Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) "государственная экспертиза условий труда"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 11 февраля 2009 г. N 134)
23 апреля 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий административный регламент исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) "государственная экспертиза условий труда" (далее - административный регламент) разработан в целях:
реализации трудового законодательства;
повышения качества исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) "государственная экспертиза условий труда" (далее - государственная функция);
создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при исполнении государственной функции;
определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по исполнению государственной функции "государственная экспертиза условий труда" (далее - экспертиза).
1.2. Государственная функция по проведению экспертизы осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
1.3 Государственная функция осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации1;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ2;
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ3;
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"4;
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего приложения допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
________________________________
1 "Российская газета" от 25.12.1993 N 237
2 Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 1 (часть I), ст.3
3 "Российская газета" от 30.12.2004 N 290
4 Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3803
Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"1;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"2;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации"3;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"4;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"5;
постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации"6;
приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" 7;
постановлением Минтруда России от 16.07.1993 N 139 "Об утверждении Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда"8;
Законом Тамбовской области от 27.03.2003 N 112-З "О квотировании рабочих мест в Тамбовской области для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве"9;
постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2007 N 363 "Об утверждении Единых (стандартизированных) требований к предоставлению государственных услуг в области"10;
постановлением администрации Тамбовской области от 17.09.2007 N 1018 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий"11;
_______________________________________
1 Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 33, ст. 3196, 2007, N 13, ст.1531
2 Собрание законодательства Российской Федерации 2007, N 11, ст. 1336
3 Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 18, ст. 1716
4 Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 43, ст. 4247, 2005, N 7, ст.560
5 Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 8, ст. 744
6 "Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации", 2000, N 12
7 "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2008, N 10
8 "Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации", 1993, N 1-2
9 газета "Тамбовская жизнь" от 15.04.2003, N 76-77
10 Нет информации об опубликовании
11 газета "Тамбовская жизнь" от 21.09.2007, N 359
постановлением администрации Тамбовской области от 19.04.2007 N 419 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции "рассмотрение обращений граждан в администрации Тамбовской области"1;
постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2006 N 164 "Об утверждении Положения об управлении труда и социального развития Тамбовской области"2.
1.4. Административный регламент исполнения государственной функции разработан в соответствии с принципами:
соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере условий труда;
обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
прозрачности всех административных действий и процедур для граждан и организаций;
персональной ответственности за соблюдение требований настоящего административного регламента на каждой стадии исполнения государственной функции.
1.5. Государственная функция исполняется управлением труда и социального развития Тамбовской области (далее - Управление), непосредственно осуществляется государственными гражданскими служащими Управления, к компетенции которых отнесена экспертиза (далее - экспертами), в течение всего служебного времени согласно Правилам внутреннего трудового (служебного) распорядка Управления - ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, с 8.30 до 17.30 (перерыв с 12.30 до 13.30), накануне нерабочих праздничных дней - с 8.30 до 16.30.
1.6. При исполнении государственной функции возможно взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами прокуратуры, федеральными судами и мировыми судьями, органами исполнительной власти Тамбовской области; региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями) и работодателями (их объединениями).
1.7. Информацию о времени приема документов, порядке и сроках исполнения государственной функции, а также о месте нахождения Управления и графике (режиме) работы можно получить:
по контактным телефонам: 72-94-06, 72-25-58;
на сайте Управления (http://regadm.tambov.ru/oiv/socz/);
непосредственно в Управлении на информационном стенде и (или) при консультировании экспертами.
1.8. Заявители имеют право на обжалование действий (бездействие) должностных лиц Управления и решений, осуществляемых (принятых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном и судебном порядке:
________________________
1 Нет информации об опубликовании
2 Нет информации об опубликовании
1.8.1. в досудебном порядке заявители письменно обращаются к главе администрации области (ул. Интернациональная, дом 14, г.Тамбов, 392000), сообщая:
наименование заявителя и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
суть обращения (жалобы, претензии, предложения);
дату обращения.
1.8.2. в судебном порядке заявители обращаются в суд в порядке судебного производства.
1.9. Разногласия по вопросам обоснованности выводов экспертов, изложенных в экспертном заключении, рассматриваются заместителем начальника Управления, выполняющим функции главного государственного эксперта по условиям труда области, или в судебном порядке.
1.10. Эксперт (эксперты), проводивший экспертизу и подготовку экспертного заключения, несет персональную ответственность за: нарушение требований настоящего административного регламента при выполнении административных процедур и (или) административных действий; обеспечение объективности и обоснованности выводов, изложенных в экспертном заключении; соблюдение сроков проведения экспертизы; обеспечение сохранности документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы; конфиденциальность содержащихся в них сведений; правильность оформления экспертного заключения.
1.11. Заместитель начальника Управления, выполняющий функции главного государственного эксперта по условиям труда области, несет персональную ответственность за обеспечение объективности и обоснованности выводов, изложенных в экспертном заключении.
1.12. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий и сроков, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений экспертами осуществляется начальником Управления или по его поручению другими должностными лицами Управления; контроль осуществляется в течение всего срока исполнения государственной функции.
1.13. В случае досудебного письменного обращения заявителя на обжалование действий (бездействие) экспертов и решений, осуществляемых (принятых) ими в ходе исполнения государственной функции, по поручению главы администрации области и (или) начальника Управления на основании приказа Управления формируется комиссия для проверки полноты и качества исполнения государственной функции.
Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. Справка подписывается председателем комиссии и представляется на рассмотрение начальнику Управления.
Если в ходе проверки выявлены действия (бездействие) государственных гражданских служащих, повлекших нарушение прав граждан и юридических лиц, то проверка признается служебной и ее результаты могут служить основанием для применения начальником Управления мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования к порядку исполнения государственной функции
Постановлением администрации Тамбовской области от 23 апреля 2009 г. N 463 в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Экспертиза осуществляется на основании:
определений судебных органов1;
постановлений и требований прокурорских работников2;
обращений органов исполнительной власти, работодателей (объединений работодателей), работников, профессиональных союзов (их объединений), иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации3;
обращений (требований) органа (организации), осуществляющего государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий"4.
2.2. Заявителями государственной функции являются:
работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем, или его законный представитель;
работодатель - физическое лицо - индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
орган - орган (организация, учреждение) или должностное лицо, наделенные учредительными и иными статусными документами осуществлять заявление на исполнение государственной функции, регулируемой настоящим административным регламентом.
2.3. От имени получателей государственной функции обращаться за ее исполнением имеют право официальные представители юридических лиц (руководители, в установленных случаях - учредители) и физических лиц (уполномоченные ими лица на основании доверенностей, оформленных в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
___________________________
1 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (с изменениями)
2 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями)
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями)
4 газета "Тамбовская жизнь" от 21.09.2007, N 359
2.4. Для исполнения государственной функции заявитель представляет в Управление следующие комплекты документов (в зависимости от вида экспертизы):
2.4.1. в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:
заявление о проведении экспертизы оценки качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;
материалы по аттестации всех рабочих мест по условиям труда в организации1:
копия приказа организации (или выписка) о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организации (назначении председателя аттестационной комиссии, членов комиссии и ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, и, при необходимости, аналогичных комиссий в структурных подразделениях организации, установление сроков и графика проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда);
карты аттестации рабочих мест по условиям труда с приложениями (перечень рабочих мест, подлежащих аттестации; протоколы инструментальных измерений уровней производственных факторов; протокол оценки травмобезопасности рабочего места; протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты; протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса; протокол оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса; итоговая таблица по оценке условий труда работника по степени вредности и опасности ("Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" Р 2.2.2006-05, утвержденное постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.07.2005 г.)2;
карта условий труда на рабочем месте (для рабочих мест, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда в соответствии с отраслевыми перечнями работ), в соответствии с приложением N 1 к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда"3;
ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда;
сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
___________________________
1 Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569
2 Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, 2005, N 3
3 Текст официально опубликован не был
итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
копия приказа организации (или выписка) о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов;
2.4.2. для проведения экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
заявление о проведении экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
перечни профессий и должностей или локальные нормативные акты организации, в соответствии с которыми работникам предоставляются льготы и компенсации по условиям труда;
сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
коллективный договор (при его наличии);
2.4.3. для проведения экспертизы в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов и производства государственным нормативным требованиям охраны труда:
заявление о проведении экспертизы оценки соответствия проекта строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, производства государственным нормативным требованиям охраны труда;
материалы проекта строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией (разделы проекта: общая пояснительная записка; архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения; технологические решения; организация и условия труда работников, управление производством и предприятием; инженерное оборудование, сети и системы инженерно-технического и технологического обеспечения; организация строительства, включая снос и демонтаж; обеспечение доступа инвалидов; сметная документация);
2.4.4. для проведения экспертизы в целях оценки соответствия проектов внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда:
заявление о проведении экспертизы оценки соответствия проекта внедрения новой техники, новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
материалы проекта внедрения новой техники, новых технологий в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией (разделы проекта: пояснительная записка (техническое описание, назначение и область применения, устройство и принцип работы); ведомость технического проекта (технологическое описание); спецификация, паспорт изделия; инструкция (по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделий); требования безопасности и охраны природы; организация и условия труда работников);
2.4.5. для проведения экспертизы в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, либо о характере и условиях труда застрахованного, которые предшествовали наступлению страхового случая и профессиональному заболеванию (в зависимости от субъекта экспертизы):
заявление о проведении экспертизы фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному (страховому) случаю на производстве;
копия трудовой книжки работника;
копия трудового договора;
правила внутреннего трудового распорядка организации;
должностная инструкция (для руководителей, специалистов и служащих) или характеристика работ (для рабочих профессий);
карта аттестации рабочего места работника (с соответствующими приложениями);
копия акта расследования несчастного случая на производстве на каждого пострадавшего (форма Н-1) с приложениями;
сертификат соответствия, акты испытаний и (или) приемки, паспорт и иные документы, свидетельствующие о техническом состоянии машин, механизмов и оборудования, используемых работником при выполнении им должностных (профессиональных) обязанностей;
копии (выписки) ранее выданных работодателю предписаний государственных инспекторов труда и (или) должностных лиц соответствующих органов государственного надзора, а также представлений технических
инспекторов труда профессиональных союзов об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда.
2.5. При проведении экспертизы непосредственно у заявителя им также предоставляются для исследования: штатное расписание; штатная расстановка; организационная структура организации; перечень рабочих мест; формы федерального статистического наблюдения (формы N 1-Т-условия труда и N 7-Т-травматизм) за предшествующие 5 лет; данные анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; коллективный договор (при наличии); соглашение по охране труда; перечни профессий и должностей или локальные нормативные акты, в соответствии с которыми работникам предоставляются льготы и компенсации по условиям труда; списки лиц, подлежащих медицинским осмотрам, и их результаты; проектно-конструкторская и технологическая документация; документация по охране труда (инструкции, журналы учета инструктажей) и другие документы, позволяющие более объективно и полно оценить предмет экспертизы.
2.6. Для проведения повторной экспертизы представляется такой же комплект документов с устраненными замечаниями, указанными в предыдущем отрицательном экспертном заключении.
2.7. Если после проведения первичной (предыдущей) экспертизы в установленном порядке в законодательство Российской Федерации, федеральные нормативные правовые акты и правовые акты Тамбовской области были внесены изменения, которые влияют на результаты экспертизы, то экспертной оценке вновь подвергается ранее представленный комплект документов, а также дополнительные документы, состав которых исходит из внесенных изменений.
2.8. Заявление о проведении экспертизы (приложение N 1 к настоящему административному регламенту) заполняется получателем государственной функции:
гражданином лично или его представителем при наличии подписи гражданина или уполномоченного им лица (по просьбе заявителя либо его законного представителя заявление в его присутствии может заполняться экспертом Управления; на заполненном заявлении гражданин или его представитель проставляет свою личную подпись);
руководителем органа (организации, учреждения) или уполномоченным им лицом на официальном бланке либо на листе бумаги формата А4 с заверением подписи печатью.
В любом заявлении должны содержаться характеристики, понимаемые однозначно - заказчик (получатель) государственной функции, его реквизиты,
вид экспертизы, количество и вид представленных документов, при необходимости - порядок получения результатов услуги (лично, по почте или иным способом).
Заявление об исполнении государственной функции заполняется заявителем (получателем) государственной функции разборчиво, черными или синими чернилами (пастой) вручную либо с использованием технических средств в машинописном виде, на русском языке. При заполнении не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. На заявлении об исполнении государственной функции ставится личная подпись получателя государственной функции и дата обращения.
Заявление оформляется в одном экземпляре.
2.9. Представляемый вместе с заявлением комплект документов (в зависимости от вида экспертизы), определенный настоящим административным регламентом, должен быть оформлен в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к соответствующему виду документации.
2.10. По своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение при проведении экспертизы и влияющие на подготовку экспертного заключения.
2.11. В процессе проведения экспертизы Управление вправе запрашивать у заявителя дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, если производственный контроль возложен на заявителя нормативными правовыми актами (данные лабораторных исследований (измерений) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заявителя аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями или в соответствии с установленными методиками).
2.12. В исключительных случаях при подаче заявления по решению Управления экспертиза (в зависимости от вида экспертизы) может проводиться непосредственно у заявителя.
2.13. Заявители имеют право на неоднократное обращение за исполнением государственной функции.
2.14. Отказ в приеме документов не допускается.
2.15. Государственная функция по проведению всех видов экспертиз исполняется бесплатно.
2.16. Основаниями для отказа в исполнении государственной функции являются:
представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для исполнения государственной функции и определенных пунктами 2.4.1-2.4.5, 2.5-2.7 настоящего административного регламента;
представление заявителем комплекта документов, не соответствующих требованиям, определенным пунктами 2.8, 2.9 и 2.11 настоящего административного регламента;
отсутствие заявителя в перечне получателей государственной функции, определенном пунктами 2.1-2.3 настоящего административного регламента;
отказ заявителя провести соответствующие лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, необходимые для оценки;
запрошенный вид экспертизы не входит в компетенцию и полномочия Управления.
При установлении оснований, препятствующих исполнению государственной функции, Управление письменно уведомляет об этом заявителя.
2.17. Результатом исполнения государственной функции является выдача заявителю (получение заявителем лично) или отправка почтой экспертного заключения либо письменный отказ в исполнении государственной функции.
3. Административные процедуры
3.1. Последовательность действий по исполнению государственной функции представлена блок-схемой в приложении N 2 к настоящему административному регламенту.
3.2. Исполнение государственной функции по проведению экспертизы включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация документов на проведение экспертизы;
оценка заявленных материалов;
отказ в исполнении государственной функции по основаниям, определенным настоящим административным регламентом;
организация и проведение экспертизы;
и утверждение экспертного заключения;
подготовка предписания, представления, рекомендаций.
3.3. Юридическим фактом, являющимся основанием для приема и регистрации документов на проведение экспертизы является личное обращение заявителя в Управление с письменным заявлением и пакетом документов, необходимых для проведения экспертизы, либо поступление в Управление письменного заявления и пакета документов почтой.
Специалист, ответственный за прием документов, проводит регистрацию заявления и пакета документов и направляет их в порядке делопроизводства начальнику Управления или его заместителю, выполняющему функции главного государственного эксперта по условиям труда области.
Срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день.
3.4. Юридическим фактом, являющимся основанием для оценки заявленных материалов, является письменное поручение начальника Управления или его заместителя, выполняющего функции главного государственного эксперта по условиям труда области, о проведении экспертизы конкретному эксперту или группе экспертов.
Эксперт-исполнитель оценивает полноту представленного комплекта документов и соблюдение требований к ним, установленных пунктами 2.4.1-2.4.5, 2.5-2.9 и 2.11 настоящего административного регламента:
документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения;
фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства написаны полностью;
в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
экземпляры копий документов соответствуют оригиналам (для нотариально не удостоверенных эксперт выполняет на копиях надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов).
В зависимости от оценки представленных документов эксперт принимает решение об исполнении государственной функции или об отказе.
Срок выполнения административного действия составляет 5 рабочих дней.
3.5. При установлении фактов отсутствия необходимых документов и (или) несоответствия представленных документов требованиям эксперт составляет письменный отказ, подписывает его у начальника Управления и направляет заявителю вместе с представленными материалами в порядке делопроизводства.
В письме указывается основание, по которому в соответствии с пунктом 2.16 настоящего административного регламента отказано в исполнении государственной функции, а также информация о выявленных недостатках в представленных документах и предложения о принятии мер заявителем по их устранению с указанием срока, если это возможно.
Срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день.
В случае несогласия заявителя государственной функции с принятым решением об отказе в ее исполнении, он вправе обжаловать решение (действия) эксперта в порядке, определенном пунктом 1.8 настоящего административного регламента.
3.6. Юридическим фактом организации и проведения экспертизы является полнота и соответствие представленных документов предъявляемым требованиям исходя из существа запрашиваемой экспертизы.
Эксперт - исполнитель при необходимости составляет план проведения экспертизы, который согласовывается с начальником Управления или его заместителем, выполняющим функции главного государственного эксперта по условиям труда области.
3.7. При проведении экспертизы в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда эксперту необходимо:
проверить соответствие проведенной аттестации рабочих мест установленному порядку;
проанализировать правильность оценки условий труда и их отнесение к категории работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда (сравнение карт аттестации рабочих мест с результатами замеров значений опасных и вредных факторов производственной среды);
провести анализ оценки рабочих мест на травмобезопасность;
проверить правильность оценки тяжести и напряженности трудового процесса;
проверить правильность оценки выданных работнику сертифицированных средств индивидуальной защиты;
проверить правильность и обоснованность предоставляемых работнику льгот и компенсаций по условиям труда;
проанализировать план мероприятий по улучшению условий и охраны труда с учетом фактического состояния условий труда на конкретном рабочем месте;
определить рабочие места для последующей переаттестации с учетом реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
проверить правильность оформления документации при проведении аттестации рабочих мест.
Срок выполнения административного действия составляет 12 минут на каждую карту аттестации по условиям труда.
3.8. При проведении экспертизы проектов строительства, реконструкции (капитального ремонта), технического переоснащения производственных объектов и производства эксперт оценивает:
представленные документы (состав проектной документации) на их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
рациональность размещения зданий, сооружений и основных транспортных магистралей для безопасности людских потоков;
организацию зон и мест отдыха;
температурно-влажностный режим помещений;
естественное и искусственное освещение;
соблюдение нормативных требований по обеспечению работников запроектированными объектами социально-бытового назначения и создание материальной базы социальной инфраструктуры, включающей цеховые, межцеховые и общезаводские объекты;
укрупненные нормативы площадей помещений:
санитарно-бытового и коммунального назначения;
здравоохранения;
общественного питания;
торгового и бытового обслуживания;
культурно-массового назначения;
производственного обучения;
прочих видов обслуживания;
наличие дополнительных помещений санитарно-бытового обеспечения и условий труда, учитывающих специфику трудовой деятельности социальных групп работающих (женщин, подростков, инвалидов);
правильность составления списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, а также льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда;
статьи затрат в сметах на: льготы и компенсации работникам, занятым на тяжелых ручных работах, а также работающим во вредных и опасных условиях труда; сооружение объектов социально-бытового обеспечения работающих.
Срок выполнения административного действия составляет не более 28 календарных дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы, если иной срок не указан в заявлении (постановлении, требовании, решении) соответствующего органа (организации) либо в поручении.
3.9. При проведении экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда оценивается правильность установления и предоставления:
сокращенной продолжительности рабочего времени (дня, смены, недели) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день;
дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы;
повышенной оплаты труда за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда либо их заменой компенсационной выплатой;
бесплатного лечебно-профилактического питания на работах с опасными условиями труда;
выдачи бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
бесплатных медицинских осмотров (обследований) на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в отдельных видах
деятельности и производств, а также психиатрических освидетельствований в отдельных видах деятельности;
трудовой пенсии по возрасту (старости) на льготных условиях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Эксперту для этого необходимо:
сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного кадрового учета организации (работодателя) и записями в трудовых книжках с наименованиями профессий и (или) должностей, предусмотренными Едиными тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками. При необходимости проверить соответствие фактически выполняемых работ (нормы, наряды, рапорты, должностные инструкции и т.п.) с составом и характером работ, предусмотренными по соответствующим профессиям и должностям Едиными тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками;
проанализировать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (карты аттестации) и проверить правильность отнесения условий труда к категории с вредными и (опасными) условиями труда, тяжелым работам, работам в особых температурных условиях и (или) связанных с загрязнением;
оценить фактическую занятость работников в особых условиях труда;
проанализировать локальные акты и документы организации (работодателя), устанавливающие (определяющие) льготы и компенсации работникам по условиям труда (приказы, положения, перечни и т.п.);
проверить согласованность перечней (списков) организации (работодателя) с соответствующими органами (организациями);
оценить правильность и полноту ведения документации и представляемой отчетности.
Срок выполнения административного действия составляет не более 14 рабочих дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.
3.10. При проведении экспертизы в целях оценки соответствия проектов внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда эксперту необходимо проверить:
соответствие принятых проектных решений по условиям труда заданию на проектирование, а также другим исходным данным, техническим условиям и
требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
соблюдение комплекса требований, норм и правил (правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических), направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда;
обоснованность применяемой технологии, оборудования, сырья и комплектующих с точки зрения их безопасности и обеспечения благоприятных условий труда;
наличие источников потенциальных опасностей, а также отступлений от действующих норм и правил значений показателей опасных и вредных факторов производственной среды (санитарно-гигиенических, физических, химических, биологических, психофизиологических);
наличие разработанных мероприятий по рациональным режимам труда и отдыха в целях оптимизации напряженности трудовой деятельности;
наличие и правильность отнесения рабочих мест к категориям с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда;
обеспечение защищенности работающих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, в том числе техническими средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов (микроклимат, шум, вибрация, световая среда, ультразвук, тепловое, ионизирующее и другое излучения и т.д.).
Срок выполнения административного действия составляет не более 28 календарных дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.
3.11. При проведении экспертизы в целях оценки фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному (страховому) случаю на производстве, эксперту необходимо:
установить факторы и причины образования (формирования) неблагоприятных условий труда;
определить соответствие предметов труда, орудий труда, сырья и полуфабрикатов, продуктов труда, окружающей среды соответствующим нормам и нормативам;
проверить соблюдение исполнителями требований технологии ведения работ, правил по охране труда и технике безопасности, промышленной санитарии, других нормативных документов;
сравнить тождественность наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного кадрового учета организации (работодателя) и записями в трудовых книжках с наименованиями профессий и (или) должностей, предусмотренными Едиными
тарифно-квалификационными справочниками, Тарифно-квалификационными характеристиками и Квалификационными справочниками;
выявить весь комплекс факторов производственной среды (физических, химических, биологических, психофизиологических), неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работающих. С этой целью используются имеющиеся данные лабораторных исследований рабочих мест в текущем году (журналы, протоколы замеров, заключения участковых терапевтов и медико-социальной экспертизы о наличии случаев профессиональных заболеваний, другие данные о наличии вредных факторов);
проверить итоговые материалы аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет правильности оценки фактического состояния условий труда;
сопоставить данные фактических значений вредных факторов производственной среды с установленными нормативными значениями (предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней); в тех случаях, когда не имеется утвержденных стандартов по нормативам вредных факторов, могут использоваться данные научных исследований с соответствующей аргументацией принимаемых решений;
подготовить рекомендации по улучшению условий и охраны труда;
рассмотреть акт расследования несчастного случая на производстве (форма Н-1) на предмет обоснованности выводов расследования;
подготовить рекомендации по организации труда работника, если в результате несчастного случая на производстве им частично потеряна трудоспособность.
Срок выполнения административного действия составляет 20 рабочих дней со дня получения экспертом поручения о проведении экспертизы.
3.12. Юридическим фактом подготовки экспертного заключения является завершение экспертной оценки заявленных материалов.
Если эксперты - соисполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их заместителем начальника Управления, выполняющего функции главного государственного эксперта по условиям труда области.
При выявлении в процессе проведения экспертизы нарушений государственных нормативных требований охраны труда заявителю выдается отрицательное экспертное заключение с указанием установленных нарушений или несоответствий.
Экспертное заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим экспертизу, и согласовывается с заместителем начальника Управления, выполняющего функции главного государственного эксперта по условиям труда области, после чего направляется начальнику Управления на утверждение (приложение N 3 к настоящему административному регламенту).
Срок выполнения административного действия составляет 1 рабочий день.
3.13. Юридическим фактом подготовки предписания или представления является выявление в процессе проведения экспертизы нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
При выявлении в процессе проведения экспертизы нарушений трудового и иного законодательства, иных нормативных правовых актов в сфере условий и охраны труда, а также трудовых прав работников эксперт готовит предписание об устранении выявленных нарушений или представление о приостановлении действия принятых в организации решений по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не соответствующих действующим законодательным и иным нормативным правовым актам (приложения соответственно N 4 и N 5 к настоящему административному регламенту).
Предписания и представления согласовываются и утверждаются в порядке и в сроки, определенные настоящим административным регламентом для подготовки и утверждения экспертного заключения.
Предписание или представление вручается (отсылается) заявителю вместе с экспертным заключением.
Эксперт вправе инициативно выдать заявителю вместе с экспертным заключением письменные рекомендации по улучшению условий и охраны труда.
3.14. При проведении экспертиз по запросам (постановлениям, требованиям, определениям, решениям) судебных органов и органов прокуратуры оценке также могут подлежать документы и действия согласно поставленным перед экспертом вопросам.
3.15. При необходимости, в ходе осуществления всех видов экспертиз могут проводиться соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также могут привлекаться высококвалифицированные специалисты сторонних органов (организаций), письменные выводы которых учитываются при подготовке экспертных заключений.
3.16. Эксперт имеет право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы
любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
с целью качественного и оперативного проведения экспертизы заблаговременно уведомить администрацию организации (работодателя) о виде, цели проведения экспертизы, характере документов, необходимых для ее проведения, если не сочтет, что такое уведомление нанесет ущерб эффективности экспертизы;
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
направлять заявителю рекомендации по улучшению условий и охраны труда.
3.17. Конечным результатом исполнения государственной функции является получение заявителем (либо отправка по почте) одного экземпляра экспертного заключения вместе с документацией и материалами (оригиналы), прошедшими экспертизу, а также обязательные для исполнения предписания, представления либо рекомендации (при их наличии).
Второй экземпляр экспертного заключения остается в делопроизводстве Управления и подлежит хранению в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
3.18. Общий срок проведения экспертизы зависит от ее вида, следовательно, от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу материалов и документов, но не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления.
3.19. Срок проведения экспертизы по запросу (постановлению, требованию, решению) судов, прокурорских работников, органа (организации), осуществляющего государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, определяется сроком, указанным в запросе этих органов с учетом сложности объекта, но не может быть менее 10 рабочих дней. Если срок исполнения экспертизы не указан, то он не превышает 30 календарных дней со дня регистрации заявления.
3.20. В исключительных случаях (при потребности в дополнительных исследованиях, замерах, пробах и иных процедурах) срок проведения экспертизы может быть продлен начальником Управления, но не более чем на один месяц; заявитель письменно информируется о причинах продления срока проведения экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.