• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 10 марта 2009 г. N 809 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Тамбовского района до 2010 года"

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района А.Н. Кузнецова.

3. Постановление вступает в силу со дня принятия и подлежит официальному опубликованию в газете "Притамбовье".

 

Глава района

В.Семченко

 

Программа
социально-экономического развития Тамбовского района до 2010 года
(утв. постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области
от 10 марта 2009 г. N 809)

 

Паспорт программы
социально-экономического развития Тамбовского района до 2010 года

 

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Тамбовского района до 2010 года (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Тамбовского района Тамбовской области.

Заказчик Программы

Администрация Тамбовского района Тамбовской области

Основные разработчики Программы

Отдел социально-экономической политики, земельных отношений и муниципальной собственности администрации Тамбовского района

Основная цель Программы

Создание условий для формирования эффективной экономики района, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения района.

Основные задачи Программы

1. Реализация административной реформы

2. Формирование потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, стабильной занятости населения и рост его доходов.

3. Создание условий для устойчивого роста благосостояния населения района.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа осуществляется до 2010 г.

Исполнители мероприятий Программы

Производственные предприятия, организации и учреждения непроизводственной сферы района, администрация Тамбовского района.

Источники финансирования Программы

Программа финансируется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, районного бюджета, собственных средств предприятий, привлеченных средств.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Достижение стабильных темпов экономического развития реального сектора экономики, обеспечение финансовой стабильности, увеличение количества и улучшение качества работы объектов инженерной инфраструктуры, уровня жизни населения района.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за осуществлением Программы осуществляется Тамбовским районным Советом народных депутатов.

 

 

Введение

 

Программа социально-экономического развития района затрагивает основные вопросы устойчивого развития в конкурентной рыночной среде. Она касается всех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования района, могут дать сильный импульс его развитию. Предметом Программы социально-экономического развития является, прежде всего, конкурентоспособность:

а) района в целом, как места для жизни и хозяйственной деятельности;

б) отдельных сторон или отраслей хозяйства и социальной сферы.

Программа социально-экономического развития Тамбовского района представляет собой документ долгосрочный по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий и является целостной системой представления о целях, основных направлениях и механизмах реализации социальной и экономической политики.

Основной элемент механизма реализации Программы -средне- и долгосрочные проекты социально-экономического развития района, ежегодный план действий по реализации Программы, включающие совокупность районных целевых программ.

Главный стратегический ориентир развития Тамбовского района до 2010 года состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения.

 

I. Социально-экономическое положение тамбовского района в 2008 году

 

1.1. Общая характеристика Тамбовского района

 

Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Тамбовского района и оценка возможной обстановки по его территории. Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы.

Тамбовский район занимает центральную часть области, которая расположена на северо-востоке Центрально-Черноземного экономического района в умеренно-континентальной зоне, и входит в состав континентальной климатической области Восточно-Европейской равнины.

Рельеф. Местность в основном равнинная, изрезана сетью рек, балок, глубоких оврагов. Пересеченность местности и значительная крутизна склонов препятствуют движению автотранспорта вне дорог. Грунтовые воды в долинах рек залегают на глубине 2 - 5 м.

Климат. Умеренно-континентальный. Продолжительность времен года составляет зима - 120 дней, весна - 60 дней, лето - 120 дней, осень - 65 дней. Зима умеренно - холодная с частыми оттепелями. Преобладающая температура воздуха днем - 5, - 8 С, ночью - 15, - 17 С. Во время оттепелей температура воздуха повышается до 0 + 2 С. Осадки выпадают часто, преимущественно в виде снега. Снежный покров устанавливается в середине декабря и сходит в середине марта. Периодически, один раз в 3 - 4 года, начало зимы бывает малоснежным, с сильными морозами от - 15 до - 25 С, что приводит к сильному промерзанию фунта. При такой зиме, весной, в результате быстрого таяния снега, образуется много воды, которая не может впитываться в мерзлый фунт, что приводит к перенасыщению водохранилищ и затоплению отдельных участков территории.

Растительность. Район расположен в лесостепной зоне. Площадь лесов составляет 52 тыс. га, из которых Тамбовский лесхоз занимает 17,7 тыс. га, Горельский лесхоз 25,42 тыс. га, Степной лесхоз 8,88 тыс. га. Лес смешанный в основном состоит из пород: сосна, береза, осина. Основные площади лесов располагаются по правому склону долины реки Цна. Территория в основном распахана и занята посевами зерновых и технических культур.

Гидрография. В районе имеются реки Цна, Сурава, В-Липовица, Сухая Липовица, Челновая. Основная река Цна, преобладающая ширина составляет 10

- 20 м., глубина 1 - 4 м., скорость течения 0,2 м/с, дно песчаное, берега извилистые. На реке Цна имеются гидротехнические сооружения (плотины). На территории района находится водохранилище Челнавское. Имеется значительное количество мелких озер и прудов.

Общие выводы. По своему географическому положению район относится к территориям наименее опасном в отношении чрезвычайных ситуаций природного характера.

Административное деление, население и населенные пункты. Тамбовский район граничит на севере с Сосновским и Бондарским районами, на востоке с Рассказовским районом, на юге со Знаменским районом, на западе с Петровским и Никифоровским районами. На территории района находятся 1 поссовет и 29 сельсоветов. Район занимает площадь 2631,3 кв. км. На территории района находится 124 населенных пункта.

 

1.2. Промышленность

 

Промышленность является одной из основных отраслей экономики района, которая в значительной мере определяет социально-экономическую ситуацию. Развитие промышленного производства связано в основном с реконструкцией и модернизацией производства, а также направленностью на выпуск конкурентоспособной продукции связанной с наращиванием объемов, совершенствованием качества и снижением издержек.

За 2008 год в районе выпущено продукции и оказано услуг промышленного характера по крупным и средним предприятиям на 2830,4 млн. рублей. Деятельность обрабатывающих производств в значительной степени определяет динамику промышленного производства в районе.

В 2008 г по сравнению с 2007 г. в 5 из 9 видов обрабатывающих производств наблюдается рост физических объемов производства продукции.

Прирост выпуска продукции наблюдается в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 37,0%), прочих производствах (на 31,3%), химическом производстве (на 11,5%). Наибольший спад производства наблюдается в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 69,3%).

Сдерживают объем промышленного производства следующие факторы:

- недостаток оборотных средств;

- низкий уровень менеджмента на предприятиях;

- увеличение издержек предприятий из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополии.

 

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами

 

в действующих ценах

 

2007 год, млн. рублей

2008 год, млн. рублей

2008 г. в % к 2007 г.

Обрабатывающие производства

2480,6

2830,4

117,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

116,7

197,1

177,0

 

1.3. Сельское хозяйство

 

Посевные площади в 2008 году по всем категориям хозяйств составили 63804 га, из них зерновые культуры - 54299 га, технические культуры (сахарная свекла) - 920 га, масленичные культуры (подсолнечник) - 8232 га, картофель - 161 га, овощи открытого грунта - 192 га. В 2008 году валовые сборы важнейших видов продукции в натуральном выражении составили: зерновых - 182317 тонн, сахарной свеклы - 37844 тонн, подсолнечника - 11754 тонн, картофеля - 2484 тонн, овощей открытого грунта - 3252 тонн. В 2008 г. по сравнению с 2007 г в крупных, средних и малых сельхозорганизациях района наблюдается рост производства мяса на 22,0 %, снижение производства молока на 0,3%.

 

Объем производства сельскохозяйственной продукции (в хозяйствах всех категорий)

 

 

2007 год

2008 год

2008 г. в % к 2007 г.

Производство продукции сельского хозяйства всего, тонн

171104,5

256009,7

149,6

В том числе Растениеводство, тонн

153129

237651

155,2

Животноводство, тонн

17975,5

18358,7

102,1

 

1.4. Строительство

 

Объем работ всех предприятий района в 2008 г. составил 3430,3 млн. рублей, что больше 2007 г. на 1227,9 млн. рублей.

В 2008 г. введено в действие жилых домов общей площадью 59306 кв. метров. По сравнению с 2007 г. ввод жилой площади увеличился на 1,0% или на 560 кв. метров.

 

Динамика ввода в действие жилых домов

 

 

2007 г.

2008 г.

Динамика

в %

в кв. м

Введено в действие: жилых домов, кв. м обшей площади

58746

59306

1,0

+ 560

в том числе индивидуальных жилых донов, кв. м общей площади

40577

46582

14,8

+ 6005

 

В 2008 г. по сравнению с 2007 г. ввод в действие жилых домов предприятиями-застройщиками сократился на 30,0%.

 

1.5. Потребительский рынок товаров

 

Ситуация на потребительском рынке в районе характеризуется ростом числа предприятий розничной сети, дальнейшим развитием малого предпринимательства. Состояние потребительского рынка остается стабильным и наблюдается рост уровня насыщенности рынка товарами, расширение их ассортимента. В 2008 г. оборот розничной торговли составил 2899,4 млн. рублей, по сравнению с 2007 г. произошел рост объемов на 8,7 %. За 2008 г. в расчете на одного жителя района было продано товаров на 28040,7 рубля. Значительную долю в структуре оборота розничной торговли составляют торгующие организации - 99,5 %, в том числе субъекты малого предпринимательства - 71,7 %. Доля продажи товаров на рынках в обороте розничной торговли составила 0,5 %. Реализация программы "Развитие малого и среднего предпринимательства до 2010 года" позволит значительно активизировать работу данного сектора экономики и совершенствовать условия для его развития а Тамбовском районе.

 

1.6. Транспорт и связь

 

Основными направлениями развития транспортной инфраструктуры района является реализация мероприятий федеральной программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", направленных на обеспечение оптимальных условий для пассажирского автотранспорта, повышение безопасности транспортного процесса, формирование конкурентоспособных транспортных перевозок. Население Тамбовского района обслуживается коммерческим транспортом ООО "Региональное ПАТП-2", ООО "Авто-Альянс", ООО "Транс-Сервис", ООО "Авто-Лидер" и одним предпринимателем. Работа администрации и коммерческих предприятий, независимо от формы собственности, строится на договорной основе. В целях социальной поддержки, сохранения гарантий льготным категориям граждан в Тамбовском районе всеми видами транспорта осуществляется перевозка 12 льготных категорий граждан.

Созданная сеть маршрутов связывает особо крупные населенные пункты района (п. Строитель, с. Покрово-Пригородное, с. Донское, д. Красненькая, с. Стрельцы, с. Пушкари) с многими ключевыми микрорайонами г. Тамбова. Пассажирооборот в 2008 году составил 200948,9 тыс. пасс-км. В последние годы на территории района получили активное развитие услуги сотовой связи. Рынок услуг представлен двумя операторами связи: "Тамбов GSM" и "МТС", а также дилерами операторов сотовой связи "Билайн" и "Мегафон". Наиболее крупным оператором связи остается Тамбовский филиал ОАО "Центртелеком" "Тамбов GSM" с числом абонентов порядка 25 тысяч человек.

 

1.7. Демографическая ситуация в районе

 

Демографическая ситуация в районе имеет положительную динамику роста. В 2008 году в районе отмечалось увеличение числа родившихся на 107 человек, чем в 2007 году. Число умерших в 2008 году увеличилось на 38 человек по сравнению с 2007 годом. Естественная убыль населения в 2008 году составила 551 человек, что составляет 88,3% к 2007 году.

Рост численности населения района обусловлен миграцией населения 2850 человек в 2008 году. В 2009 году среднегодовая численность постоянного населения района продолжит динамику роста.

 

Показатели движения населения

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

прирост (+), снижение (-)

Родившихся, человек

929

1036

+ 107

Умерших, человек

1549

1587

+ 38

Естественная убыль

-551

-620

 

 

1.8. Рынок труда, занятость и безработица

 

Регулируемый рынок труда в Тамбовском районе тесно связан с социально-экономическими процессами, протекающими на общем региональном рынке труда. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости района, в 2008 году уменьшилась на 520 человек по сравнению с 2007 годом и составила 1529 человек. Тамбовским районным центром занятости ведется работа по оказанию помощи не занятому населению. В 2008 г. с помощью центра занятости нашли работу 1546 граждан. В 2009 - 2010 гг. необходимо будет уделить внимание сохранению и созданию новых рабочих мест. Здесь большая роль отводиться малому и среднему предпринимательству. Необходимо сформировать перечень помещений, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

1.9. Финансы

 

Бюджет муниципальных образований анализируется с точки зрения обеспеченности бюджетных расходов собственными доходами, уровня самостоятельности местных бюджетов, размеров финансовой помощи от бюджета другого уровня. Оценка за 2008 год и прогноз местных бюджетов на 2009 год осуществляется с учетом принятия изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования в 2008 г. составила 51,9 %. Общий объем расходов бюджета муниципального образования за 2008 год составил 763427,3 тыс. руб. Налоговая политика Тамбовского района в 2009 - 2010 годах будет направлена на мобилизацию собственных доходов района за счет экономического роста и развития налогового потенциала, эффективного использования земель и иной недвижимости, улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Рост бюджетных доходов планируется обеспечить наращиванием налоговой базы за счет стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, ужесточения требований и применяемых мер воздействия в отношении недобросовестных плательщиков, сокращения числа убыточных и низкорентабельных предприятий, поэтапного сокращения льготных преимуществ в уплате налогов отдельным категориям налогоплательщиков. Основными налогами для Тамбовского района являются налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, налоги на имущество, доходы от использования имущества. От динамики их поступлений в значительной степени зависят возможности по финансовому обеспечению программ развития района.

