Решение Ленинского районного суда г. Тамбова
от 2 сентября 2004 г.
(извлечение)
Кассационным определением Тамбовского областного суда от 13 октября 2004 г. N 33-1961 настоящее решение оставлено без изменений
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.
С участием прокурора Подольской О.А.
При секретаре Лаврушиной А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каратуновой Лидии Филипповны, Ковергиной Людмилы Алексеевны о признании не действительным решения Тамбовской городской Думы "О Положении "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" и решения о внесении изменений и дополнений в данное Положение
Установил:
Каратунова Л.Ф., Ковергина Л.А. обратились в суд с заявлением о признании не действительным решения N 169 от 10.04.2002 года Тамбовской городской Думы "О Положении "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства", решения N 381 от 28 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Положение "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)", Положения "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)".
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 января 2004 года заявление Каратуновой Л.Ф., Ковергиной Л.А. удовлетворено. Положение "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствий граждан по месту жительства (регистрации)" признано противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Решение вступило в законную силу. В кассационном порядке не обжаловалось.
Определением Президиума Тамбовского областного от 3 июня 2004 год решение Ленинского районного суда от 19 января 2004 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Каратуновой Л.Ф. - Каратунов Н.Д. заявление поддержал. В обоснование заявления пояснил, что Тамбовская городская Дума превысила свои полномочия, приняв Положение "О порядке расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)". Данное положение регулируют отношения в области оказания гражданам коммунальных услуг. Данные правоотношения должны регулироваться федеральным законодательством, что определено ст. 1 ГК РФ, ст. 37 ФЗ "О защите прав потребителей". Тамбовской городской Думой незаконно возложена на граждан обязанность по представлению доказательств о временном отсутствии по месту жительства. Федеральным законодательством установлено, что в случае, если данные правоотношения не урегулированы федеральным законом, они определяются договором. Требования, содержащиеся в оспариваемом Положении, нарушают права нанимателя, так как он вынужден оплачивать коммунальные услуги, которые он не получает. Отсутствующие члены семьи нанимателя не представляют документы, подтверждающие факт отсутствия, наниматель не может их к этому принудить. Каратунова Л.Ф. неоднократно обралась с заявлением в МУ "Дирекцию единого заказчика" об освобождении от оплаты за коммунальные услуги за отсутствующих членов семьи, однако ей в этом отказано, так как ею не представлены документы, указанные в оспариваемом Положении.
В судебном заседании истица Ковергина Л.А. заявление поддержала, в обоснование заявления сослалась на те же обстоятельства, что и Каратунов Н.Д. Пояснила, что ее права как потребителя коммунальных услуг нарушаются данным Положением. Она неоднократно обращалась с заявлением к директору МУ "ДЕЗ" об освобождении от оплаты за коммунальные услуги за длительно отсутствующих членов ее семьи, ей было отказано, так как, по мнению должностных лиц МУ "ДЕЗ", документы, подтверждающие отсутствие членов ее семьи оформлены ненадлежащим образом. Считает, что данное Положение является незаконным, так как принято с превышением компетенции Тамбовской городской Думы. Она вынуждена оплачивать не потребляемые коммунальные услуги.
Представитель Тамбовской городской Думы по доверенности Плотников П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что Тамбовская городская Дума действовала в пределах своей компетенции. Порядок расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства на федеральном уровне не урегулирован. На основании ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции от 6 мая 2003 года, ч. 2 ст. 6 ФЗ N 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в России" городская Дума приняла данное Положение. Данное положение не нарушает прав заявителей. Так как принято в их интересах. Положение не исключает разрешение вопросов об освобождении от оплаты и перерасчете платы с учетом конкретных обстоятельств. Доводы заявителей о том, что им отказано в перерасчете оплаты за коммунальные услуги не могут служить основанием для отмены данного Положения, так как заявители вправе обжаловать действия должностных лиц, отказавших им в перерасчете в установленном законом порядке.
Представитель признал, что указание в статье 5 Положения в качестве основания для проведения перерасчета предоставления гражданином документов, подтверждающих факт оплаты коммунальных услуг по месту фактического проживания, указание в статьей 8 на предоставление документов в МУ "ДЕЗ" не позднее тридцати дней, следующих за периодом отсутствия гражданина, не соответствуют действующему законодательству.
Представитель мэрии г. Тамбова Безукладова И.П. возражала против удовлетворения заявления. В возражения представитель сослалась на ст. 26 Устава г. Тамбова, в соответствии с которой мэр г. Тамбова осуществляет контроль за поступлением платежей за предоставленные коммунальные услуги.
По ее мнению Положение, утвержденное городской Думой не противоречит федеральному законодательству, так как п.п. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР, предусмотрено, что в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. Следовательно, законодатель на федеральном уровне уже высказался по данному вопросу. Принятое Положение конкретизирует порядок проведения расчетов, принято на основании ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", не противоречит действующему законодательству.
Выслушав стороны, заключение специалиста Тамбовской областной Думы Федерова Б.А., который пояснил, что регулирование правоотношений в области жилищных правоотношений относиться к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут принять данные вопросы к своему рассмотрению, если имеется специальный закон Российской Федерации или закон субъекта РФ об отнесении данного вопроса к полномочиям органов местного самоуправления. Таких законов в настоящее время не принято. Принятие данного Положения, по мнению специалиста, не относится к компетенции Тамбовской городской Думы; исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Подольской О.А., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство и гражданско-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. В силу п.п. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находиться в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В силу абзаца второго п. 2 ст. 6 ФЗ N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции от 21.03.2002 года, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Судом установлено, что принятое Тамбовской городской Думой Положение "О порядке расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)" регулирует правоотношения в области оказания гражданам коммунальных услуг, что относится к гражданскому законодательству, жилищные правоотношения, так как данным Положением определяется порядок пользования жилыми помещениями, гражданские процессуальные правоотношения, так как Положение определяет порядок предоставления доказательств, подтверждающих временное отсутствие граждан по месту жительства и регистрации, порядок освобождения от оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Суду не представлено доказательств того, что регулирование указанных правоотношений отнесено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации - Тамбовской области к вопросам местного значения.
