Решение Тамбовского гарнизонного военного суда
от 11 октября 2007 г.
(извлечение)
В своем заявлении от 9 июля 2007 года Ж. указал, что после окончания Тамбовского государственного технического университета (далее ТГТУ), где одновременно проходил на военной кафедре обучение по установленной программе подготовки офицеров запаса в мае 2007 года им было принято решение о поступлении в очную аспирантуру ТГТУ, которое было согласовано с заведующим кафедры "истории и философии", что подтверждается протоколом предварительного собеседования. О намерении продолжать учебу и поступлении в очную аспирантуру заявитель поставил в известность военный комиссариат г. Тамбова 7 июня 2007 года, однако, в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу военным комиссаром ему было отказано, чем нарушено его право на получение послевузовского образования.
Считая, указанное действие ответчика незаконным, заявитель просит суд обязать военного комиссара г. Тамбова предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на период сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру ТГТУ.
Представитель военного комиссара г. Тамбова И. требования заявителя не признала и при этом пояснила, что отбор кандидатов для призыва в ВС РФ из числа студентов ТГТУ выпуска 2007 года начался в 2006 году. В ноябре 2007 года был составлен список студентов ТГТУ, утвержденный ректором по согласованию с военным комиссаром, желающих и рекомендованных для поступления в аспирантуру, которым будет предоставлена отсрочка до ноября 2007 года. Ж. в то время желания не изъявил, поэтому в данном списке его фамилия отсутствует, в связи с чем, при принятии военным комиссаром г. Тамбова 2 апреля 2007 года решения представить Ж. для призыва на военную службу последний не имел оснований для получения отсрочки, а после издания приказа министром обороны Российской Федерации военный комиссар не вправе был разрешить вопрос об отсрочке.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, обучающийся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы но призыву после получения воинского звания офицера.
В указанном контракте предусматривается обязанность гражданина мужского пола пройти военную службу по призыву в порядке, определенном этим Федеральным законом.
Как установлено подп. "б" п. 2 ст. 24 названного Закона, право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, в частности, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования, - на время обучения и защиты квалификационной работы.
В силу п. 3 этой же статьи на граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, распространяется отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным, в частности, подп. "б" п. 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Ж. во время учебы в ТГТУ проходил военное обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре университета в соответствии с контрактом, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации, а после завершения обучения ему приказом министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 357 присвоено по запасу воинское звание "лейтенант".
В п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания - офицера, эти обязанности возлагаются на военного комиссара.
В соответствии с п. 2 ст. 26 (Организация призыва на военную службу) упомянутого Федерального закона призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:
явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.
Согласно п. 3 этой же статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Из сообщения ректора ТГТУ N 01-21/1229 от 28 сентября 2007 года усматривается, что вступительные экзамены в аспирантуру проводятся в период с 15 сентября по 15 октября 2007 года, зачисление - с 1 ноября 2007 года. Ж. представил документы для поступления в очную аспирантуру вместе с протоколом собеседования с научным руководителем 5 июля 2007 года, сдал экзамен 21 сентября 2007 года с оценкой "отлично".
Из сообщения ректора ТГТУ N 01-21/1303 от 11 октября 2007 года следует, что подача документов кандидатами в очную аспирантуру ТГТУ в 2007 году проводится с 28 мая по 1 сентября 2007 года Ж. был рекомендован для поступления в очную аспирантуру ТГТУ кафедрой "Истории и философии" ТГТУ после проведения собеседования.
Как усматривается из показании свидетеля С. в судебном заседании, он является заведующим кафедрой "Истории и философии" ТГТУ. Им в период с конца мая начала июня 2007 года было проведено собеседование с Ж. при поступлении в аспирантуру, после чего последний был рекомендован кафедрой "Истории и философии" ТГТУ для поступления в очную аспирантуру ТГТУ. Соответствующий протокол был подписан им в день проведения собеседования.
Как видно из материалов дела, после зачисления Ж. в запас с присвоением воинского звания офицера непосредственно организацией и призывом его на военную службу занимался военный комиссар г. Тамбова. Им была направлена повестка Ж. о явке в кабинет N 26 военного комиссариата г. Тамбова до 17 часов со 2 по 6 июля 2007 года.
Решение о призыве Ж. на военную службу принималось военным комиссаром г. Тамбова 2 июля 2007 года путем издания приказа N 49.
Ранее Ж., 4 июня 2007 года обращался в военный комиссариат г. Тамбова с заявлением (с приложением протокола собеседования) по вопросу предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу и ставил его в известность о продолжении учебы в аспирантуре, на что получил отказ военного комиссара за N 3/3579 от 19 июня 2007 года.
Что касается ссылки представителя военного комиссара на то, что при принятии военным комиссаром г. Тамбова 2 апреля 2007 года решения представить Ж. для призыва на военную службу последний не имел оснований для получения отсрочки, а после издания приказа министром обороны Российской Федерации военный комиссар не вправе был разрешить вопрос об отсрочке, то суд её отвергает, так как данное утверждение не согласуется с положениями статей Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", регламентирующих организацию и призыв на военную службу, предусматривающих, на кого возлагаются обязанности по принятию решения о призыве на военную службу и кем решаются вопросы о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Суд также считает, что в соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, и п. 5 ст. 2 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", каждый гражданин РФ имеет право на образование, кроме того, гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности). Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с чем, указание представителя военного комиссара г. Тамбова на тот факт, что Ж. изъявил желание поступать в аспирантуру не в ноябре 2006 года, как другие студенты, указанные в вышеназванном списке студентов ТГТУ, согласованным между ректором и военным комиссаром, и которым данная отсрочка военным комиссаром г. Тамбова была предоставлена, а в мае 2007 года, и поэтому Ж. не имеет права на данную отсрочку, - является несостоятельной и не может служить основанием для непредоставления ему, такой же отсрочки.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 197, 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
Решил:
Заявление гражданина Ж. признать обоснованным и удовлетворить.
Признать незаконными действия военного комиссара г. Тамбова, связанные с отказом в предоставлении Ж. отсрочки от призыва на военную службу.
Обязать военного комиссара г. Тамбова предоставить Ж. отсрочку от призыва на военную службу на период сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру ТГТУ, т.е. до 1 ноября 2007 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Тамбовский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 11 октября 2007 г. (извлечение)
Текст постановления предоставлен Тамбовским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании