Кассационное определение
Тамбовского областного суда
от 25 августа 2003 г. N 33-1616
(извлечение)
Кирьянов Л.П. обратился в суд с иском к администрации Тамбовской области о выделении ему дополнительной жилой площади ил выплате субсидии на приобретение жилья, указав, что он является инвалидом - чернобыльцем. Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ему гарантировано бесплатное обеспечение в течение 3-месяцев дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилой площади в жилищном отделе администрации Октябрьского района г.Тамбова с ноября 1998 года, неоднократно обращался в администрацию Тамбовской области с вопросом улучшения жилищных условий, поскольку проживает с семьей 3 человека на жилой площади в 27,6 кв.м, кроме того, сын Роман с июня 2001 года проходит службу по контракту и за ним сохраняется жилая площадь. Площадь недостающего жилья с учетом дополнительной жилой площади составляет 32,4 кв.м.
Истец просил суд обязать администрацию Тамбовской области выделить ему недостающую жилую площадь в размере 32,4 кв.м, или же субсидии на покупку недостающего жилья.
В судебном заседании Кирьянов Л.П. просил удовлетворить иск только о предоставлении жилья, отказавшись от требований о выделении ему субсидии.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 июля 2003 г. администрация Тамбовской области обязана предоставить Кирьянову Л.П. жилую площадь в черте города в размере не менее 20,4 кв.м. на семью из 4-х человек и дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
В кассационной жалобе администрация Тамбовской области не согласна с решением, указывая на то, что суд применил нормативный акт, не подлежащий применению, в частности правоотношения по обеспечению жилой площадью чернобыльцев в настоящее время регулируются подпрограммой "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.10.2002 г. N 760, а суд сослался на Постановление Правительства РФ N 511 от 24.05.1995 г., срок действия которого продлялся только на 2001 г.; администрация не располагает жилым фондом для улучшения жилищных условий, а поэтому решение суда по существу является неисполнимым, единственно возможным способом удовлетворения исковых требований истца является выделение последнему субсидии для приобретения недостающего жилья за счет средств, предусмотренных в бюджете на эти цели, исходя из стоимости 1 кв.м. (на 01.08.2003 г. - 7500 руб. за 1 кв.м.). Суд не дал оценки данным обстоятельствам, что влечет отмену решения; администрация является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку прав истца не нарушала, все возложенные на нее действующим законодательством обязанности выполнены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации Тамбовской области Лавренюка А.В., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу Кирьянова Л.П., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанций, совершенно обоснованно пришел к выводу о том, что истцу в соответствии с п. З ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" гарантировано одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев с момента подачи заявления, поскольку он является чернобыльцем.
Вместе с тем, возлагая обязанность на администрацию Тамбовской области по предоставлению Кирьянову Л.В. жилой площади, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 24.05.1995 г. N 511, суд первой инстанции не учел, что обращение истца в суд имеет место уже в период действия постановления Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 760. регулирующего вопросы выполнения Продпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии и катастроф".
В связи с чем, порядок механизма реализации закона на момент рассмотрения судом спорных правоотношений с учетом действующего Постановления Правительства РФ, остался не установленным, а поэтому решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены кассационной инстанцией,
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, касающиеся вопроса механизма реализации гарантированного истцу права на улучшение жилищных условий, дать оценку доводам обеих сторон, в том числе указанных в кассационной жалобе, и в зависимости от установленных данных в соответствии с нормами действующего законодательства разрешить спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23 июля 2003 г. отменить. Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тамбовского областного суда от 25 августа 2003 г. N 33-1616 Об отмене решения районного суда и направлении его в тот же суд на новое рассмотрение с рекомендацией установить юридически значимые обстоятельства, касающиеся вопроса механизма реализации гарантированного истцу права на улучшение жилищных условий (извлечение)
Текст определения предоставлен Тамбовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве