Кассационное определение Тамбовского областного суда
от 7 апреля 2004 г. N 33-618
(извлечение)
З. обратилась в суд с иском к Администрации Тамбовской области о признании решения межведомственной комиссии по предоставлению гражданам субсидии на приобретение ли строительство жилья за счет средств областного бюджета незаконным, о предоставлении на ее семьи из 5 человек субсидию на приобретение или строительство жилья.
В обоснование требований истица указала, что является сиротой. Ее родители умерли 6 мать в 1980 году, отец в 1981 году В настоящее время ее семя состоит из 5 человек - муж, несовершеннолетние дети 1995, 1999, 2002 годов рождения. Своего жилья на праве собственности не имеют, проживают в комнате 11 кв.м. в домовладении Н. Она (истица) является многодетной матерью, удостоверение выдано в 2003 г., 15 августа 2003 г. она и ее семья приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку "Многодетные семьи". Полагает, что, поскольку является сиротой, ее многодетная семья имеет право на предоставление безвозмездной субсидии на покупку или приобретение жилья в собственность в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст.ст.36.36 Жилищного кодекса РФ, Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. N 431 "о мерах по социальной поддержке многодетных семей", Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам РФ субсидий", Законом РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" с изменениями на 6.05.2003 г., Постановлением Правительства РФ от 3.04.1996 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ", Постановлением администрации Тамбовской области от 21.01.2003 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам субсидий", Кроме того, она не была приглашена на заседание Межведомственной комиссии по предоставлению гражданам субсидии, чем нарушены ее права.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего кассационного определения допущены опечатки. Имеется в виду "ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР", "Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", "Постановление администрации Тамбовской области от 21.01.2003 г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом "жилищное строительство" областной адресной инвестиционной программы".
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 3 марта 2004 г. отказано З. в удовлетворении исковых требований к Администрации Тамбовской области о признании решения от 28 ноября 2003 г. Межведомственной комиссии по предоставлению гражданам субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом "жилищное строительство" областной адресной инвестиционной программы незаконным, об отмене решения от 28 ноября 2003 г. и о предоставлении на семью из 5 человек субсидии на приобретение или строительство жилья отказано.
В кассационной жалобе З. ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении ее требований в полном объеме, указывая на то, что судом не защищены 2 права несовершеннолетних детей, в интересах которых суд мог был выйти за пределы заявленных требований; письменные возражения ответчика на иск ей не представлены; вывод суда о том, почему ее семью нельзя отнести к категории "находящейся в острой жизненной ситуации" необоснован; суд неправильно истолковал и применил ст. 37 ЖК РФ, которой не установлена возрастная категория детей-сирот, она имеет названный статус и ее возраст не может служить основанием к отказу в праве на предоставление субсидии.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего кассационного определения допущена опечатка. Вместо слов "ст. 37 ЖК РФ" следует читать "ст. 37 ЖК РСФСР"
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации Тамбовской области Ч., возражавшего на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая З. в удовлетворении исковых требований к Администрации Тамбовской области о признании незаконным решения комиссии по предоставлению гражданам субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом "жилищное строительство" областной адресной инвестиционной программы, его отмене и о предоставлении на семью из 5 человек субсидии на приобретение или строительство жилья, исходил из того, что права З. действиями ответчика нарушены не были, нормы закона при вынесении оспариваемого решения соблюдены, какие-либо законные основания для отмены решения отсутствуют.
При этом суд сослался на нормы ст.ст. 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ последующими изменениями, Постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" с последующими изменениями и дополнениями.
Нормами ст. 36 и 37 Жилищного Кодекса РФ регламентируется порядок предоставления жилого помещения, истицей же поставлен вопрос о выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 "о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" с последующими изменениями предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета, в том числе молодым семьям.
Пунктом 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного названным выше Постановлением Правительства, предусмотрены категории граждан, которым субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Этим же Положением предусмотрено, что категориям граждан, не перечисленным в пункте 3 Положения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидия предоставляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а работникам предприятий и организаций ( а исключением бюджетных) - за счет средств этих предприятий и организаций.
Судом установлено, что Законом области о бюджете Тамбовской области не предусматривалось финансирование расходов по выполнению постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937.
К обязательной категории граждан, гарантии по предоставлению субсидий которым установлены Федеральным Законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тамбовской области от 26 апреля 2000 г. N 112-3 "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" З. отнесена быть не может. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истица состоит по списку "Многодетные семьи".
Ссылка З. на Положение о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом 2жилищное строительство" областной адресной инвестиционной программы, утвержденное Постановлением администрации Тамбовской области 21 января 2003 г., не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения Комиссии, поскольку названное Положение опять таки предусматривает обязательную категорию граждан, которым может быть выделена субсидия за счет средств областного бюджета и к которой семью З. нельзя отнести.
Кроме того, субсидия предоставляется за счет средств областного бюджета в пределах объемов, предусмотренных областной адресной инвестиционной программой на соответствующий год, и это право ответчика.
Исходя из этого, ответчику принадлежит в данном случае и право решать вопрос о возможности отнесения обратившегося лица к категории граждан, "казавшихся в острой жизненной ситуации".
По мнению судебной коллегии, суд правильно оценил установленные обстоятельства по делу, с учетом доводов обеих сторон, в том числе называемых истицей в кассационной жалобе, и постановил законное и обоснованное решение об отказе в иске.
За пределы заявленных требований суд выходить в данном случае не вправе. Как и суду кассационной инстанции не принадлежит право выходить за пределы иска, о чем просит истица в дополнительной жалобе.
Судебная коллегия оставляет решение суда без изменения, а кассационную жалобу З. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 3 марта 2004 г. оставить без изменения кассационную жалобу З. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тамбовского областного суда от 7 апреля 2004 г. N 33-618 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Тамбовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании