См. экспертное заключение отдела Управления Министерства юстиции РФ по ЦФО в Тамбовской области от 13 марта 2007г. N 135 на настоящий закон
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
31 января 2007 г.
N 140-З
Областная целевая программа
"Развитие и поддержка семейных форм устройства детей,
нуждающихся в государственной защите (2007 - 2010 годы)"
(утв. Законом Тамбовской области от 31 января 2007 г. N 140-З)
Паспорт
областной целевой Программы
Наименование Программы |
"Развитие и поддержка семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите (2007 - 2010 годы)" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация Тамбовской области |
Разработчики Программы |
Управление образования и науки Тамбовской области |
Основание для разработки Программы |
Закон Тамбовской области от 25 июля 1997 г. N 125-З "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области"; Положение о патронатной семье, утвержденное постановлением администрации Тамбовской области от 29 марта 2004 г. N 220); постановление администрации Тамбовской области от 23 августа 1996 г. N 533 "О приемной семье". |
Сроки реализации |
2007 - 2010 годы |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, создание необходимых условий для воспитания в семьях граждан Тамбовской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их социализации в обществе. Задачи Программы: оказание социально-экономической поддержки семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение медико-социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышение уровня благоустройства жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы социально-педагогической и психологической подготовки потенциальных родителей, патронатных воспитателей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; (распространение лучшего педагогического опыта среди опекунов, усыновителей, приемных родителей и патронатных воспитателей); создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров; обеспечение широкой информированности населения о семейных формах устройства, об условиях передачи и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. |
Показатели эффективности |
Эффективность выполнения поставленных задач будет оцениваться достижением конкретных целевых индикаторов: 1. Увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях, в семьях опекунов и попечителей, в семьях усыновителей, в семьях патронатных воспитателей; 2. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым выделена материальная помощь на ремонт жилых помещений; 3. Объем материальной помощи семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на коммунальное обустройство жилья. |
Исполнители основных мероприятий |
Управление образования и науки области Управление труда и социального развития области |
Объемы и источники финансирования |
Областной бюджет - 16000,0 тысяч рублей, в том числе по годам: 2007 г. - 2500,0 тысяч рублей; 2008 г. - 3500,0 тысяч рублей; 2009 г. - 4500,0 тысяч рублей. 2010 г. - 5500,0 тысяч рублей Мероприятия Программы реализуются при условии включения данных объемов финансирования в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация мероприятий Программы позволит: обеспечить рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (в приемных семьях области - в среднем ежегодно на 45 детей-сирот, в семьях опекунов и попечителей - на 65 детей-сирот, в семьях патронатных воспитателей - на 65 детей-сирот, усыновленных детей - на 30 человек); повысить уровень благоустройства жилых помещений семьям, воспитывающим детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (ежегодно улучшать условия проживания в части коммунального обустройства жилых помещений не менее 23 семьям); улучшить материально-бытовые условия семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (ежегодно не менее 28 семьям); обеспечить сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа (ежегодно не менее 25 помещений); сократить численность детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; вовлечь население в развитие семейных форм устройства детей-сирот и сформировать позитивное отношение к различным видам замещающих семей. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Организация управления Программой осуществляется управлением образования и науки области, общий контроль за ходом ее выполнения осуществляется заказчиком Программы - администрацией области |
1. Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными средствами
В свете реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (10 мая 2006 года) в части, касающейся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка данной областной целевой программы является целесообразной.
В настоящее время в Тамбовской области состоит на учете 5607 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы не уменьшается. В 2003 году в области было выявлено 884 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2004 году - 862, 2005 году - 908. Около 70% по Тамбовской области передается на воспитание в семьи (на усыновление, под опеку (попечительство), приемные семьи), остальные направляются в интернатные учреждения.
Наиболее благоприятной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. При усыновлении гражданами отдается предпочтение детям в возрасте от 0 до 3 лет. В регионе дети более старшего возраста усыновляются крайне редко. На сегодняшний день на учете состоят 1815 усыновленных детей, из них посторонними гражданами - 957. Данная форма не подразумевает под собой материального стимулирования, что является сдерживающим фактором развития.
Опека и попечительство является наиболее распространенной формой устройства детей в семью. Всего в органах опеки и попечительства состоит на учете 2800 подопечных детей. Однако, универсальным средством помощи осиротевшим детям данная форма устройства не стала.
Необходимо отметить, что такая семейная форма устройства, как приемная семья, не получила распространения в области по ряду субъективных и объективных причин. За последние 5 лет образовались только две новые приемные семьи. В настоящее время в области функционирует 11 приемных семей, в которых воспитывается 37 детей.
Несмотря на предпринимаемые меры по определению детей в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью количество детей, определяемых в интернатные учреждения, сокращается незначительно.
Работа по апробации новой формы устройства (патронат) была начата в 2004 году. В настоящее время функционирует 9 патронатных семей, в которых воспитываются 17 детей.
В настоящее время в возмещении расходов:
за коммунальное обустройство нуждаются 313 семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
за ремонт жилых помещений, в которых сохранено право проживания за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, либо принадлежащих им на праве собственности, в которых не остались проживать другие члены семьи - 344 ребенка.
Государственная поддержка всех форм семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, представляется необходимой задачей в течение среднесрочной перспективы социально-экономического развития региона.
Применение программно-целевого метода в решении проблемы семейного устройства детей, имеющих статус ребенка-сироты, позволит развивать институт замещающей семьи на территории области более высокими темпами, придаст необходимый импульс для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комплексное решение проблем социального сиротства, дальнейшее развитие всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение социальной адаптации детей возможно программно-целевым методом - путем реализации областной целевой программы "Развитие и поддержка семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите (2007 - 2010 годы)".
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы:
Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, создание необходимых условий для воспитания в семьях граждан Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их социализации в обществе.
Задачи Программы:
оказание социально-экономической поддержки семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение медико-социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение уровня благоустройства жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
создание системы социально-педагогической и психологической подготовки потенциальных родителей, патронатных воспитателей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (распространение лучшего педагогического опыта среди опекунов, усыновителей, приемных родителей и патронатных воспитателей);
создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
обеспечение широкой информированности населения об условиях передачи и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях.
Эффективность выполнения поставленных задач будет оцениваться достижением конкретных целевых индикаторов.
N | Целевые индикаторы Программы | Всего, чел. (на начало года) |
|||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
1 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемных семьях |
65 |
85 |
115 |
145 |
2 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов и попечителей |
2865 |
2915 |
2965 |
3015 |
3 |
Количество усыновленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
980 |
1010 |
1050 |
1100 |
4 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на патронатном воспитании |
65 |
115 |
165 |
215 |
5 |
Число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которым обеспечена сохранность закрепленной за ними жилой площади |
10 |
20 |
30 |
40 |
6 |
Число семей, воспитывающих детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым оказана материальная помощь в части коммунального обустройства жилья. |
15 |
20 |
25 |
30 |
7 |
Число семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым оказана адресная помощь в части улучшения материально-бытовых условий |
20 |
25 |
30 |
35 |
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем расходов на осуществление основных мероприятий Программы ежегодно уточняется, исходя из возможностей областного бюджета.
Годы | Областной бюджет (тыс. руб.) |
2007 | 2500,0 |
2008 | 3500,0 |
2009 | 4500,0 |
2010 | 5500,0 |
Итого | 16000,0 |
4. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - администрация области, ежегодно уточняет финансовые показатели по затратам на выполнение программных мероприятий и в установленные сроки вносит предложения в проект областного бюджета по финансированию Программы на предстоящий финансовый год.
Финансовые средства на реализацию Программы выделяются из областного бюджета управлению образования и науки области.
Порядок возмещения расходов за коммунальное обустройство и ремонт жилых помещений, в которых сохранено право проживания за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, либо принадлежащих им на праве собственности, в которых не остались проживать другие члены семьи, устанавливается постановлением администрации Тамбовской области.
Программа реализуется путем пропаганды принципов семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также разработки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного осуществления региональной социальной политики улучшения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация управления Программой осуществляется управлением образования и науки области, общий контроль за ходом ее выполнения осуществляется администрацией Тамбовской области.
5. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации Программы
Программные мероприятия по развитию и совершенствованию семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите, позволят решить многие социальные проблемы детей-сирот, улучшить их социальную адаптацию.
В целом мероприятия Программы направлены на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на оказание научно-методической, информационной, медико-социально-экономической помощи семьям и воспитывающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В результате выполнения основных мероприятий Программы предполагается качественное улучшение воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях, а также рост их числа. Поэтапное исполнение мероприятий Программы позволит выработать систему мер по повышению уровня благоустройства жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, повысить престиж семей, воспитывающих детей-сирот, развить на территории Тамбовской области семейные формы устройства детей, нуждающихся в государственной защите, сформировать позитивное отношение к различным видам замещающих семей.
В целом развитие семейных форм устройства детей не только обеспечивает защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и создает условия для их полноценного умственного, эмоционального, физического развития, способствует решению отдельных жилищных проблем, ведет к снижению бюджетных расходов на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация мероприятий Программы позволит:
с 2006 года по 2010 год обеспечить рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях с 37 до 145 человек (увеличение в 3,9 раза); в семьях опекунов и попечителей с 2800 до 3015 человек (увеличение на 10%); в семьях патронатных воспитателей с 17 до 215 человек (увеличение в 12.6 раза); в семьях усыновителей с 957 до 1100 человек (увеличение на 14,9 %);
повысить уровень благоустройства жилых помещений 90 семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа (в среднем ежегодно не менее 23 семьям);
осуществить меры по материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем выделения денежных средств на ремонт закрепленных за ними жилых помещений (в среднем ежегодно не менее 25 помещений);
улучшить материально-бытовые условия 110 семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (в среднем ежегодно не менее 28 семьям).
6. Система мероприятий Программы
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Мероприятия Программы будут реализованы по следующим направлениям:
N | Мероприятия | Сроки выпол- нения |
Источники финансиро- вания |
Сумма бюджетных средств тыс. руб.) |
Ответственные |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I. Социально-психологическая поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа | |||||||||
1. Адресная материальная помощь | |||||||||
1.1. | Выделение адресной материальной помощи семьям усыновителям (по их желанию), опекунам (попечителям), приемным родителям и патронатным воспитателям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на улучшение материально-бытовых условий и другие хозяйственные нужды |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
485 |
725 |
997 |
1200 |
3407 |
Управление образования и науки области |
2. Мероприятия с замещающими семьями | |||||||||
2.1. | Проведение областной конференции замещающих семей: опекуны (попечители), приемные семьи, патронатные воспитатели |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
- |
40 |
- |
90 |
130 |
Управление образования и науки области |
2.2. | Организация и проведение тематических конкурсов среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
20 |
40 |
60 |
100 |
220 |
Управление образования и науки области |
2.3. | Организация и проведение семинаров-тренингов для специалистов, работающих с замещающими семьями |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
20 |
20 |
20 |
20 |
80 |
Управление образования и науки области |
2.4. | Обеспечение деятельности волонтеров из числа студенческих групп (негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Тамбовский колледж социокультурных технологий", институт педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина) с целью содействия развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
20 |
20 |
20 |
20 |
80 |
Управление образования и науки области |
2.5. | Организация и проведение праздничных, спортивных и других мероприятий для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (День матери, День защиты детей, День семьи и т.д.) |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
80 |
100 |
150 |
200 |
530 |
Управление образования и науки области |
2.6. | Организация и проведение специализированной смены для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
213 |
200 |
340 |
400 |
1153 |
Управление образования и науки |
2.7. | Организация и проведение специализированной смены для детей, оставшихся без попечения родителей по программе "Социальная адаптация несовершеннолетних в замещающей семье" на базе ГУ "Реабилитационный центр "Росинка" для детей с ограниченными возможностями". |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
20 |
20 |
20 |
20 |
80 |
Управление труда и социального развития |
2.8. | Обеспечение кандидатов в семейные воспитательные группы информационно-методической базой по реализации мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
Управление труда и социального развития |
II. Повышение уровня благоустройства жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа |
|||||||||
1.1 | Возмещение расходов за ремонт жилых помещений, в которых сохранено право проживания за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа, либо принадлежащих им на праве собственности, в которых не остались проживать другие члены семьи, в соответствии с установленным порядком (по заявкам). |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
400 |
700 |
850 |
1050 |
3000 |
Управление образования и науки области |
1.2. | Денежные выплаты опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям на коммунальное обустройство жилых помещений (газифицирование, водоснабжение, телефонизация, канализация и т.д.) |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
510 |
890 |
1090 |
1240 |
3730 |
Управление образования и науки области |
III. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||||||
1. Совершенствование системы подбора и передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью |
|||||||||
1.1. | Осуществление медико-социально-психологического сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выезды, проведение консультаций) |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
12 |
25 |
30 |
35 |
102 |
Управление образования и науки области |
1.2. | Организация и обеспечение деятельности служб по устройству детей в семьи |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
265 |
112 |
145 |
167 |
689 |
Управление образования и науки области |
1.3. | Проведение мониторинга по изучению эффективности применяемых форм семейного устройства несовершеннолетних |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Управление образования и науки области |
2. Организационно-методическая работа по вопросам опеки и попечительства | |||||||||
2.1. | Организация и проведение областного конкурса "Лучший орган опеки и попечительства" |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
50 |
83 |
143 |
183 |
459 |
Управление образования и науки области |
2.2. | Проведение тематических семинаров для специалистов органов опеки и попечительства по вопросам совершенствования системы подбора и передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Управление образования и науки области |
2.3. | Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители, патронатные воспитатели |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Управление образования и науки области Областной институт повышения квалификации работников образования |
3. Повышение квалификации специалистов в сфере развития семейных форм устройства детей | |||||||||
3.1. | Повышение квалификации специалистов и обеспечение их участия в международных, всероссийских и областных семинарах, совещаниях, конференциях, форумах, круглых столах и т.д. |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
50 |
70 |
100 |
130 |
350 |
Управление образования и науки области |
4. Информационное обеспечение деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||||||||
4.1. | Организация и выпуск теле- и радиопрограмм по проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
20 |
40 |
50 |
60 |
170 |
Управление образования и науки области |
4.2. | Создание и прокат видеоматериалов, посвященных пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
50 |
70 |
100 |
150 |
370 |
Управление образования и науки области |
4.3. | Разработка и изготовление информационно-рекламной, научно-методической продукции для пропаганды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2007- 2010 годы |
Областной бюджет |
250 |
310 |
350 |
400 |
1310 |
Управление образования и науки области |
Итого | 2500 | 3500 | 4500 | 5500 | 16000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 31 января 2007 г. N 140-З "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите (2007 - 2010 годы)" (принят Тамбовской областной Думой 26 января 2007 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 6 февраля 2007 г. N 32 - 34 (23893 - 23895)
Законом Тамбовской области от 18 декабря 2008 г. N 477-З настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 5 июня 2008 г. N 394-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона