промышленности существенно различается. Более наглядно динамику спада промышленного производства можно увидеть из таблицы N 2.
Таблица 2
Индексы физического объема продукции по отраслям и в целом
по промышленности Российской Федерации, Тамбовской области
и города за 1991 - 2000 годы (в % к 1990 г.)
Индексы физического объема продукции (в % к 1990 г.) | ||||||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
РФ | 92,0 | 75,4 | 4,8 | 51,3 | 49,6 | 47,4 | 48,5 | 46,0 | 49,6 | 54,1 |
Тамбовская область |
97,0 | 83,3 | 81,9 | 60,5 | 55,5 | 43,9 | 44,8 | 45,9 | 55,6 | 56,7 |
г. Котовск | 95,6 | 58,7 | 48,7 | 39,6 | 36,0 | 39,5 | 54,6 | 53,6 | 61,6 | 54,7 |
Химическая и нефтехимическая |
91,9 | 97,5 | 53,1 | 35,8 | 28,9 | 32,5 | 42,3 | 45,6 | 53,8 | 47,3 |
Машиностроение | 105,6 | 54,3 | 53,0 | 33,0 | 32,3 | 26,8 | 34,6 | 33,3 | 34,3 | 40,6 |
Легкая | 107,1 | 41,5 | 39,3 | 38,6 | 16,6 | 4,2 | 3,2 | 1,8 | 4,9 | 6,2 |
Промышленность строительных материалов |
95,2 | 82,0 | 78,1 | 38,7 | 30,2 | 15,6 | 12,2 | 9,4 | - | - |
Пищевая | 98,7 | 113,6 | 112,1 | 69,5 | 47,8 | 35,2 | 57,6 | 51,7 | 42,1 | 38,9 |
За период 1991 - 1995 годы объем промышленного производства в городе сократился на 64,0 процентов.
Среди основных факторов, непосредственно вызвавших сокращение промышленного производства в процессе рыночных преобразований, следует выделить следующие:
сближение уровня внутренних и мировых цен, повлекшее за собой свертывание неэффективных производств и увеличение доли импортной продукции в структуре покрытия платежеспособного спроса внутреннего рынка;
ужесточение финансово-кредитной политики, приведшее к сокращению финансовой поддержки неконкурентоспособных производств, резкому снижению государственных инвестиций в промышленность, в том числе в производство вооружений;
снижение платежеспособного спроса населения в результате сокращения доходов, которое наряду с расширением импорта обусловило сокращение производства потребительских товаров;
падение платежеспособного спроса на российскую промышленную продукцию со стороны стран СНГ в результате переживаемого ими экономического спада.
В числе факторов, определяющих динамику промышленного производства, следует назвать и резкое сокращение государственных расходов на оборону которое привело к свертыванию военных производств.
Началом второго этапа рыночных преобразовании промышленности города является период 1997 - 2000 годы, который характеризуется неравномерностью. Индексы физического объема в промышленности города составили: в 1996 г. - 109,8% в 1997 г. - 138,3%, в 1998 г. - 98,1%, в 1999 г. - 115,0%, в 2000 г. - 88,7%. Это позволило сократить спад промышленного производства с 64% до 45,3% к уровню 1990 года.
2. Структурные изменения промышленного производства города
Рыночные преобразования в промышленности Российской Федерации привели к структурным сдвигам в промышленности города.
Таблица 3
Структура промышленного производства г. Котовска
за 1990 - 2000 годы
Удельный вес производства в общем объеме промышленного производства года (в %) |
|||||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Химическая и нефтехимическая |
71,9 | 74,1 | 85,5 | 90,0 | 91,6 | 92,5 | 93,8 | 93,3 | 93,3 | 92,8 | 86,6 |
Машиностроение | 15,2 | 10,5 | 5,4 | 3,5 | 2,1 | 2,1 | 1,5 | 1,8 | 1,7 | 2,6 | 3,7 |
Легкая | 7,2 | 9,3 | 3,7 | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 1,1 | 1,8 |
Промышленность строительных материалов |
2,2 | 2,1 | 2,2 | 2,9 | 1,6 | 1,0 | - | - | - | - | - |
Пищевая | 2,0 | 2,3 | 2,4 | 2,2 | 3,5 | 3,2 | 3,5 | 4,1 | 3,7 | 3,3 | 4,7 |
Прочие | 1,5 | 1,7 | 0,8 | - | - | - | 0,7 | 0,3 | 0,7 | 0,2 | 3,2 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Из таблицы 3 видно, что как в 1990 г. в общем объеме промышленного производства города, так и в 2000 году преобладаем производство продукции в химической и нефтехимической отрасли. На снижение показателей работы ВПК сказалось снижение оборонного заказа, задержка расчетов за произведенную продукцию. Задача - сохранение и расширенное производственного потенциала за счет производства конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках основных и гражданских видов продукции и повышения эффективности работы предприятий.
В машиностроении из-за конкуренции в данной отрасли, замедления спроса на российском рынке и стран СНГ, сокращения оборонного заказа наблюдается снижение удельного веса в общем объеме производства с 15,2% в 1990 г. до 3,7% в 2000 году. Задача - закрепить наметившиеся в последние годы тенденции роста производства через поддержку конкурентоспособных направлений.
Доля выпуска продукции легкой промышленности в общем объеме промышленного производства снизилась с 7,2% в 1990 г. до 1,8% в 2000 году. В 1999 - 2000 годах наметилась неустойчивая тенденция роста производства, которая сдерживается высокой конкуренцией по данным видам продукции.
Возросла доля выпуска продукции предприятиями пищевой промышленности с 2,0% в 1990 году до 4,7% в 2000 году. Для этой отрасли характерна высокая конкуренция, Задача - расширение рынка сбыта, улучшение качества выпускаемой продукции.
Из-за роста цен на энергоресурсы прекратили деятельность предприятия промышленности строительных материалов.
Таким образом, складывающаяся ситуация диктует необходимость для администрации города стимулировать промышленные предприятия, обеспечивающих увеличение производства конкурентоспособной продукции, осуществляющих техническое перевооружение и обновление производства, увеличивающих объемы налоговых поступлений и реализующих социальные мероприятия.
3. Основные проблемы промышленности и промышленных
предприятий города
Проблемы в работе промышленности и промышленных предприятий области можно разделить на две группы: общие: проблемы внешнего характера и внутренние проблемы предприятия.
3.1. Общие проблемы внешнего характера
К проблемам внешнего характера можно отнести:
- не стимулирующая производство система налогообложения;
- неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями - естественными монополистами;
- высокие цены на продукцию и услуги предприятий монополистов;
- низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, а также со стороны государственных органов;
- отвлечение средств на содержание мобилизационных мощностей.
3.2. Внутренние проблемы предприятий
Существенно сдерживают подъем промышленного производства внутренние проблемы предприятий, из которых можно выделить общие для всех промышленных предприятий:
- физический износ основных фондов, устаревшие технологии производства;
- недостаток оборотных средств;
- низкий уровень менеджмента на предприятиях;
- скрытая безработица.
4. Обоснование необходимости принятия Программы
За годы рыночных преобразований общеэкономическая негативная ситуация промышленности города привела к тому, что на цели реконструкции и технического перевооружения производства не выделялись необходимые средства. Прекращение в течение последних 10 лет модернизации и обновления производственно-промышленного потенциала привело к физическому и моральному старению основных производственных фондов. С другой стороны, в промышленности города стоимость основных фондов выросла в тысячи раз, а это привело к значительному росту налога на имущество предприятий.
Все это в значительной степени сдерживает рост промышленного производства, возможность освоения новых видов конкурентоспособной продукции.
Стабилизация и рост производства в 1996 - 1999 годах на предприятиях города были обусловлены, прежде всего, за счет экстенсивных факторов: заработало простаивающее оборудование и работники, находящиеся в вынужденных отпусках. Эти факторы в основном исчерпаны. При этом интенсивные факторы, внедрение новых технологий, современного оборудования не были задействованы. Для обеспечения внедрения нового оборудования и прогрессивных технологий необходимы значительные финансовые ресурсы, которые могут быть получены по двум направлениям: либо привлечением инвестиций, либо изысканием и аккумулированием собственных средств предприятий при государственной поддержке.
IV. Основные цели и сроки рассмотрения Программы
Главной целью Программы является переход к устойчивому росту промышленного производства конкурентоспособной продукции за счет реализации комплекса мер по техническому перевооружению предприятий, внедрению ресурсосберегающих технологий, развитию кадрового потенциала, и на этой основе повышение жизненного уровня населения города.
К основным целям Программы относятся:
оптимизация структуры промышленности города;
сохранение и развитие научно-производственного потенциала промышленности;
повышение качества и технического уровня выпускаемой продукции;
существенное обновление производственных мощностей и увеличение уровня их загрузки за счет привлеченных инвестиций и собственных средств;
расширение налогооблагаемой базы и повышение уровня собираемости налогов;
увеличение занятости населения в промышленности города;
кадровое обеспечение промышленности города.
Реализация программы рассчитана на 2002 - 2004 годы. Механизм реализации программных мер предполагает:
утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий;
информирование руководства администрации города по итогам прошедшего периода о ходе выполнения мероприятий Программы.
V. Основные показатели реализации мероприятий Программы
Достижение основных целей программы характеризуется основными показателями развития промышленности, которые будут обеспечены за счет реализации мероприятий программы и мер государственной поддержки промышленных предприятий. Значение основных показателей Программы приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели реализации мероприятий Программы
Ед. изм. |
Периоды | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2002 - 2004 | ||
1 Объем производства продукции |
млн. руб. |
1033,9 | 1266,2 | 1415,6 | 1635,5 | 4317,2 |
2 Индекс физического объема к предыдущему году |
% | 79,3 | 108,1 | 100,1 | 103,1 | 111,4 |
3 Индекс физического объема к 1990 г. |
% | 43,4 | 46,9 | 46,9 | 48,9 | прирост 5,0 |
4 Объем инвестиций, направляемых на развитие производства в промышленности |
млн. руб. |
19,4 | 26,35 | 86,6 | 76,45 | 189,4 |
5 Объем экспортных поставок |
млн. руб. |
222,4 | 228,6 | 266,9 | 371,2 | 866,7 |
6 Среднесписочная численность |
чел. | 7599 | 7330 | 7531 | 7603 | |
7 Прибыль, подлежащая налогообложению |
млн. руб. |
-10,7 | 89,8 | 58,1 | 194,9 | 342,2 |
8 Среднемесячная заработная плата |
руб. | 2024 | 2327 | 2560 | 2816 |
Исходя из прогнозируемых данных объемов производства продукции промышленностью города в 2002 - 2004 г.г., индекс физического объема к 2004 году увеличится на 11,4%.
VI. Кредитно-финансовое обеспечение Программы
Для финансирования мероприятий Программы предполагается использовать средства, полученные за счет кредитов банков, собственных средств предприятий.
За 2002 - 2004 годы на финансирование Программы будет направлено 189,1 млн. рублей в соответствий с таблицей N 5.
Таблица 5
Объемы финансирования | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2002 - 2004 гг. | |
Всего | 26,35 | 86,6 | 76,45 | 189,4 |
в т.ч. собственные средства предприятий |
2,45 |
8,6 |
8,45 |
19,5 |
кредиты банков | 23,9 | 78,0 | 68,0 | 169,9 |
VII. Приоритетные направления развития промышленного
комплекса города
Предварительный анализ состояния и тенденций развития промышленности города позволяет выделить в качестве приоритетных направлений в первую очередь основных отраслей, уже подтвердивших свою конкурентно способность# и увеличивающих объемы производства: химическая и нефтехимическая, машиностроение, легкая, пищевая.
В качестве приоритетов следует выделить следующие функциональные направления развития промышленного комплекса:
1. Техническое перевооружение, реконструкция и ввод новых производственных мощностей в отраслях и на предприятиях промышленности города.
2. Увеличение производства важнейших видов промышленной продукции.
3. Освоение выпуска новых видов продукции.
4. Увеличение экспортных поставок.
1. Основные мероприятия по техническому перевооружению,
реконструкции и вводу новых производственных мощностей
в отраслях и на предприятиях промышленности города
Одним из приоритетных направлений в развитии промышленности является реализация основных мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и вводу новых производственных мощностей в отраслях и на предприятиях промышленности города (Приложение N 1).
Базовой отраслью промышленного комплекса города является химическая и нефтехимическая промышленность, в состав которой входит ФГУП "Котовский завод пластмасс" и ПК "КЛКЗ".
Наряду с общими проблемами в промышленности города и общими подходами к их решению, проблемы предприятий военно-промышленного комплекса имеют свои особенности.
Первоочередной задачей в этой отрасли является включение ФГУП "Котовский завод пластмасс" в перечень государственных предприятий для выполнения государственных оборонных заказов с целью доведения загрузки этого предприятия до 100%. Затем необходимо государству погасить задолженность ФГУП "Котовский завод пластмасс" за выполненный государственный оборонный заказ, образовавшийся в 1997 - 2000 годах в сумме 44 млн. руб. и компенсировать затраты на содержание мобилизационных мощностей.
Учитывая, что оборонный заказ на 2002 - 2004 годы будет существенно меньше уровня 1990 года и недостаточен для загрузки предприятия военно-промышленного комплекса, необходимо продолжить работу по конверсии ФГУП "Котовский завод пластмасс", мобилизации финансовых ресурсов для освоения гражданских видов продукции.
Из представленных ФГУП "Котовский завод пластмасс" предложений по техническому перевооружению видно, что все мероприятия направлены на увеличение выпуска гражданской продукции и на охрану окружающей среды.
Для дальнейшего увеличения выпуска лакокрасочной продукции, снижения себестоимости и улучшения качества данной продукции на ПК "КЛКЗ" планируется строительство маслопрессового цеха.
Мероприятия по техническому перевооружению на ОАО "Алмаз" направлены на расширение ассортимента выпускаемой продукции. Реализация данных мероприятий позволит увеличить объемы производства продукции.
Легкая промышленность города (ОАО "Искож") ориентирована на увеличение выпуска продукции за счет модернизации производственной базы# ОАО "Искож" планирует приобрести за счет кредитов банка и установить линии по изготовлению новых материалов с фторполимерными покрытиями на общую сумму 90 млн. руб.
К приоритетным направлениям развития промышленного комплекса города отнесена пищевая и перерабатывающая промышленность (ОАО "Котовскхлеб", ОАО "Агро"). В этой отрасли основные мероприятия будут направлены на увеличение выпуска продукции на основе реконструкции и модернизации существующих производств, приобретения нового высокотехнологического оборудования. На эти цели планируется затратить 9,8 млн. руб.
2. Увеличение производства важнейших видов промышленной
продукции
Реализация мероприятий Программы даст возможность организовать производственные цепочки с максимально возможным участием предприятий города. Предприятия за счет более тесных контактов получают возможность на договорных началах регулировать взаимные платежи и расчеты, что в итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Конечная эффективность выразится в расширении производства уже освоенной продукции, завоевавшей потребительские рынки России, Тамбовской области, ближнего и дальнего зарубежья.
Цель Программы - обеспечить прогнозируемый прирост основных видов промышленной продукции.
К 2004 году планируется увеличить выпуск почти всех видов промышленной продукции.
В химической и нефтехимической отрасли ожидается прирост лакокрасочной продукции к уровню 2000 г. в размере 7,5%.
В машиностроении выпуск резисторов к 2004 г. планируется на уровне 6500 тыс. шт., что в 1,5 раза выше уровня 2000 года.
В легкой промышленности планируется увеличение выпуска конкурентоспособной продукции: тентового материала на 22%, облицовочного материала на 4,0% к уровню 2000 г.
В пищевой и перерабатывающей промышленности планируется увеличение производства кондитерских и макаронных изделий соответственно на 32% и 57% к уровню 2000 года, муки - в 1,9 раза.
В стекольно-фарфоровой промышленности прогнозируется прирост керамических изделий к уровню 2000 г. в размере 25%.
Таблица 6
Увеличение производства важнейших видов продукции
промышленными предприятиями города
Наименование видов продукции |
Ед. изм. |
Периоды | ||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||
ФГУП "Котовский завод пластмасс" | ||||||
ЛКМ | тн. | 13052 | 9283,4 | 12000 | 13000 | 14000 |
Линолеум | т.кв.м. | 249,9 | 184,3 | 200 | 250 | 300 |
ПК "КЛКЗ" | ||||||
ЛКМ | тн. | 21823 | 16422,3 | 22058 | 23000 | 23500 |
ОАО "Алмаз" | ||||||
Резисторы | т.шт. | 4344,1 | 4964,1 | 5500 | 6000 | 6500 |
тепловентиляторы | т.шт. | 6,0 | 2,6 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
ОАО "Искож" | ||||||
облицовочный материал | т.кв.м. | 154,3 | 181,1 | 150,0 | 160,0 | 160,0 |
винилискожа | " | 44,8 | 32,4 | 31,0 | 42,0 | 43,0 |
нитроискожа | " | 18,4 | 23,2 | 23,0 | 25,0 | 25,0 |
тентовые материалы | " | 172 | 226,4 | 180 | 200 | 210 |
ОАО "Котовскхлеб" | ||||||
Хлебобулочные изделия | тн. | 7655 | 6398 | 6015 | 6068 | 6122 |
Кондитерские | тн. | 182 | 203 | 210 | 230 | 240 |
Макаронные | тн. | 402 | 594 | 600 | 610 | 630 |
ОАО "Агро" | ||||||
Производство муки | тн. | 251 | 445 | 460 | 470 | 480 |
ООО "Котовская керамика" | ||||||
керамика | т.шт. | 227 | 267,4 | 275 | 280 | 285 |
3. Освоение выпуска новых видов продукции
Одна из задач первого этапа реформирования промышленности, характеризующегося сохранением положительных тенденций роста промышленного производства - это освоение новых направлений деятельности, расширение номенклатуры продукции. Освоение и производство новых видов продукции в прогнозируемый период планируют все промышленные предприятия города (см. таблицу N 7).
Кроме того, в 2003 г. коммерческая фирма "Веда-АВА" планирует начать производство напитков специального назначения, минеральной воды, газированных напитков.
Таблица 7
Освоение новых видов продукции на промышленных предприятиях
города в 2002 - 2004 гг.
Наименование предприятия |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Периоды | |||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||
ФГУП "Котовский завод пластмасс" |
- этилацетат, бутилацетат, синтетическая кожа |
ед. | - | 2 | 1 | - |
ПК "КЛКЗ" | эмаль ЭП 5147, лак ЭП 527, лак ЭП 5118, состав АФ-4 |
ед. | - | 4 | - | - |
ОАО "Алмаз" | модуль защиты связи МЗС |
ед. | - | 2 | - | - |
терморезисторы | ед. | - | 1 | 2 | 2 | |
позисторы | ед. | - | 1 | 1 | 1 | |
датчики температуры |
ед. | - | 1 | 1 | 1 | |
электротепло- вентиляторы |
ед. | - | 1 | - | - | |
ОАО "Искож" | материал тентовый трубный |
т.кв.м. | - | 10,0 | - | - |
материал с фторполимерным покрытием |
т.кв.м. | - | - | 10 | 12 | |
ОАО "Котовскхлеб" | хлебобулочные изделия |
ед. | - | 3 | 6 | 3 |
кондитерские | ед. | - | 5 | 5 | 5 | |
ОАО "Агро" | мукомольная продукция |
ед. | - | 4 | 6 | 3 |
4. Увеличение экспортных поставок
Основной целью развития внешнеэкономических связей промышленности города на перспективу остается продолжение курса на дальнейшую интеграцию города в международную хозяйственную систему. Предполагается использование внешнеэкономических связей для стабилизации и оживления экономики города, стремление к увеличению не только объема эксперта, но и улучшения его качественного состава.
Одной из главных задач администрации города и области в данном направлении является создание необходимых предпосылок и условий для эффективной деятельности на внешнем рынке предприятий и организаций, расположенных на территории города.
Для активизации работы на внешнем рынке по расширению поставок на экспорт необходимо закреплять уже имеющиеся позиции экспорта. Предполагается увеличить экспорт химической продукции к концу 2004 года в 2,3 раза по отношению к 2000 году.
За счет повышения качества продукции и расширения рынков сбыта должен произойти рост экспортных поставок в машиностроении в 3,2 раза по отношению к 2000 году.
Таблица 8
Объем экспортных поставок
Ед. изм. | Периоды | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2002 - 2004 | ||
Всего | млн.руб. | 222,4 | 228,6 | 266,9 | 371,2 | 866,7 |
в т.ч. | ||||||
ФГУП "Котовский завод пластмасс" |
млн.руб. | 210,6 | 213,0 | 249,0 | 350,0 | 812,0 |
ПК "КЛКЗ" | млн.руб. | 5,0 | 10,0 | 12,0 | 15,0 | 37,0 |
ОАО "Алмаз" | млн.руб. | 3,8 | 4,9 | 5,1 | 5,4 | 15,4 |
ОАО "Искож" | млн.руб. | 3,0 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 2,3 |
VIII. Мероприятия по поддержке промышленности города
Государственная поддержка промышленности города осуществляется путем проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам на промышленных предприятиях города.
Реструктуризация задолженности промышленных предприятий города осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.99 N 1002 "О порядках и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и постановлениями администрации Тамбовской области от 11.10.99 N 882 и администрации города от 23.11.99 N 410 (с учетом изменений и дополнений). В таблице N 9 приведены предприятия, реструктурирующие задолженность в настоящее время. Осуществляется реструктуризация задолженностей в объеме 129,1 млн. руб. на 3 предприятиях промышленности года.
Таблица 9
Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и
сборам, пеням и штрафам на промышленных предприятиях города
млн. руб.
Наименование предприятия |
Сумма | |||
Всего | в том числе: | |||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
городской бюджет |
||
ФГУП "Котовский завод пластмасс" |
112,4 | 112,4 | - | - |
ПК "КЛКЗ" | 11,1 | 11,1 | - | - |
ОАО "Алмаз" | 5,6 | 5,6 | - | - |
Итого: | 129,1 | 129,1 | - | - |
IХ. Кадровое обеспечение
В настоящее время кадровое обеспечение промышленности является одной из наиболее важных проблем, без решения которой невозможно дальнейшее проведение реформ. Поэтому главными целями и задачами кадрового обеспечения промышленных предприятий города должны стать: формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности, создание эффективной системы переподготовки специалистов; создание системы квалификационных требований к руководителям и главным специалистам по работе в современных условиях.
Анализ показывает, что в промышленности удельный вес работников основных профессий в среднесписочной численности составил 45%, соответственно руководителей и специалистов 8,6 и 11,4%.
Образовательный уровень можно отследить по показателям доли работников, имеющих высшее и средне-специальное образование, которые составляют 13,7% и 38,4% соответственно.
В 2001 г. на промышленных предприятиях города обучалось 110 человек, в т.ч. 59 чел. за счет предприятий.
Потребность в кадрах в промышленности в 2001 году составляет 25 человек, в т.ч. 22 - инженерно-технических работников и 3 рабочих.
Х. Экономическая эффективность реализации мероприятий
Программы
В результате реализации мероприятий Программы в промышленности города будут обеспечены:
рост объемов производства и реализации продукции за 2002 - 2004 годы на 11.4%, объема налогооблагаемой прибыли, увеличение стоимости основных производственных фондов;
среднемесячная заработная плата работников возрастет в 1,9 раза и соответственно фонды оплаты труда.
Таким образом существенно увеличится налогооблагаемая база в промышленности города и это позволит повысить платежи в бюджеты всех уровней и отчисления во внебюджетные фонды.
Приложение
Основные мероприятия
по техническому перевооружению, реконструкции и вводу
новых производственных мощностей на промышленных
предприятиях города
Наименование мероприятия | Вводимые мощности |
Срок выполнения |
Источники финансиро- вания |
Стоимость (тыс. руб.) | |||
Всего | В том числе | ||||||
2002 | 2003 | 2004 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ФГУП "Котовский завод пластмасс" |
3000 тн |
2004 г. |
Ср-ва предприятия |
1500 |
1500 |
||
1. Расширение производства алкидных смол |
|||||||
2. Реконструкция производства под выпуск синтетической кожи |
3000 т.кв.м. |
2003 г. | Ср-ва предприятия |
10000 | - | 6000 | 4000 |
3. Реконструкция цеха N 3, создание участка по измельчению древесной целлюлозы |
3000 тн | 2004 г. | Ср-ва предприятия |
3500 | - | 2500 | 1000 |
4. Внедрение фильтров для чистки сточных вод в производстве НЦ |
Охрана водного бассейна |
2002 г. | Ср-ва предприятия |
500 | 500 | - | - |
5. Реконструкция производства под выпуск этилацетата и бутилацетата |
2400 т/год |
2002 | Ср-ва предприятия |
1250 | 1250 | - | - |
6. Внедрение вихревых ферросилидовых колонн концентрирования серной кислоты |
Охрана воздушного бассейна |
2004 г. | Ср-ва предприятия |
650 | - | - | 650 |
Итого | 17400 | 1750 | 8500 | 7150 | |||
ПК "КЛКЗ" |
130 т/сутки |
2004 г. |
Кредит банка |
70000 |
23300 |
23300 |
23400 |
Строительство и ввод в эксплуатацию маслопрессового цеха |
|||||||
ОАО "Алмаз" |
12000 шт. |
2002 г. |
Кредит банка |
300 |
300 |
- |
- |
1. Освоение и реализация производства системы подогрева дизельного топлива для импортных машин |
|||||||
2. Освоение и организация производства ТР СТ15-3 для размагничивания цветных кинескопов |
600 т.шт. |
2003 г. | Ср-ва предприятия |
600 | 300 | 300 | - |
3. Освоение и организация производства завесы воздушно-тепловой ЭВТ-3 |
2004 г. | Ср-ва предприятия |
1300 | - | - | 1300 | |
Итого | 2200 | 600 | 300 | 1300 | |||
ОАО "Искож" |
2 линии |
2004 г. |
Ср-ва предприятия, кредит банка |
90000 |
- |
54400 |
35600 |
Приобретение и установка линий для нанесения нитро-ПВХ- фтополимер-покрытий 2 линии |
|||||||
ОАО "Котовскхлеб" |
4,0 тн. в сутки |
2002 г. |
Ср-ва предприятия |
400,0 |
400,0 |
- |
- |
1. Монтаж печи "Муссонротор" |
|||||||
2. Организация производства сухарей |
0,5 тн в сутки |
2003 | Ср-ва предприятия |
100,0 | - | 100,0 | - |
Итого: | 500,0 | 400,0 | 100,0 | ||||
ОАО "Агро" |
1500 тн/год |
2004 г. |
Кредит банка |
3000 |
- |
- |
3000 |
1. Организация производства комбикормов |
|||||||
2. Организация производства растительного масла |
50 тн/год |
2002 г. | Собственные средства |
300 | 300 | - | - |
3. Организация участка по фасовке бакалейных изделий |
480 тн/год |
2004 | Кредит банка | 3000 | - | - | 3000 |
4. Мини-элеватор | 3000 т/год |
2004 | Кредит банка | 3000 | - | - | 3000 |
Итого | 9300 | 300 | - | 9000 |
Наименование мероприятия | Ожидаемые конечные результаты |
1 | 9 |
ФГУП "Котовский завод пластмасс" |
|
1. Расширение производства алкидных смол |
|
2. Реконструкция производства под выпуск синтетической кожи |
Выпуск СК. Год экон. эффект. 60 млн. руб. |
3. Реконструкция цеха N 3, создание участка по измельчению древесной целлюлозы |
Реконструкция направлена на замену сырья. Год. экон. эффект. 13,3 млн. руб. |
4. Внедрение фильтров для чистки сточных вод в производстве НЦ |
Уменьшение сброса НЦ в сточные воды на 1,25 т/год. Год. экон. эффект. 0,7 млн. год |
5. Реконструкция производства под выпуск этилацетата и бутилацетата |
|
6. Внедрение вихревых ферросилидовых колонн концентрирования серной кислоты |
