Налоги на транспорт, имущество и землю с физических лиц.
Плательщики интересуются
Если гражданин не получал налоговое уведомление об уплате налога в 2005, 2006 годах, а в текущем году пришло налоговое уведомление на уплату налогов за 2005, 2006 и 2007 годы, обязан ли он платить налоги за прошедшие налоговые периоды и начисляются ли при этом пени?
Исчисление суммы налога производится налоговыми органами в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом уведомления об уплате налога вручаются плательщикам - физическим лицам не позднее, чем за месяц до срока перечисления платежа.
Так, по налогу на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения) уведомление вручается не позднее 1 августа, а уплата налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По земельному налогу нет единого срока уплаты, так как конкретные даты установлены решениями муниципальных образований. По транспортному налогу извещение должно быть направлено до 1 июня, так как Законом Тамбовской области "О транспортном налоге в Тамбовской области" последний срок уплаты авансового платежа в размере 80 процентов от общей суммы определен 1 июля. Оставшаяся часть суммы транспортного налога (20 процентов) перечисляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следует отметить, что по желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (в авансовый срок).
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) в случаях, когда расчет налоговой базы производится инспекцией, обязанность по перечислению налога возникает не ранее момента получения налогового уведомления. Соответственно, пени за просрочку начисляются после получения извещения об уплате налога, и в случае неуплаты налога в срок, указанный в документе.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, перечисляют его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три прошлых года.
Таким образом, плательщик обязан уплатить предъявленную сумму на основании направленного ему уведомления не более чем за три предшествующих года в случае, если ранее за эти периоды налог им не был уплачен. Пени за просрочку начисляются после получения физическим лицом извещения об уплате налога, и в случае неперечисления денег в срок, обозначенный в уведомлении.
Гражданину, являющемуся собственником квартиры, с 15 июня 2007 г. назначена пенсия по возрасту. С какого периода он имеет право на льготу по налогу на имущество физических лиц?
Порядок исчисления и взыскания налога на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (с учетом изменений и дополнений), нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими ставки налога.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ. Лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Для получения льготы представляется пенсионное удостоверение (пп. "л" п. 5 Инструкции МНС России N 54).
В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона N 2003-1 и п. 7 Инструкции МНС России N 54 в случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу, они освобождаются от его уплаты, начиная с того месяца, в котором возникло это право.
Таким образом, гражданин имеет право на льготу по налогу на имущество физических лиц с июня 2007 г.
Гаражно-строительный кооператив просит дать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов на землю и строения, принадлежащие членам гаражно-строительного кооператива.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам, которые исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с НК РФ.
Статьей 388 Кодекса определено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов признаются граждане - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Следовательно, члены ГСК, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно Закону Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, должны исполнять обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии с указанным Законом Российской Федерации.
Члены ГСК, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, должны исполнять обязанность по уплате земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса и нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Согласно ст. 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Если на балансе гаражно-строительного кооператива имеется имущество, а также ему принадлежит на праве собственности земельный участок, то обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога организации возникает у гаражно-строительного кооператива. В этом случае гаражно-строительный кооператив должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов (п. 1 ст. 45 Кодекса).
По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 45 Кодекса исполнение плательщиком обязанности по уплате налога осуществляется за счет его собственных денежных средств.
Как начисляется земельный налог в связи с принятием новой главы Налогового кодекса РФ по земельному налогу
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 Кодекса).
Что касается установления налоговых ставок по земельному налогу, то в соответствии со ст. 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. При этом п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Одновременно сообщаем, что по вопросам определения кадастровой стоимости земельных участков следует обращаться в территориальные органы Роснедвижимости по Тамбовской области, к компетенции которых в соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, относятся вопросы, связанные с проведением государственной кадастровой оценки земель.
Просим рассказать о льготах по земельному налогу. Установлены ли налоговым законодательством льготы по "новому" земельному налогу, действие которого распространяется с 2006 года.
Начиная с 2006 года, исчисление и уплата данного налога осуществляется в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ.
Категории плательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога, определены в ст. 395 Кодекса. Из физических лиц полное освобождение от уплаты налога предусмотрено лишь для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Однако положения гл. 31 Кодекса не исключают возможности предоставления льгот по уплате земельного налога. Так, согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Статьей 391 НК РФ определено, что при определении налоговой базы по земельным участкам уменьшить ее на 10 тыс. рублей имеют право:
- Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалиды с детства;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
- физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и приравненные к ним лица.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию по месту нахождения земельного участка.
Причем, как мы уже говорили выше, местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.
Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.
Т. Беликова
Советник государственной
гражданской службы РФ 2-го класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.