Анализ многолетней динамики заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) свидетельствует о начале очередного подъема заболеваемости с 2008 года, что совпадает с общероссийской тенденцией. Средний ежегодный темп прироста суммы ОКИ - 13,6%, в том числе ОКИ установленной этиологии - 26,4%, ОКИ неустановленной этиологии - 4,8%.
Уровни заболеваемости дизентерией в последние годы достигли наиболее низких цифр за весь период наблюдения с 125,1 случаев на 100 тыс. населения в 1999 году до 2,8 случаев на 100 тыс. населения в 2009 году. Удельный вес шигеллезов составил - 0,6%. Наиболее высокие уровни отмечались в Уваровском и Рассказовском регионах (15,55 случаев и 7,36 случаев на 100 тыс. населения соответственно). За 5 месяцев 2010 года отмечается рост заболеваемости бактериальной дизентерией в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Бактериологически расшифровано - 13,6% случаев, все расшифрованные случаи вызваны шигеллами Флекснера.
Сохраняются достаточно высокие показатели заболеваемости сальмонеллезом (в 2008 году- 29,6 случаев на 100 тыс. населения, в 2009 году - 28,9 случаев на 100 тыс. населения). В этиологической структуре сальмонеллезов доминирует Salmonella enteritidis - 74% (группа Д). С 2008 года отмечается рост удельного веса сальмонелл группы С, что свидетельствует о формировании новых резервуаров инфекции и требует осуществления комплекса исследований, направленных на выявление возможных источников инфекции, не имеющих большого значения в предыдущие годы.
С начала 2010 года в области возрастает роль гастроэнтеритов вирусной этиологии, наиболее значительными этиологическими агентами которых являются рота- и норовирусы. Эпидемическим сезоном для группы гастроэнтеритов вирусной этиологии является холодный период года, о чем свидетельствуют показатели заболеваемости ОКИ по совокупному населению с 8 по 15 неделю 2010 года (отмечалось превышение среднемноголетнего недельного уровня в пределах от 2,2% до 50,4%).
Острые кишечные инфекции остаются наиболее значимой группой болезней, ответственной за формирование эпидемиологических очагов. Ежегодно регистрируются групповые случаи в организованных коллективах (в 2008 году - 15 вспышек, в 2009 году - 12 вспышек), причиной возникновения которых являлись грубейшие нарушения технологического процесса на предприятиях, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов:
- несоблюдение сроков хранения и транспортировки скоропортящихся продуктов;
- несоблюдение требований к санитарному содержанию помещений, мытью и обработки оборудования, инвентаря и посуды;
- не выполнение сотрудниками пищевых предприятий и пищеблоков требований по обработке продуктов и соблюдению правил личной гигиены.
Отмечается ухудшение качества вырабатываемых пищевых продуктов предприятиями пищевой промышленности области. Ежегодно не соответствовали по микробиологическим показателям в 2008 году - 4,1%, в 2009 году - 3,5% молока и молочной продукции, в 2008 году - 3,6%, в 2009 году - 6,8% продуктов птицеводства.
Частными лицами осуществляется несанкционированная торговля молоком, квасом, фруктами, овощами, яйцом, меры по её ликвидации не принимаются.
Распространение инфекции с контактно-бытовым путем передачи связано с систематическим несоблюдением противоэпидемического режима в детских дошкольных учреждениях, поздним выявлением больных, отсутствием своевременного проведения профилактических мероприятий.
Не уменьшается значение водного пути передачи инфекции с реализацией фекально-орального механизма передачи.
Качество воды после водоподготовки по санитарно- химическим и микробиологическим показателям продолжает оставаться неудовлетворительным. Удельный вес проб воды, не отвечающей гигиеническим требованиям по санитарно- химическим показателям в 2009 году составил 25,4%, по микробиологическим показателям - 5,4%.
Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных сооружений и сетей, который в 2009 году составлял около 60%.
В последние годы наметилась тенденция к уменьшению количества лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), относящихся к III-й (неблагополучной) группе санитарно-эпидемиологического благополучия (с 4,7% в 2008 г. до 3,4% в 2009 г.). В 2009 году более половины ЛПУ и детских учреждений относились ко II-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Такая ситуация в условиях неустойчивой эпидемической обстановки по ОКИ может приводить к формированию очагов инфекционных болезней внутри учреждений.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тамбовской области, руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 21 от 19.03.2010 года "О профилактике острых кишечных инфекций"
постановляю:
1. Главам (администраций) городов и районов Тамбовской области рекомендовать:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы эпидемиологической ситуации и эффективности проводимых мероприятий по острым кишечным инфекциям (состояние заболеваемости, работа предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания, уровень коммунального обслуживания и благоустройства территории, состояние сетей водоснабжения и т.д.).
1.2. Принять меры по разработке муниципальных программ по профилактике острых кишечных инфекций.
1.3. Принять меры по улучшению водоснабжения населения:
проводить планомерную постепенную замену изношенных водопроводных сооружений,
проводить своевременно ликвидацию аварий на водопроводных сооружениях с обязательным соблюдением дезинфекции водопровода и отбором проб питьевой воды и составлением подтверждающего акта,
проводить ремонт и восстановление герметичности оголовков, устьев скважин, мероприятия по исключению затопления подземных шахт и колодцев ливневыми, сточными и грунтовыми водами.
1.4. Потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров, обеспечения населения доброкачественной водой и предоставлении населению качественных услуг в пределах их компетенции.
1.5. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь инфекционным больным.
1.6. Осуществлять широкую санитарно- просветительную работу среди населения о мерах индивидуальной и общественной профилактики острых кишечных инфекций.
1.7. Принять меры по снижению переуплотненности дошкольных учреждений, созданию оптимальных условий для воспитания и обучения детей.
1.8. Принять исчерпывающие меры по прекращению несанкционированной уличной торговли скоропортящимися пищевыми продуктами, в том числе молоком и квасом домашнего приготовления.
2. Начальнику управления здравоохранения области (Лапочкиной М.В.):
2.1. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.
2.2. Обеспечить реализацию мер, направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в инфекционных стационарах и отделениях, а также наличие необходимого перечня медикаментов для лечения острых кишечных инфекций.
2.3. Предусмотреть развертывание дополнительного коечного фонда с учетом перепрофилирования отделений в условиях массового поступления больных при эпидемическом неблагополучии по острым кишечным инфекциям.
2.4. Организовать обучение персонала лечебно-профилактических учреждений вопросам диагностики, лечения и профилактики острых кишечных инфекций вирусной этиологии.
3. Главам (администраций) городов и районов Тамбовской области, начальнику управления труда и социального развития (Гордеевой Е.И.), начальнику управления здравоохранения области (Лапочкиной М.В.), начальнику управления образования и науки Тамбовской области (Астафьевой Н.Г.):
3.1. Обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность учреждений летнего отдыха и оздоровления детей в сезон 2010 г., в том числе санитарно-техническое состояние учреждений и подготовку персонала.
4. Начальнику управления ветеринарии Тамбовской области (Прилепскому Е.Д):
4.1. Обеспечить регулярный контроль за соблюдением режима ветеринарно-санитарной безопасности во всех птицеводческих хозяйствах области.
4.2. Обеспечить регулярный контроль за качеством реализуемой на потребительском рынке области сельскохозяйственной продукции (в том числе птицеводческой).
5. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" (Тихоновой Г.Д.):
5.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы лабораторий, оснащению современным оборудованием и подготовке специалистов по вопросам работы с возбудителями острых кишечных инфекций.
5.2. Обеспечить качество проводимых исследований как в рамках планового мониторинга за объектами окружающей среды, так и по эпидемическим показаниям - при работе в очагах острых кишечных инфекций.
5.3. Обеспечить постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями, на базах которых функционируют референс-центры, с целью получения методической и практической помощи в работе по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций.
6. Начальникам отделов санитарного и эпидемиологического надзора, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области:
6.1. Проводить ретроспективный и оперативный анализ заболеваемости ОКИ (суммарно и по каждой нозологической форме) по Тамбовской области в целом и в разрезе муниципальных образований с установлением причинно-следственной связи эпидемиологического неблагополучия.
6.2. Внести в органы исполнительной власти и муниципалитета предложения по стабилизации ситуации, при необходимости инициировать разработку муниципальных программ.
6.3. Продолжить еженедельный мониторинг заболеваемости по сумме ОКИ и отдельным нозологическим формам, входящим в указанную группу.
6.4. Обеспечить качественное проведение плановых мероприятий по надзору, установить жесткий контроль за выполнением предписаний в случае выявления нарушений требований санитарного законодательства в первую очередь на объектах общественного питания, торговли, в детских образовательных учреждениях, учреждениях отдыха и оздоровления, лечебно-профилактических учреждениях, организациях, занимающихся подачей воды населению.
6.5. Осуществлять надзор за санитарно-техническим состоянием лечебно-профилактических и детских учреждений, подготовить предложения по его улучшению в адрес органов управления здравоохранением и органов исполнительной власти по Тамбовской области, инициировать разработку программ по их ремонту или строительству, оснащению пищеблоков.
6.6. В случае регистрации эпидемического неблагополучия по острым кишечным инфекциям организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в полном объеме:
- инициировать внеплановые заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в органах исполнительной власти по проблемам острых кишечных инфекций;
- при необходимости вводить режим гиперхлорирования водопроводной воды с обязательным контролем остаточного хлора;
- усиливать контроль за соблюдением противоэпидемического режима в детских образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;
- рекомендовать проведение внеочередных медицинских осмотров лицам декретированных групп;
- принимать меры по временному исключению холодных закусок, блюд и продуктов, не подвергающихся термической обработке, на пищеблоках детских образовательных учреждений, как факторов передачи инфекции, подозрительных на инфицирование до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий в соответствии с п. 4.8.3. "Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 22.02.2010 N 13, зарегистрированы в Минюсте России 08.05.2010 N 3418 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, 08.07.2002);
- при необходимости осуществлять проведение внеплановых проверок организаций общественного питания и торговли по решению санитарно-противоэпидемических комиссий.
6.7. При выявлении нарушений требований санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", применять меры административного воздействия в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.
6.8. Проводить оперативный анализ мероприятий в очагах острых кишечных инфекций, оценивая объемы противоэпидемических мероприятий и результаты факторного анализа.
6.9. При проведении надзорных мероприятий за предприятиями пищевой, перерабатывающей промышленности, общественного питания и торговли всех форм собственности особое внимание обращать на соблюдение технологии выработки пищевых продуктов, условий их хранения и реализации.
6.10. Активизировать санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.
6.11. Постоянно информировать население области о санитарно-эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Толстову Г.А.
Главный государственный санитарный |
В.Н.Агафонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Тамбовской области от 24 июня 2010 г. N 25 "О профилактике острых кишечных инфекций в Тамбовской области"
Текст постановления размещен на сайте управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в Intеrnеt (http://68.rospotrebnadzor.ru)