Уменьшение выброса тумана серной кислоты на 10 т/год Год экон. эффект 0,7 млн. руб. |
Итого | |
ПК "КЛКЗ" |
Пр-во подсолнечного масла |
Строительство и ввод в эксплуатацию маслопрессового цеха |
|
ОАО "Алмаз" | |
1. Освоение и реализация производства системы подогрева дизельного топлива для импортных машин |
|
2. Освоение и организация производства ТР СТ15-3 для размагничивания цветных кинескопов |
|
3. Освоение и организация производства завесы воздушно-тепловой ЭВТ-3 |
|
Итого | |
ОАО "Искож" |
Увеличение выпуска продукции, создание раб. мест 78 чел. |
Приобретение и установка линий для нанесения нитро-ПВХ- фтополимер-покрытий 2 линии |
|
ОАО "Котовскхлеб" |
Увеличение пр-ва бараночных изделий до 40 тн. в сутки |
1. Монтаж печи "Муссонротор" |
|
2. Организация производства сухарей |
- |
Итого: | |
ОАО "Агро" | |
1. Организация производства комбикормов |
|
2. Организация производства растительного масла |
|
3. Организация участка по фасовке бакалейных изделий |
|
4. Мини-элеватор | |
Итого |
Экономическая эффективность
внедрения мероприятии Программы развития промышленности
города Котовска на 2002 - 2001 годы
тыс. руб.
N п/п |
Наименование налогов и сборов во внебюджетные фонды |
Ожидаемое поступление налогов в бюджеты, сборов во внебюджетные фонды и их приросты |
||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2002 - 2004 г.г. |
||
1. | Объем предоставляемых льгот. Всего |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
в том числе: | ||||||
по налогу на имущество | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
по налогу на прибыль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2. | Объем налоговых поступлений в местный бюджет |
10499,6 | 14300,0 | 16471,0 | 17005,0 | 47776,0 |
2.1. | Налог на прибыль. | |||||
Всего (2001 г. - 35%, 2002 - 2005 гг. - 24%): |
-3745 | 21408 | 44175 | 46776 | 112359 | |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет (11 %), (7,5%) |
-1177 | 6690 | 13805 | 14617,5 | 35112,5 | |
областной бюджет (19%), (14,5%) |
-2033 | 12934 | 26689 | 28260,5 | 67883,5 | |
местный бюджет (5%), (2,0%) | -535 | 1784 | 3681 | 3898 | 9363 | |
2.2. | Налог на имущество предприятии. Всего |
22069,2 | 21123,8 | 21124,0 | 21124,0 | 63371,4 |
в том числе: | ||||||
областной бюджет (1%) | 11034,6 | 10562,0 | 10562,0 | 10562,0 | 31686,0 | |
местный бюджет (1 %) | 11034,6 | 10562,0 | 10562,0 | 10562,0 | 31686,0 | |
2.3. | Налог на доходы физических лиц (13%) (10% в местный бюджет) |
0 | 1954,0 | 2228,0 | 2545,0 | 6727,0 |
2.4. | Налог на пользователей автодорог (1%) |
10339 | 12662 | 14156 | 16354 | 43172 |
2.5. | Сборы во внебюджетные фонды (35,6%) |
81595,2 | 96760,8 | 110324,4 | 125739,2 | 332827248 |
3. | Рост налогов и сборов в местный бюджет к уровню предыдущего года (%) |
70,9 | 89,3 | х | х | х |
Примечание.
Базовыми данными для расчетов являются:
млн. руб.
1. | Объем налогооблагаемой прибыли |
-10,7 | 85,9 | 184,1 | 194,9 | 464,9 |
2. | Объем реализованной продукции | 1033,9 | 1266,2 | 1415,6 | 1635,4 | 4317,2 |
3. | Среднегодовая стоимость облагаемого имущества |
110,3 | 105,6 | 105,6 | 105,6 | 316,8 |
4. | Фонд оплаты труда | 184,0 | 200,4 | 228,5 | 261,0 | 689,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Котовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 27 июня 2002 г. N 207 "Об утверждении Программы развития промышленности города Котовска на период 2002 - 2004 гг."
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения опубликован в газете "Наш вестник" от 8 - 14 июля 2002 г. N 55 - 56 (6177)