С целью усиления контроля за исполнением обязательств по уплате налогов следует продолжить координацию действий органов исполнительной власти Тамбовского района и федеральных служб по борьбе с "теневыми оборотами" в экономике, выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы. С одной стороны это будет способствовать выявлению резервов доходов бюджета, с другой - росту реальных доходов населения и социальной защищенности. В области увеличения неналоговых доходов бюджета следует обеспечить повышение эффективности управления муниципальной собственностью, установить жесткий контроль за поступлением арендных платежей, проводить анализ использования имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение. В 2009 - 2010 годах будет продолжена практика анализа работы органов исполнительной власти Тамбовского района по контролю за администрированием доходов. Налоговым органам и другим администраторам поступлений необходимо выстроить с плательщиками конструктивную работу по укреплению дисциплины платежей, созданию условий, способствующих росту доходов консолидированного бюджета района. Бюджетная политика в области расходов будет направлена на улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в социальной сфере, реализацию приоритетных национальных проектов. Основным направлением бюджетной политики будет концентрация бюджетных средств на решении ключевых проблем, внедрение системы мониторинга количественно измеримых показателей результативности бюджетных расходов, внедрение в практику докладов о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей и получателей средств районного бюджета, использование отчетов распорядителей и получателей средств районного бюджета об использовании бюджетных ассигнований при составлении и рассмотрении проектов их бюджетов на очередной финансовый год. Одним из источников собственных доходов муниципальных образований являются неналоговые доходы. В 2008 году денежные средства, полученные от продажи муниципального имущества, составили 8712441,3 рублей. Увеличение денежных средств ожидается за счет увеличения количества выкупаемых земельных участков на территории населенных пунктов и земель промышленности и сельскохозяйственного назначения. Основная доля в неналоговых доходах местных бюджетов приходится на сдачу в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. Основными арендаторами муниципального недвижимого имущества являются представители малого бизнеса, у которых нет собственных площадей.

На 2009 год актуальной остается задача повышения эффективности использования муниципального имущества за счет: оптимизации количества муниципальных учреждений; создание реестра земельных участков и их собственников вплоть до уровня поселений, что создаст условия для формирования эффективных правообладателей земель и повысит эффективность ее использования в экономическом обороте; проведения конкурсов по продаже муниципального имущества и сдаче в аренду нежилых помещений; обеспечения контроля за использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности; ведения единого реестра договоров аренды и учета недвижимого имущества, находящегося в арендном обороте, а также корректировки величины арендной платы с ориентацией на рыночные цены с целью увеличения эффективности использования муниципального имущества; создания благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по использованию и развитию объектов муниципальной собственности.

 

1.10. Инвестиции

 

На развитие экономики и социальной сферы района в 2008 г. предприятиями всех форм собственности использовано 3059,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, по сравнению с 2007 г. инвестиций в основной капитал освоено больше на 75,7%. Инвестиционная деятельность в районе имеет положительную динамику. Сохранение благоприятного климата позволяет прогнозировать в 2009 - 2010 гг. дальнейший прирост инвестиций в основной капитал.

 

II. Социальная сфера

 

2.1. Образование

 

В районе функционируют 12 основных школ, 1 сад-школа, 3 учреждения дополнительного образования (2 спортивные школы и Центр творчества детей и юношества), 13 детских садов, 7 музыкальных школ. Все учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации. В системе образования района работают педагоги с высоким профессиональным уровнем. Качественный состав педагогов определяет результативность работы образовательных учреждений. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за 2008 год составила: муниципальных детских дошкольных учреждений - 4430 рублей, учителей муниципальных общеобразовательных учреждений - 8684 рублей. Наиболее значимыми объектами с сфере образования являются: Новолядинская сош, Цнинская сош N 1, Цнинская сош N 2, Тулиновская сош. В 10 школах введены новые нетрадиционные курсы (основы экономических знаний, этика, психология познания, экология, основы цитологии, русская словесность, риторика, стилистика, культура Древней Руси, правовое образование и другие). Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей в 2008 г. составила 95 %, к 2010 г. планируется довести этот показатель до 100 %. Проблемой остается обеспечение учащихся общеобразовательных школ спортинвентарем, наглядными пособиями.

 

2.2. Здравоохранение

 

Населению района оказывают медицинские услуги МУЗ "Центральная районная больница Тамбовского района Тамбовской области", 5 участковым больниц, 46 ФАПов и 3 здравпункта. Наиболее значимая организация в сфере здравоохранения -муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Тамбовского района Тамбовской области", Поликлиническое отделение МУЗ "ЦРБ".

