Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 марта 2009 г. N 303)
7 мая, 8 июня, 3, 25 августа, 21 декабря 2009 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы |
Заказчик Программы |
Управление сельского хозяйства области |
Основной разработчик Программы |
Управление сельского хозяйства области |
Цели Программы |
Целями Программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе повышения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов |
Основные задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
Основные мероприятия Программы |
Повышение уровня и качества жизни сельского населения, включающее в себя мероприятия: по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений; по поддержке комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, выполнение комплекса гидромелиоративных, агрохимических и других мероприятий. Приоритетное развитие животноводства, поддержка и улучшение племенного животноводства, повышение продуктивности животных. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования Программы в 2009 - 2012 годах составляет: за счет средств федерального бюджета - 8,15 млрд. рублей (2009 год - 1,75 млрд. рублей, 2010 год - 1,95 млрд. рублей, 2011 год - 1,92 млрд. рублей 2012 год - 2,53 млрд. рублей); за счет средств областного бюджета - 3,22 млрд. рублей (2009 год - 0,70 млрд. рублей*, 2010 год - 0,76 млрд. рублей, 2011 год - 0,71 млрд. рублей, 2012 год -1,05 млрд. рублей); за счет средств местного бюджета - 0,06 млрд. рублей (2009 год - 0,02 млрд. рублей, 2010 год - 0,02 млрд. рублей, 2011 год - 0,01 млрд. рублей, 2012 год - 0,01 млрд. рублей); за счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2009 - 2012 годах - 1,80 млрд. рублей * в том числе 0,131 млрд. рублей финансируется в рамках областной адресной инвестиционной Программы |
I. Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
За последние 9 лет в области достигнут устойчивый рост производства валовой продукции сельского хозяйства. Валовой объем ее производства за этот период увеличился на 87 процентов и составил в 2008 году в текущих ценах 40,6 млрд. рублей. В растениеводстве уровень 1990 года превышен в 1,8 раза. Получен рост продуктивности животных, сохранен и возрастает уровень производства мяса. Однако, снижение производства молока и яиц в большинстве районов не преодолено. При этом спрос на продукцию животноводства возрастает.
Проблема занятости на селе, постоянный недостаток денежных средств для развития, низкий технический уровень и уровень социальной сферы обусловили обострение социальных проблем села. Еще есть значительная часть сельских жителей, имеющих средний денежный доход ниже прожиточного уровня.
Основными причинами, сдерживающими развитие сельского хозяйства, являются:
низкие темпы технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
сложности, связанные с оформлением земельных участков;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, колебаниями цен, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В сложившейся обстановке создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно обеспечить рост валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны и области, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития.
II. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2009 - 2012 годы
Целями Программы являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности;
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, уровня газификации домов природным газом - до 65 процентов, восстановление и наращивание потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, подготовка кадров;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 15 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 15 процентов (научно обоснованная норма);
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 10 процентов.
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложениях N 1, 2.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 году возрастет к уровню 2008 года на 28 процентов.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 4-летний период составит 7 процентов. Рост продукции животноводства будет обеспечен в основном за счет строительства и ввода в эксплуатацию крупных животноводческих комплексов, модернизации существующих животноводческих ферм, а также за счет роста продуктивности животных и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. В 2009 - 2012 годах продолжится рост инвестиций в сельское хозяйство. Наиболее значимые инвестиционные проекты указаны в приложении N 3.
Реализация Программы позволит повысить обеспеченность техникой. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенные и ресурсосберегающие машины.
Всего за период реализации Программы будет приобретено 2861 трактор и 992 зерноуборочных комбайна. Обновление парка с учетом списания составит по тракторам 8 процентов, по зерноуборочных комбайнам - 10 процентов.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций в 2012 году повысятся к уровню 2008 года более чем в 2 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2009 год и на период до 2012 года являются:
обеспечение строительства и ввода в эксплуатацию крупных и средних животноводческих комплексов, эффективное использование выделяемых на развитие сельского хозяйства средств федерального и областного бюджетов, кредита банков и собственных средств;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсо-сберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе внедрения современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризис банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса;
снижение спроса на продукцию агропромышленного комплекса, снижение реальных доходов сельского населения;
природно-климатические риски, зависящие от погодно-климатических условий, оказывающих серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей;
социальные риски, обусловленные непривлекательностью сельской местности и увеличением разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создают серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и нехватку трудоспособного населения;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога.
