Уплата земельного налога. Налогоплательщики спрашивают
Каков порядок исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в результате перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка?
Налоговой базой по земельному налогу согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Кодекса).
Согласно п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения плательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Из данных норм Кодекса следует, что размер налоговой базы зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) и определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом). В связи с чем, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п. (внесенных обратным числом на указанную дату), то размер налоговой базы в течение налогового периода не может изменяться для целей налогообложения, в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Об этом говорится в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120.
По какой ставке подлежит налогообложению земельный участок в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях?
Какую ставку земельного налога вправе применять организация, обладающая земельным участком в зоне сельскохозяйственного использования и сдающая данный земельный участок в аренду организации, использующей его для сельхозпроизводства?
Согласно п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента по земельным участкам, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Землями поселений в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений согласно ст. 85 Земельного кодекса входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, одной из которых является зона сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
В правоустанавливающих документах на земельный участок указывается вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с территориальным зонированием.
При определении понятия "сельскохозяйственное производство" рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Таким образом, если в правоустанавливающих документах на земельный участок, находящийся в зоне сельскохозяйственного использования в поселениях, определен вид разрешенного использования в целях сельскохозяйственного производства и уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством, то организация по данному земельному участку вправе применять ставку земельного налога, установленную представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В том случае, если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в соответствии с абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса.
Данная точка зрения изложена в письме Минфина России от 08.08.2006 N 03-06-02-02/119.
О. Климкина
Госналогинспектор
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.