Наиболее острыми проблемами здравоохранения населения является низкая рождаемость, рост смертности, которая в последние годы превышает рождаемость. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2008 г. составила: врачей муниципальных учреждений здравоохранения - 12930 руб., среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения - 7035 руб. К 2010 г планируется довести среднемесячную номинальную начисленную заработную плату врачей муниципальных учреждений здравоохранения до 18000 руб., среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения - 9000 руб.

 

2.3. Культура

 

На территории района функционируют 45 клубных учреждений. В клубных учреждениях работают 277 формирований с количеством 3280 человек. Кружков самодеятельного народного творчества 191 ед. В среднем на одно клубное учреждение приходится по 6 клубных формирований и 4 самодеятельного народного творчества. 10 коллективов имеют звание "Народный".

Наиболее значимые мероприятия: районный смотр-конкурс "Слава защитникам Отечества" посвящен празднику День защитника Отечества; "Подвиг народа" посвящен празднику 60-летию Великой Победы; "Здравствуй, лето" посвящен празднику День защиты детей; "Молодо-зелено" культурно-спортивный праздник посвящен Дню молодежи; конкурс социальных работников "Доброта рождает доброту" (на областном этапе конкурса Тамбовский район занял 1-е место). Проведен смотр-конкурс художественной самодеятельности учреждений культуры района ДМШ в рамках празднования 60-летию Великой Победы.

Наиболее значимые объекты в сфере культуры: центральная районная межпоселенческая библиотека, муниципальное учреждение культуры Центр культуры и досуга "Молодежный". Улучшилась материально-техническая база учреждений культуры за счет всех источников финансирования: приобретены цветомузыкальные установки, усилительная аппаратура, а том числе 4 музыкальных центра, сценические костюмы.

 

III. Анализ системы управления района

 

Правовая поддержка работы органов местного самоуправление района в настоящее время находится на приемлемом уровне. Этому в немалой степени способствовала компьютеризация и свободный доступ к областным информационно-правовым системам. Поссельсоветы столкнулись с такими, ранее не встречавшимися им задачами как создание муниципальных учреждений и предприятий, организация закупок для муниципальных нужд, необходимостью разработки и принятия множества нормативных правовых актов по вопросам местного значения сельских поселений. С 1 января 2006 года область приступила к выполнению в полном объеме Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В подготовке к реализации данного закона деятельность администрации района в 2005 году была направлена на реформирование местного самоуправления. Проведена серьезная работа по описанию и согласованию границ района. Завершена кадастровая оценка земель, которая послужит налогооблагаемой базой для взимания налога на землю. Проведена инвентаризация муниципального имущества, выявлены объекты внешнего благоустройства и объекты уличного освещения, неучтенные в реестре муниципальной собственности. Продолжается работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативно правовой базы.

В соответствии с разграничением полномочий и с целью повышения эффективности управления пересмотрены структура органов местного самоуправления, положения об отделах, утверждено новое штатное расписание администрации района.

 

IV. Матрица swot-анализа

 

Сильные стороны (S)

Экологически чистый регион

Плодородная черноземная почва

Отличные природные возможности для отдыха: сосновые леса, чистый воздух, наличие экологически чистых водоемов

Полное отсутствие тектонической активности в регионе

Динамику развития промышленности области определяют отрасли: машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная

Большое количество неиспользованных промышленных площадей, земельных ресурсов Низкий уровень социальной конфликтности населения

Развитая общеобразовательная база Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений

Формирующийся инновационный сектор экономики

Устранено избыточное административное давление на бизнес

Желание жителей района и администрации осуществить преобразования, обеспечивающие рост благосостояния населения

Слабые стороны (W)

Устаревшие технологии в большинстве производств Неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке

Недостаточный уровень развития малого бизнеса Большое число жителей остро нуждающихся в улучшении жилищных условий

Большая доля ветхого и аварийного жилья Неразвитая система жилищного кредитования

Низкий, по сравнению с другими регионами РФ средний уровень доходов населения

Иммиграция наиболее активной и талантливой молодежи в областной центр

Неблагоприятная демографическая ситуация

Высокий уровень скрытой безработицы

Высокая степень износа инженерных коммуникаций в районе

Плохое состояние дорожных покрытий

Неразвитая инфраструктура досуга и сервиса Недостаточная обеспеченность учреждений здравоохранения и образования современным оборудованием

Отсутствие высококлассных гостиниц и другой современной инфраструктуры

Низкая платежеспособность населения

Слабый менеджмент предприятий региона

Недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест Неразвитая сфера инфраструктуры бизнеса

Отсутствие эффективной системы привлечения инвестиций Неразвитость малого бизнеса

Возможности (О)

Национальные проекты в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и агропромышленном комплексе

Активизация инновационной деятельности Эффективное использование географического положения области в Центрально-Европейской части РФ для привлечения инвесторов Развитие, преобладающих в отраслевой структуре области, видов промышленности: машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная

Расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для производственно-технических нужд (особенно инвестиционного назначения)

Наличие платежеспособных рынков сбыта для местных производителей

Политика, направленная на поддержку малого бизнеса и предпринимательства

Привлечение иностранных инвестиций

Развитие сотрудничества с другими регионами Развитие инновационных {производств, что приведет к увеличению спроса на высококвалифицированные кадры и обеспечит работой молодое поколение

Создание и развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья, особенно социального туристического и культурно-досугового бизнеса

Расширение конкуренции в коммунальной сфере Осуществление целевых областных и городских программ по реформированию ЖКХ Эффективное использование территориальных ресурсов в муниципальной собственности (земли, недвижимости)

Освоение для специализированной оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов в области Улучшение качества автомобильных дорог области

Формирование на территории области эффективной экологической инфраструктуры

Угрозы (Г)

Необеспеченностъ финансирования федеральных и региональных программ

Увеличение числа безработных

Низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности

Конкуренция, способная привести к повышению стоимости жизни

Ухудшение финансового положения районных предприятий

Снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата

Увеличение количества аварий на изношенных коммунальных сетях

Рост стоимости жилья

Значительная доля жителей с низкими доходами Ухудшение демографической ситуации Криминализация общества

Изменение налоговых взаимоотношений не всегда в интересах района

Техническое и технологическое отставание от развитых стран

Опасность техногенных катастроф в связи с износом оборудования и инженерной инфраструктуры Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям автомобилизации

 

Стратегические направления повышения конкурентоспособности

 

SO

1. Интенсивное развитие в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 2. Развитие в районе строительной индустрии

3. Дальнейшее развитие передовых отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная

4. Интенсивное развитие в районе оптовой и розничной торговли

5. Дальнейшее развитие образования и образовательных технологий

6. Совершенствование системы управления развитием имущественного комплекса района

7. Оптимизация бюджетного планирования в районе

8. Улучшение существующих и создание новых механизмов муниципального регулирования экономики

9. Формирование и реализация инновационных стратегий развития района на основе научного потенциала, промышленных предприятий, образовательного комплекса и предпринимательства

10. Развитие туристического, санаторно-оздоровительного и культурно-досугового бизнеса

11. Дальнейшее развитие малого бизнеса в Тамбовском районе

12. Создание и развитие механизмов предоставления социального жилья

13. Повышение качества медицинских услуг населению

ST

1. Разработка и реализация мер по сокращению числа безработных

2. Создание благоприятных условий для увеличения рождаемости, улучшения и доступности медицинского обслуживания населения

3. Всемерная поддержка развития в области малого предпринимательства

4. Разработка и реализация мер по привлечению на конкурентоспособные предприятия района современных инновационных технологий

6. Принятие кардинальных мер по комплексной реконструкции населенных пунктов района, развитию инженерно-коммуникационного, и дорожно-транспортного комплекса района

7. Разработка комплекса мер по сохранению в области лесов и рек

WO

1. Разработка программы производства более дешевой и качественной продукции, чем у конкурентов

2. Разработка программы по улучшению демографической ситуации и укрепления здоровья жителей района

3. Разработка программы улучшения условий труда

4. Разработка программы по обновлению жилищного фонда

5. Разработка программ ипотечного кредитования строительства жилья, в том числе для социально не защищенных слоев населения

6. Разработка программы по реформированию ЖКХ

7. Разработка программы по внедрению современных ресурсосберегающих технологий

8. Разработка программы развития инженерно-технической и дорожно-транспортной сети района

WT

1. Разработка эффективных муниципальных программ 2. Разработка программ бюджетной, налоговой и кредитной политики

3. Разработка программы промышленного развития района

4. Разработка перспективной экологической программы

V. Дерево целей

 

Миссия
Район - с наибольшим скоплением всех отраслей экономики
                |                                          |
                                                          
/----------------------------------\     /-----------------------------------\
|     Стратегическая цель -        |     |        Стратегическая цель -      |
|        Социальная цель           |     |          Экономическая цель       |
|  Создание условий для роста      |     |  Сформировать воспроизводственный |
| благосостояния и социального     |     |      потенциал, обеспечивающий    |
|      развития населения          |     |         устойчивое развитие       |
|                                  |     |    конкурентоспособности района   |
\----------------------------------/     \-----------------------------------/
        |              |                   |           |             |
        |              |                   |           |             |
        |              |               /---/           |             |
        |              |               |               |             |
        |              |               |               |             |
                                                                 
развитие
человеческих
ресурсов
обеспечение
социального
благополучия
экономическое
развитие и
повышение
конкурентоспо-
собности
развитие
сельскохозяйст-
венного сектора
развитие
промышленности
Мера -
Развитие
рынка труда
Проекты.
Привлечение
иностранной
рабочей силы,
повышение
уровня
образования
Мера - Развитие
инфраструктуры
(жилье, жкх,
транспорт и
т.п.)
Проекты.
Увеличение
количества
жилья за счет
всех источников
финансирования,
перестройка ЖКХ
путем передачи
в частную
собственность,
развитие
транспортной
сети, ремонт
дорог
Мера -
Развитие
экономики
инновационного
типа и сектора
малого
предпринимате-
льства
Проекты.
Наиболее
активное
использование
инновационных
идей.
Сокращение
барьера сбора
документации
предприятиями
для развития
малого
бизнеса,
принцип "Одно
окно",
совершенство-
вание
налогооблаже-
ния
Мера - Создание
производства,
ориентируемого
на глубокую
переработку
сельхоз. Сырья
Проекты.
Снизить
стоимость
переработки
сельхозпродук-
ции путем
развития
новейших
технологий,
закупки нового
оборудования
Мера -
увеличение
количества
конкурентоспо-
собной
продукции.
Проект.
Вложение
иностранных
инвестиций,
использование
инновационных
технологий.
Работа в
направлении
стимулировании
предприятий в
регулярной
выплате
зарплаты.
Мера -
Развитие
молодежной
политики
Проекты.
Проведение
воспитатель-
ной работы на
всех уровнях
образования.
Развитие
культурных
мероприятий
Мера - Развитие
здравоохранения
и социального
сервиса
Проекты.
Улучшение
качества услуг,
вложение
инвестиций в
новое
оборудование,
финансирование
заложенных
программ
бюджетов всех
уровней
Мера -
Создание
системы
управления
качеством
товаров и
услуг
Проекты.
Усиление
Таможенного
контроля, а
также
системными
подразделения-
ми
муниципальных
образований
различных сфер
деятельности.
Совершенство-
вание правовой
системы.
Мера - Развитие
личного
подворья
Проекты.
Дополнительные
меры по
расширению
зоотехнического
и ветеринарного
обслуживания в
личных
подворьях,
совершенствова-
ние племенной
работы.
 

 

VI. Потенциал и направления развития района

 

Генеральная стратегическая цель развития Тамбовского района до 2010 года и дальнейшая перспектива состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения. Сохранение и развитие сформировавшегося в течение многих лет производственного потенциала можно определить основным приоритетом развития реального сектора экономики района. Только финансовая устойчивость производства может обеспечить решение основных задач, а именно: обеспечение роста реальных поступлений в бюджет; обеспечение занятости населения; улучшение общей социальной обстановки, направленной на повышение качества жизни населения.

Поставленные задачи могут быть решены путем проведения эффективной системы мониторинга проблемных отраслей производства и оздоровления финансово неустойчивых предприятий. Модернизация и реформирование неконкурентоспособных производств приведут их организационную и производственную структуры в соответствие с объемами продукции, на которую имеется платежеспособный спрос. При этом удастся оптимизировать соотношение между доходами предприятий и их затратами, обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции и инвестиционную привлекательность предприятий.

 

VII. Цели, задачи программы

 

Основная цель Программы: создание условий для формирования эффективной экономики района, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения района.

Основные задачи Программы: формирование потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, благоприятного инвестиционного климата; создание условий для активного развития малого предпринимательства, обеспечение муниципальной поддержки приоритетных направлений деятельности малых предприятий; повышение эффективности управления муниципальной собственностью; реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса района; создание условий для развития общественной инфраструктуры; обеспечение эффективной и рациональной занятости населения; совершенствование политики социальной защиты населения, улучшение материального положения и условий жизни населения района; совершенствование системы медицинского обслуживания населения; повышение качества образования, внедрение новейших образовательных и культурно-просветительных программ; активизация молодежной политики; формирование, создание и развитие условий для участия людей в социальных, культурных, образовательных инициативах, в системе местного самоуправления; развитие и улучшение состава и благоустройства жилищного фонда, повышение уровня обеспеченности населения жильем; сохранение и улучшение окружающей среды, водных ресурсов.

 

VIII. Механизм реализации программы

 

Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу достаточных финансовых ресурсов. В рамках Программы предусматривается создание дополнительных условий и развитие инфраструктуры района, содействующие повышению инвестиционной привлекательности района. Основным механизмом реализации Программы является совокупность нормативных правовых актов федерального, областного и местного уровня, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие. Нормативно-правовая база Программы призвана обеспечить рост деловой активности и инвестиционной привлекательности, а также регулировать отношения областных органов власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в процессе реализации мероприятий Программы.

 

IX. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

 

Формы и методы управления, а также общее руководство и контроль за ходом реализации Программы социально-экономического развития определяются и осуществляются администрацией района. Администрация района осуществляет координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, разработку ежегодного плана действий по реализации Программы социально-экономического развития. Администрация района также осуществляет подготовку отчетов о ходе реализации Программы, внесение предложений по корректировке показателей разработанной Программы в районный Совет народных депутатов и администрацию Тамбовской области по вопросу финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.

Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, областного и местного бюджетов.

 

X. Оценка социально-экономических последствий от реализации программы

 

Реализация Программы позволит достигнуть стабильных темпов экономического роста, развития реального сектора экономики, обеспечить финансовую стабильность, рост уровня жизни населения, увеличить количество объектов инженерной инфраструктуры. Будет повышена социальная направленность района, предусматривающая преимущественное финансирование отраслей социальной сферы. Намечено смягчить наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, образования и обеспечения социальных стандартов жизни. В 2009 - 2010 гг в социальной сфере будет осуществлен комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию уровня жизни населения, недопущения роста безработицы. В результате реализации программы к 2010 году будет достигнут положительный текущий эффект за счет увеличения поступлений налогов во все уровни бюджетов. Реализация разработанных Программой мероприятий будет способствовать:

1) В сфере образования: созданию необходимых условий для обеспечения государственных гарантий доступности качественного общего образования для обучающихся в сельских школах; созданию условий для устойчивого развития системы образования в районе; выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования; обеспечению доступа сельским школьникам к качественному образованию; стимулированию деятельности педагогов района, повышение престижа учительской профессии; оптимизации экономической обеспеченности образовательного процесса.

2) В сфере здравоохранения: укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения; обеспечению квалифицированными медицинскими кадрами; внедрению современных методов лечения и диагностики; повышения качества медицинской помощи; созданию условий для охраны и защиты здоровья населения Тамбовского района

3) В сфере сельского хозяйства и газификации: развитию сельского хозяйства, внедрению интенсивных технологий по производству сельскохозяйственной продукции, развитию молочного животноводства и свиноводства, пополнению основного стада сельхозпредприятий; росту объемов производства с/х продукции и возможности выхода на новые рынки сбыта, увеличению рабочих мест на селе, увеличению поступлений налогов во все уровни бюджетов; повышению жизненного уровня сельского населения; модернизация инфраструктуры поселений района.

4) В сфере жилищно-коммунального хозяйства: снижению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; повышению качества и надежности коммунальных услуг; улучшению экологического состояния окружающей природной среды района, снижения влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения района; созданию устойчивой основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечению в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков, кредитных организаций, собственных средств граждан; решению задач социально-экономического значения в социальной и производственной экономики района.

5) В сфере промышленного производства: приобретению нового и модернизации имеющегося оборудования; созданию новых рабочих мест; расширению ассортимента выпускаемой продукции, повышению ее качества, росту конкурентоспособности и расширению рынка сбыта продукции.

 

Приложение

 

Районные целевые программы

 

N

п/п

Наименование программы

Объем финансирования, тыс. руб.

2009 г.

2010 г.

1.

"Программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

 

 

2.

"Обеспечение жильем молодых семей в Тамбовском районе"

337,0

337,0

3.

"Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями"

486,8

480,8

4.

"Программа профилактики правонарушений в Тамбовском районе"

119,0

119,0

5.

"РЦ Программа повышения безопасности дорожного движения в Тамбовском районе"

30,0

30,0

6.

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовском районе"

32,0

33,5

7.

"Культура Тамбовского района"

157,5

168,5

8.

"Патриотическое воспитание граждан Тамбовского района"

103,5

113,0

9.

"Комплексная безопасность образовательного учреждения"

315,0

320,0

10.

"Дети Притамбовья"

920,2

938,2

11.

"О мерах по противодействию терроризму и экстремизму в Тамбовском районе"

60,0

60,0

12.

"Развитие физической культуры и спорта в Тамбовском районе"

35,0

40,0

13.

"Развитие малого и среднего предпринимательства в Тамбовском районе"

10,0

15,0

14.

"Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Тамбовского района"

 

 

15.

"Молодежь"

21,5

21,5

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 10 марта 2009 г. N 809 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Тамбовского района до 2010 года"


Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия


Текст постановления опубликован в газете "Притамбовье" от 10 июня 2009 г. N 29 (7620)