Банкротство, являясь одним из основных элементов правового регулирования рыночных отношений, совершенно новое явление в сфере экономических отношений для России в советский и постсоветский период.
Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (первый закон о банкротстве) принят Верховным Советом 19.11.1992 и введен в действие с 01.03.1993.
Потребовалось определенное время для адаптации этого института, "привыкания" предпринимателей, предприятий, организаций, государственных и муниципальных органов, а также самих арбитражных судов к новым правовым понятиям и категориям. С момента введения в действие указанного Закона в арбитражный суд Тамбовской области по состоянию на 01.12.01 поступило 882 заявления о признании должников несостоятельными (банкротами) в связи с неудовлетворением требований кредиторов (просроченная задолженность) по денежным обязательствам и обязательным платежам.
Динамика дел этой категории такова: в 1993 году поступило 2 заявления, в 1994 году - 3, в 1995 году - 52, в 1996 году - 115, в 1997 году - 107, в 1998 году - 114, в 1999 году - 38, в 2000 году - 91, в 2001 году (по состоянию на 01.12.01) - 398. Наибольшую активность в "обанкрочивании" предприятий проявили региональные налоговые инспекции и Тамбовское территориальное агентство Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН), в дальнейшем переименованное в Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО). Этими органами подано в общей сложности 637 заявлений, что составляет 72,2% от их общего числа. Из них налоговыми инспекциями подано 487 заявлений.
В то время как коммерческими кредиторами (хозяйствующими субъектами) за весь период подано лишь 47 заявлений. Производство по делам о банкротстве в 124 случаях возбуждено по заявлению самих должников, в 13 случаях - по заявлению других организаций (прокурор, отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области, региональный отдел Центра занятости населения и т.д.). По основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а также ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", введенным в действие с 01.03.1998 г., арбитражным судом отказано в принятии и возвращено 37 заявлений (требования к должнику составляют менее пятисот минимальных размеров оплаты труда, заявление подано ненадлежащим лицом или предъявлено к ненадлежащему лицу, заявление не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 32 - 40 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и по другим основаниям).
Самими заявителями до вынесения судом решения по существу отозвано 30 заявлений, в связи с чем производство по делу прекращено. В 17 случаях в признании банкротом отказано в связи с отсутствием признаков банкротства или удовлетворением должником заявленных требований кредиторов до вынесения арбитражным судом решения по делу.
За весь период 512 предприятий, включая, так называемых "отсутствующих и ликвидируемых должников", признаны банкротами, в том числе: в 1995 г. - 3, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - 39, в 1998 г. - 63, в 1999 г. - 46, в 2000 г. - 55, в текущем году - 281.
Среди предприятий, признанных банкротами, предприятия различных организационно-правовых форм, в т.ч. государственные, муниципальные. Это предприятия промышленности, торговли, общественного питания, материально-технического снабжения, сельскохозяйственные кооперативы, колхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства. В числе банкротов две кредитные организации: АКБ "Тамбовавтотрансбанк" и АКБ "Котовск-кредитбанк" (приложение 1).
В числе банкротов 252 так называемых "отсутствующих должников" и 94 "ликвидируемых должников". Эти предприятия фактически прекратили свою деятельность. Однако в первом случае, как правило, предприятия прекратили деятельность вскоре после их регистрации или вообще ее не начинали, работники уволены, имущество отсутствует, установить местонахождение органа предприятия, его руководителя не представилось возможным.
Среди этих предприятий имеются крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, индивидуальные предприниматели, акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью и т.д. По существу такие предприятия лишь числились в государственном реестре юридических лиц. Работа по юридическому оформлению их ликвидации, "очищению" реестра началась налоговыми инспекциями лишь в последнее время. Достаточно сказать, что в текущем году в арбитражный суд направлено 242 соответствующих заявления (из 252 заявлений этой категории).
По собственной инициативе признаны банкротами, как упоминалось, 94 предприятия ("ликвидируемые должники"). Эти предприятия фактически прекратили свою деятельность, имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, учредители предприятия приняли решение о его ликвидации, создали ликвидационную комиссию, поручив обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В ходе конкурсного производства некоторые предприятия были реализованы в целом как имущественные комплексы. Это ОАО "Рамеако", ОАО "Уваровский химический завод", "Уваровский сахарный завод", ОАО "Тамбовагропроммонтаж", Зверохозяйство Облпотребсоюза, Новопокровский сахарный завод. Указанные предприятия приобрели новых владельцев и продолжают функционировать.
Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что должно служить оздоровлению рынка, а с другой стороны этот институт дает возможность ответственно действующим предприятиям и организациям и добросовестным предпринимателям через применение реорганизационных процедур (внешнее управление, а по Закону о банкротстве 1992 года и "санация") поправить свои дела и восстановить статус полноценных субъектов рыночных отношений.
Санация позволяла погасить долги, как правило, в рассрочку, в течение 18 месяцев (на день возбуждения производство по делу) через оказание финансовой помощи собственником предприятия, кредиторами и иными лицами.
В течение 1996 - 1997 гг. 14 предприятий, из них - 9 системы Тамбовского облпотребсоюза и 3 муниципальных (г. Тамбов), прошли через эту реорганизационную процедуру. В некоторых случаях в погашении задолженности предприятия принимали участие и трудовые коллективы. В связи с невыполнением мэрией г. Тамбова, принятых обязательств по "санации" признаны банкротами муниципальные предприятия: городское предприятие по строительству и ремонту дорог, городское предприятие по строительству к эксплуатации дорог, "Дорстройтранс".
Облпотрсбсоюз и райпотребсоюзы помогли своим предприятиям погасить долги или выйти на заключение с кредиторами мирового соглашения. Однако в дальнейшем, спустя некоторое время, два предприятия облпотребсоюза все же признаны банкротами: ОАО "Горельский консервный завод" и районное розничное предприятие Пичаевского райпо.
Л.Л. Шамшурин,
первый заместитель председателя
Арбитражного суда Тамбовской области,
заслуженный юрист РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде Тамбовской области за период с 1993 года по 1 декабря 2001 г.
Автор
Шамшурин Л.Л. - первый заместитель председателя Арбитражного суда Тамбовской области, заслуженный юрист РФ