Суд не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица мэрии г. Тамбова, что данные вопросы не исключены из ведения муниципальных образований и не отнесены к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Вопросы ведения в области регулирования гражданских, гражданских процессуальных, жилищных правоотношений четко определены Конституций РФ.
В соответствии со специальным федеральным законом, регулирующим данные правоотношения, с ч. 2 ст. 15 Закона РФ N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", в редакции от 6 мая 2003 года, оплата жилья и коммунальных услуг, а также последствия неосуществления указанной оплаты и неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных нормативными правовыми актами правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещения в зависимости от оснований пользования жилыми помещениями регулируются соответственно гражданским законодательством, жилищным законодательством Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 названного закона оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В данной статье разграничены полномочия Правительства РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в вопросах регулирования оплаты коммунальных услуг.
Полномочия органов местного самоуправления определены в ч. 7 ст. 15 данного закона. В частности, органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг, тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Следовательно, законодатель четко разграничил полномочия Российской Федерации, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросу оплаты коммунальных услуг. Законодателем не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления определение порядка расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства.
Определение порядка оплаты коммунальных услуг отнесено законодателем к компетенции Российской Федерации, а именно Правительства РФ.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, постановление N 392 от 30.07.2004 года, которыми этот вопрос не урегулирован. Но указанные правила не содержат положений, которые относят этот вопрос к компетенции органов местного самоуправления.
В настоящее время действуют Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением СМ РСФСР от 25 сентября 1985 года в редакции от 23.07.1993 г. В п.п. "д" п. 9 указанных Правил предусмотрено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".
При этом данные нормативные акты Правительства РФ не возлагают на нанимателя обязанность по представлению определенного вида доказательств в подтверждение факта временного отсутствия, факта оплаты коммунальных услуг по месту фактического пребывания.
При таких обстоятельствах, исходя из норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что принятый нормативный акт органа местного самоуправления - Тамбовской городской Думы принят с превышением полномочий по регулированию правоотношений в данной области.
Данным нормативным актом на граждан незаконно возложена обязанность по предоставлению определенного круга доказательств факта временного отсутствия и факта оплаты за коммунальные услуги по месту фактического пребывания.
Тем самым нарушаются права граждан, в том числе и заявителей, по освобождению от оплаты за неполученные коммунальные услуги, так как оплата за коммунальные услуги в г. Тамбове, при отсутствии приборов учета, производится исходя из норматива потребления на одного человека по количеству лиц, зарегистрированных в квартире.
Суд не может согласиться с доводами ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика, что данное Положение принято в соответствии со ст. 26 Устава г. Тамбова.
Статьей 26 Устава г. Тамбова определены вопросы ведения и полномочия мэра г. Тамбова. В силу данной статьи к полномочиям мера относится регулирование в соответствии с федеральным и областным законодательством цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий, учреждений.
Устав не предоставляет мэру г. Тамбова полномочий по установлению порядка расчетов и перерасчетов оплаты за коммунальные услуги.
Не отнесен данный вопрос и к предмету ведения местного самоуправления ст. 15 Устава г. Тамбова. Не отнесен данный вопрос и к полномочиям городской Думы ст. 18 Устава г. Тамбова.
Суд не может согласиться с доводами представителей Городской Думы и мэра г. Тамбова, что данный вопрос не исключен из ведения органов местного самоуправления.
Федеральное законодательство четко разграничило полномочия в этой области правоотношений.
Факт нарушения прав заявителей подтверждается пояснениями заявителей в судебном заседании о неоднократном обращению в МУ "Дирекция единого заказчика" с заявлениями об освобождении от оплаты за коммунальные услуги за отсутствующих членов семьи. Отказом в производстве перерасчета, так как заявителями не представлены документы, предусмотренные оспариваемым Положением.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, он может признать этот акт недействительным.
В силу п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Так как оспариваемый нормативный правовой акт был принят Тамбовской городской Думой с превышением ее полномочий, суд приходит к выводу, что следует признать недействующим полностью с момента принятия.
В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правого акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Сообщение о вступлении данного решения в законную силу следует опубликовать в газете "Наш город Тамбов", так как в данном печатном издании Положение "О порядке расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации), и внесенные в него изменения были официально опубликованы, что подтверждается материалами дела.
Руководствуясь ст.ст. 253, 194 - 197 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Каратуновой Лидии Филипповны, Ковергиной Людмилы Алексеевны удовлетворить.
Признать недействующими, противоречащими федеральному законодательству решение Тамбовской городской Думы N 169 от 10 апреля 2002 года "О Положении "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)" и решение Тамбовской городской Думы N 381 от 28 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Положение "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации), Положение "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)" в редакции, утвержденной решением N 381 Тамбовской городской Думы от 28 мая 2003 года не действующими со дня их принятия.
После вступления данного решения суда в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Наш город Тамбов".
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 2 сентября 2004 г. О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня принятия решений Тамбовской городской Думы от 10 апреля 2002 г. N 169 "О Положении "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)" и от 28 мая 2003 г. N 381 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О проведении расчетов и перерасчетов за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства (регистрации)" (извлечение)
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2004 г.
Решение вступило в законную силу 13 октября 2004 г.