Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
управления образования и
науки Тамбовской области
от 28 февраля 2006 г. N 282
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа N
Утверждаю:
Директор школы
________________
/Иванов И.И./
Положение
о классном руководителе
1. Общие положения
1.1. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
1.2. В соответствии с дополнением, внесенным в п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
1.3. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ПиН 2.4.2. 1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных и малочисленных сельских общеобразовательных учреждениях, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех или четырех классов - не более 15 детей.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом, законами или нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией).
1.5. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачами классного руководителя являются:
- формирование и развитие классного коллектива;
- организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с коллективом класса;
- гуманизация отношений между обучающимися в коллективе;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально-значимой, творческой деятельности#
- воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления;
- создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.
3. Организация деятельности классного руководителя
3.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
3.2. Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующая:
- установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
- учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуальное воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
- ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
3.3. Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (советы дел, творческие группы, микрокружки, органы самоуправления и др.);
коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
- учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
- определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
- учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
- осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
- обеспечивать целостность содержания, методов и форм воспитательной работы.
3.4. Права и обязанности классного руководителя определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. В соответствии с данным положением разрабатывается должностная инструкция, в которой закрепляются права и обязанности и обязанности# классного руководителя.
3.5. Связи по должности.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
При определении связей по должности классного руководителя, необходимо обозначить обязанности участников образовательного процесса, с которыми он взаимодействует.
Классный руково- дитель |
Функции членов педагогического коллектива, с которыми осуществляет взаимодействие классный руководитель |
|
Учителя- предметники |
- разрабатывают и осуществляют единые педагогические требования и подходы к детям; - представляют интересы учащихся в педагогическом совете; - осуществляют работу с родителями; - привлекают обучающихся к внеклассной работе по предметам. |
|
Педагог- психолог |
- изучает процесс развития личности обучающихся; - изучает процесс их адаптации и интеграции в микро- и макро социум; - координирует связь с родителями, - консультирует родителей; - анализирует развитие коллектива класса; - координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности. |
|
Педагоги дополнительного образования |
- помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей; - поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся; - способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам. |
|
Педагог- организатор |
- проводит мероприятия с классом; - организует участие обучающихся в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время; - привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность. |
|
Социальный педагог |
- организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов, - изучает социальные условия учащихся; - организует и осуществляет социальную поддержку и защиту учащихся. |
|
Старший вожатый |
- организует информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях, - способствует включению школьников в деятельность детской общественной организации; - координирует деятельность органов самоуправления,# |
|
Библиотекарь | - расширяет круг чтения обучающихся; - способствует формированию культуры чтения. |
|
Медицинский работник |
- организует работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. |
3.6. Режим работы классного руководителя
Режим работы классного руководителя определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно и фиксируется в его уставе, правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.
3.7. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
Эффективность работы классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: критерии результативности и критерии деятельности.
Первая группа критериев позволяет оценить, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции, отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии, что можно оценить по следующим основным показателям:
1. уровень воспитанности учащихся класса;
2. уровень социальной адаптированности учащихся;
3. уровень сформированности классного коллектива;
4. уровень развития ученического самоуправления в классе;
5. степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью классного коллектива,#
6. степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности классного коллектива.
Вторая группа критериев позволяет оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие классного руководителя с учителями, работающими в классе; родителями и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). В данном случае деятельность классного руководителя оценивается по следующим основным показателям:
1. уровень обученности учащихся класса;
2. состояние здоровья учащихся;
3. уровень правовой культуры учащихся;
4. охват учащихся системой дополнительного образования;
5. рейтинг класса в школе;
6. участие класса в районных, городских смотрах, конкурсах, соревнованиях,#
Эффективным можно считать такой труд классного руководителя, в котором одинаково высоки показатели и по критериям деятельности и по критериям результативности.
4. Оплата труда классного руководителя
4.1. Согласно ст. 32 п. 11 и ст. 54 п. 4 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в положении, коллективном договоре (соглашении).
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ст. 32 п. 11 и ст. 54 п. 4 Закона РФ "Об образовании" признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.
Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачиваемых работ (п. 7.2.1. рекомендаций о порядке исчисления заработанной платы работникам образовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 г. N 20-58-196/20-5/7)).
Размер доплаты определяется сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога, владением им специальными педагогическими, диагностическими методиками (Некоторые примерные положения о классном руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке заработанной платы за осуществление педагогическим работником классного руководства в I - IV классах, и 20% - в V - ХI классах.).
4.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений" от 30 декабря 2005 г. N 850 и "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" от 30 декабря 2005 г. N 854 устанавливаются правила предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам в размере:
- в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях - 1000 руб. в месяц;
- в государственных общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных общеобразовательных учреждениях:
1000 руб. в классе численностью 25 и более человек в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности;
1000 руб. в классе численностью 14 и более человек в общеобразовательных учреждениях, находящихся в сельской местности.
В классах с меньшей наполняемостью уменьшение размера вознаграждения производится пропорционально численности обучающихся.
Учитель, выполняющий функции классного руководителя одновременно в двух и более классах, получает вознаграждение только за одно классное руководство.
<< Назад |
Приложение 2. >> Инструкция классного руководителя |
|
Содержание Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 28 февраля 2006 г. N 282 "Об утверждении нормативно-правовых... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.