III. Устойчивое развитие сельских территорий
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:
мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования;
повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
развитие социальной инфраструктуры села.
Реализация и финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется и будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" и последующими дополнениями к нему.
Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение благоустройства сельских поселений;
повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений.
Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2009 - 2012 годы в 4-х населенных пунктах с учетом разработанных проектов.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
Развитию сельских территорий будет способствовать осуществление комплекса мероприятий в порядке сотрудничества между администрацией Тамбовской области и Министерством сельского хозяйства и рыболовства Франции.
IV. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику области и занимает весомое место по объему валовой продукции, трудовых и производственных ресурсов.
Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства, финансовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв;
защита земель от затопления, подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии;
внесение органических и минеральных удобрений;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99.
Программами предусматриваются как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных предусмотренных мероприятий.
Финансирование мероприятий по поддержанию почвенного плодородия будет направлено на:
агрохимическую мелиорацию почв (известкование, фосфоритование);
мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах;
реконструкцию и восстановление мелиоративных систем;
мониторинг плодородия почв на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства области
Целями осуществления мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства являются участие в создании системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства (далее - система информационного обеспечения) на основе формирования государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения;
обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России и области, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с учетом перехода на отечественное оборудование дистанционного зондирования земли в рамках системы информационного обеспечения в области.
В рамках мероприятий по отработке и опытной эксплуатации, а также внедрению системы информационного обеспечения будет производиться:
ввод в эксплуатацию системы информационного обеспечения и ее подсистем;
подключение подсистем системы информационного обеспечения в области к телекоммуникационным каналам Российской Федерации.
Указанные мероприятия по организации функционирования системы информационного обеспечения должны финансироваться в рамках мероприятий Программы.
Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства
Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
организация создания и функционирования Центра удаленного доступа (ЦУД) к Биржевым торгам в рамках государственных закупочных интервенций в Тамбовской области в соответствии с Правилами Биржевых торгов при проведении закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации будет осуществляться в рамках Программы создания и развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Основной целью Программы является создание и развитие многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Тамбовской области, оптимизация условий кредитования малых форм хозяйствования на селе, увеличение объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, повышение уровня доходов населения.
Для достижения цели потребуется решение следующих задач:
создание и совершенствование методов и механизмов управления многоуровневой системой сельскохозяйственной потребительской кооперации в Тамбовской области;
создание снабженческих, сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, активизация деятельности существующих, объединение их в кооперативы второго и последующего уровней;
увеличение удельного веса работающих кооперативов;
укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные;
подготовка и переобучение специалистов и руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Достижению поставленных целей также будет способствовать решение следующих проблем:
повышение технической оснащенности малых форм хозяйствования за счет использования государственной поддержки, различных лизинговых схем и привлечения инвестиций;
создание благоприятных условий для увеличения поголовья животных, в первую очередь, коров в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;
обеспечение условий по заготовке и поставке кормов сельскохозяйственными предприятиями для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
выработка мер по приоритетному предоставлению земельных участков вновь образуемым крестьянским (фермерским) хозяйствам;
стимулирование увеличения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, посредством проведения ежегодного областного конкурса "Лучшее личное подсобное хозяйство Тамбовской области";
доведение до малых форм хозяйствования информации о государственных и муниципальных закупках области (открытых конкурсах, аукционах и запросах котировок).
Ресурсное обеспечение, требуемое на реализацию Программы развития потребительской кооперации на 2009 - 2012 годы, составляет 94,4 млн. рублей средств областного бюджета и 250 млн. рублей из внебюджетных источников.
Порядок и размер предоставления субсидий из бюджета области устанавливается постановлением администрации области.
Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ;
обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
разработка технических заданий на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;
содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли.
Содействие эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения
В целях содействия эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения на территории Тамбовской области создаются инвестиционные площадки по реализации сельскохозяйственных проектов и привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс области.
Для этого осуществляется приобретение в государственную собственность Тамбовской области и в аренду (права аренды) земельных участков (земельных долей) сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности граждан и юридических лиц.
Приобретенные в государственную собственность Тамбовской области земельные участки передаются в аренду, а арендованные земельные участки - в субаренду инвесторам, реализующим инвестиционные проекты по строительству животноводческих комплексов (ферм) для производства молока, мяса и яиц.
V. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Задачей развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или внешнем рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. К таким относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре. Меры государственной поддержки в 2009 - 2012 годах направлены на прирост поголовья основных видов сельскохозяйственных животных.
Для лучшего обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными необходимо укреплять существующую племенную базу. В 2012 году необходимо обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье сельскохозяйственных животных до 15 процентов.
Рост объемов производства продукции животноводства требует увеличения производства кормов, развития растениеводства. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью приобретения качественных семян сельскохозяйственными товаропроизводителями. Для воспроизводства семенного материала высшей репродукции площадь, засеваемая элитными семенами, составит в 2012 году не менее 15 процентов общей площади посевов, что обеспечит внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям регионов.
Развитие растениеводства, повышение валовых сборов и урожайности основных сельскохозяйственных культур имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей региона на внутреннем и внешнем рынках.
Приоритетное развитие животноводства
Увеличение производства животноводческой продукции в 2012 году к уровню 2008 года составит 54 процента. Объем производства скота и птицы (в живом весе) в 2012 году достигнет 140 тыс. тонн, что составит к уровню 2008 года 160 процентов. Производство молока достигнет 396 тыс. тонн, к уровню 2008 года 146 процентов.
Главные направления развития животноводства на предстоящий период это рост поголовья всех видов скота и птицы в общественном секторе и в хозяйствах населения, наращивание объемов производства молока, мяса, другой продукции, повышение продуктивности животных, снижение затрат на продукцию на основе научно обоснованного кормления, улучшения условий содержания, эффективного использования кормовых ресурсов.
Производство свинины в общественных хозяйствах будет развиваться преимущественно на фермах с законченным циклом на собственных кормах. Основной ориентир при этом будет направлен на приготовление полноценных комбикормов и кормосмесей с использованием обогатительных добавок. Индивидуальный сектор наряду с развитием собственной репродукции большую часть поголовья и кормов получит от коллективных хозяйств.
Для обеспечения современных технологических параметров, комплексной механизации и автоматизации, а также внедрения малозатратных технологий намечается прирост поголовья коров получить в основном на фермах с поголовьем более 200 голов и комплексах.
Увеличение производства яиц планируется за счет расширения мощностей существующих птицефабрик и повышения яйценоскости кур-несушек. Будет продолжена работа по восстановлению бройлерного птицеводства.
Намечен комплекс мер по восстановлению овцеводства. Планируется покупка племенного молодняка овец, повышение продуктивности животных, рост численности поголовья.
Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства высококачественной племенной продукции и ее реализация на внутреннем рынке;
стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;
стимулирование приобретения высококачественной продукции, отвечающей требованиям мирового рынка.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации:
для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества;
на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:
на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
на приобретение племенного молодняка и другие цели по улучшению племенной работы.
Указанные субсидии предоставляются из федерального бюджета при условии долевого финансирования за счет средств областного бюджета и выплачиваются в размере и по правилам, установленным приказом Минсельхоза России на соответствующий год.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным:
на одну условную голову из расчета учтенного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и быков-производителей на начало года;
на приобретение семени быков-производителей из расчета за одну дозу семени;
на приобретение быков-производителей из расчета за один килограмм живой массы;
на приобретение племенного молодняка из расчета за один килограмм живой массы.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять:
на приобретение племенного молодняка птицы родительских форм, племенного гибридного молодняка птицы;
на приобретение племенного яйца финального гибрида и родительских форм.
Размер и правила предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства устанавливаются постановлением администрации области, исходя из средств, определенных в областном бюджете.
Реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Постановлением администрации Тамбовской области от 7 мая 2009 г. N 533 в подраздел "Другие мероприятия поддержки животноводства" раздела V настоящего приложения внесены изменения
Другие мероприятия поддержки животноводства
Основной целью является устойчивое развитие всех отраслей животноводства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение производства продукции;
удовлетворение потребности населения области в молочных, мясных и других продуктах питания;
обеспечение роста численности поголовья скота и птицы.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам граждан, другим сельхозформированиям на мероприятия по поддержке молочного животноводства, свиноводства, птицеводства, и организациям молочной промышленности,
коневодства, рыбоводства, овцеводства и других отраслей, а также муниципальным районам области на адресное товарное кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств через районные агентства поддержки малого предпринимательства.
Размер и правила предоставления субсидий устанавливаются постановлением администрации области, исходя из средств, определенных в областном бюджете.
Проведение противоэпизоотических мероприятий
Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней общих для человека и животных.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;
обеспечение лекарственными средствами против ящура, гриппа птиц, бешенства, карантинных и других особо опасных болезней животных на территории области;
проведение диагностических исследований, направленных на выявление животных, больных хроническими инфекционными болезнями;
совершенствование технологий профилактики и лечения гиподерматоза на основе новых данных о биологии возбудителя с использованием перспективных средств борьбы и внедрение их в практику.
Финансирование разработок методов диагностики и новых средств борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, а также методов защиты от заноса возбудителей с территорий других государств будет осуществляться на основе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Ведомственной целевой программой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно, предусматривается осуществление мероприятий Программы по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза.
Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры финансовой поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала.
Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы исходя из расчета 15 процентов общей площади посевов;
обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур. В частности, зерновых, зернобобовых, кукурузы, включая гибриды первого поколения, сои, сахарной свеклы, включая гибриды I поколения, картофеля, подсолнечника, включая гибриды I поколения, клевера и люцерны, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств областного бюджета.
Размер и правила предоставления субсидий устанавливаются постановлением администрации области, исходя из средств, определенных в областном бюджете.
Производство зерна
На перспективу - производство зерна будет занимать ведущее место. Общий объем производства зерна в весе после доработки в 2012 году намечается довести до 3,0 млн. тонн, что к уровню 2008 года составит 104,5 процента.
Наибольший удельный вес в валовом производстве зерна составит продовольственная пшеница, пивоваренный и кормовой ячмень. Планируется значительно увеличить посевные площади гороха, гречихи и таких энергетических культур, как кукуруза на зерно и соя.
По интенсивной технологии в 2012 году будут возделываться озимые культуры на площади 400 тысяч гектаров, пивоваренный ячмень - на 80 тысяч гектаров, это позволит получить 1,5 млн. тонн продовольственного зерна, 200 тыс. тонн пивоваренного ячменя.
Тамбовская область обладает большими резервами для роста производства зерна и привлечения инвестиций в эту отрасль.
В 2008 году временно не использовалось более 200 тысяч гектаров пахотных земель. В 2009 - 2012 годах их намечается вовлечь в оборот, с этой целью предусматривается:
создание на этих землях высокотехнологичных, высокомеханизированных предприятий с привлечением инвестиций;
передача в аренду паевых земель и паевого имущества крупным сельскохозяйственным предприятиям акционерной, коллективной и кооперативной форм собственности;
создание на уровне муниципальных образований сельскохозяйственных обслуживающих потребительских кооперативов, агрофирм в целях использования объединенного капитала для вовлечения не использованных земель в сельскохозяйственный оборот.
Производство сахарной свеклы
В 2008 году посевы сахарной свеклы были размещены на площади 69,9 тыс. га. Валовой сбор составил 2,9 млн. тонн.
С увеличением мощностей переработки сахарных заводов в 2012 году производство сахарной свеклы планируется довести до 4,5 млн. тонн. На всей площади посевы будут возделываться без затрат ручного труда с высевом на конечную густоту.
Производство рапса и сурепицы
Целью осуществления мероприятий по производству рапса и сурепицы является увеличение производства этих культур в целях обеспечения потребности населения в растительном масле, отрасли животноводства в кормовом белке и перерабатывающей промышленности в сырье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
увеличить посевную площадь рапса и сурепицы до 16 тыс. гектаров;
увеличить валовой сбор семян рапса и сурепицы до 30 тыс. тонн.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого финансирования за счет средств областного бюджета для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство):
на приобретение элитных семян;
на приобретение средств химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды).
Кроме того, за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.
Комплекс мер по увеличению производства рапса предусмотрен в ведомственной целевой программе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".
Поддержка раскорчевки садов, закладки мног
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.