В целях рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей среды района, в соответствии с постановлением главы района от 31.12.2008 N 1058 "Об утверждении Положения "О порядке разработки и реализации целевых программ муниципального образования Сампурский район", постановляю:
1. Утвердить районную целевую программу "Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Трудовая слава".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района В.К. Клинцова.
Глава района |
А.В.Дубовицкий |
Районная целевая программа
"Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"
(утв. постановлением администрации Сампурского района Тамбовской области
от 25 февраля 2009 г. N 127)
Наименование Программы |
"Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация Сампурского района |
Разработчик Программы |
Отдел архитектуры, строительства и жилищно-коммунального-коммунального хозяйства администрации района |
Исполнители Программы |
Администрация Сампурского района |
Цели и задачи Программы |
- цель Программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей населения и экономики Сампурского района в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные задачи: - обеспечение потребностей экономики района, города в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования; - осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, как компонентов окружающей природной среды; -стабилизация и улучшение экологической обстановки в Сампурском районе - предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009 - 2012 годы 1-й этап: - реализация мероприятий Программы 2009 г. - 3 кв. 2012 г. 2-й этап: - оценка эффективности последствий реализации Программы и планирование последующих мер (3-4 кв. 2012 г.). |
Объемы и источники финансирования Программы |
2009 г. - всего: 51540,0 тыс. руб.
в т.ч. федеральный бюджет - 25320,0 областной бюджет - 25552,0 районный бюджет - 358,0 бюджеты поселений - 310,0 2010 г. - всего: 18070,0 тыс. руб. в т.ч. федеральный бюджет - 9240,0 областной бюджет - 8340,0 бюджеты поселений - 490,0 2011 г. - всего: 3100,0 тыс. руб. в т.ч. федеральный бюджет - 1420,0 областной бюджет - 1420,0 бюджеты поселений - 260,0 2012 г. - всего: 3110,0 тыс. руб. в т.ч. федеральный бюджет - 1420,0 областной бюджет - 1420,0 бюджеты поселений - 270,0 |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Сампурского района как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики района и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ее ресурсов, а также состоянием экологической обстановки на территории Сампурского района.
Основными экологическими проблемами на территории Сампурского района являются:
загрязнение водных ресурсов;
загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от автотранспорта и промышленных предприятий;
состояние деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе токсичными;
загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
Рост промышленного производства в Тамбовской области может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. В этих условиях необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы района для удовлетворения растущих потребностей экономики, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.
На решение указанных проблем должна быть направлена районная целевая программа "Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" в едином комплексе с региональной целевой программой "Экология и природные ресурсы Тамбовской области".
Необходимость разработки программы обусловлена:
1. Наличием значительного уровня загрязнений атмосферного воздуха в связи с отсутствием высокоэффективных систем воздухоочистки, а также загрязнениями воздуха выбросами от автотранспорта;
2. Загрязнением водных объектов в связи со сбросом недостаточно очищенных сточных вод;
3. Несоответствием свалок твердых бытовых отходов существующим экологическим и санитарным требованиям;
4. Невысоким уровнем экологического воспитания и образования.
В соответствии с постановлением администрации области от 03.08.2007 N 867 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2008 год и на период до 2010 года" в области охраны окружающей среды для решения комплекса экологических проблем, меры государственной поддержки в области охраны окружающей среды будут развиваться по следующим направлениям:
строительство полигонов для размещения твердых бытовых отходов в городах и районах области;
проведение работ, обеспечивающих локализацию и ликвидацию источников загрязнения водных объектов;
разработка проектов и осуществление реконструкции очистных сооружений биологической очистки сточных вод в ряде районов области;
проведение мероприятий по созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения (биологических заказников);
проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий по обеспечению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Значимость Программы в ее экологической эффективности и социальной направленности. Она решает наиболее важные вопросы, направленные на создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, сохранение генетического фонда и возможности для здоровой и комфортной жизни будущих поколений.
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении объемов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, прекращении сброса в водные объекты загрязненных сточных вод, уменьшении сброса загрязняющих веществ, стабилизации объема забора свежей воды на достигнутом уровне, создании системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, обеспечении переработки и безопасного хранения токсичных промышленных отходов.
Все это обеспечивается за счет проведения многочисленных природоохранных мероприятий.
В рамках реализации Программы планируется проведение мероприятий по утилизации отходов строительства и внедрение эффективных технологий по переработке отходов животноводческих комплексов, природоохранных профилактических мероприятий на предприятиях района, мероприятий по контролю за состоянием окружающей среды, участие в инвестиционных проектах по выращиванию качественной сельскохозяйственной продукцией и обеспечению здорового питания и здоровой среды обитания, признанных администрацией района приоритетными для дальнейшего социально-экономического развития района.
Реализация программы позволит оптимизировать расходование бюджетных средств, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных, наиболее значимых направлениях развития природно-ресурсного потенциала района, стабилизировать и улучшить экологическую обстановку в районе.
В существующих условиях хозяйственной деятельности, связанной с ограничением финансовых средств, улучшение качества окружающей среды возможно при:
- строгом соблюдении обоснованных экологических ограничений на хозяйственную деятельность;
- обеспечении надежной и эффективной работы очистных сооружений;
- внедрении ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и максимальном использовании отходов;
- контроле за состоянием окружающей среды и ее мониторинге;
- повышении уровня экологической образованности.
2. Основные цели и задачи
Основной целью программы является обеспечение экологического благополучия и экологической безопасности населения Сампурского района, рациональное использование природных ресурсов, снижение негативного влияния экологического фактора на здоровье населения, предотвращение загрязнения и восстановление природных комплексов, сохранение качества окружающей среды.
На достижение этой цели направлено решение следующих основных задач:
- реализация комплекса мероприятий по охране окружающей среды;
- обеспечение потребностей населения и экономики района в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;
- осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, как компонентов окружающей природной среды;
- стабилизация и улучшение экологической обстановки в Сампурском районе;
- предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;
- повышение экологической культуры населения.
Программа рассчитана на период 2009 - 2012 гг.
1-й этап: - реализация мероприятий Программы (2009 г. - 3 кв. 2012 г.).
2-й этап: - оценка эффективности последствий реализации Программы и планирование последующих мер (3-4 кв. 2012 г.).
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на осуществление технического перевооружения предприятий; внедрение в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду, предотвращение деградации и опустынивания земель и включает следующие основные природоохранные мероприятия:
- реконструкция очистных сооружений производственных и хозбытовых стоков;
- строительство полигонов для размещения твердых бытовых отходов;
- рекультивация и улучшение нарушенных земель;
- благоустройство действующих свалок в районе;
- посадка деревьев и кустарников, газонов и цветников в районе;
- сбор и уничтожение непригодных к применению пестицидов, находящихся в хозяйствах и предприятиях района.
Полный перечень природоохранных мероприятий прилагается (приложение N 2).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств бюджетов поселений, районного бюджета, а также средств областного бюджета. Программой предусматривается выделение субсидий бюджетам поселений и районному бюджету на выполнение природоохранных мероприятий в порядке долевого софинансирования.
На финансирование программных мероприятий Программы из бюджета поселений, районного бюджета предполагается направлять поступающие природно-ресурсные платежи и платежи за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, а также средства из других источников бюджетов поселений и районного бюджета.
На выполнение мероприятий программы будут привлекаться также внебюджетные средства.
Объемы расходов на выполнение Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного, районного бюджетов и бюджетов поселений и при их формировании на очередной финансовый год.
Объем финансирования мероприятий Программы в 2010 - 2012 г.г. может быть уточнен с учетом результатов реализации Программы в 2009 году.
Предполагаемые финансовые расходы за весь период действия Программы составят 77530,0 тыс. руб.
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий.
Заказчиком Программы является администрация района. Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком-координатором Программы выступает администрация района. Заказчик Программы в процессе реализации программных мероприятий:
осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников;
при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации Программы или ее досрочном прекращении;
несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
Заказчики Программы - ответственные за выполнение обеспечивают реализацию мероприятий Программы с указанием сроков проведения и непосредственных исполнителей, определяют формы реализации мероприятий программы (муниципальный заказ, непосредственная реализация мероприятий Программы ответственными исполнителями).
Исполнители программных мероприятий определяются после утверждения Программы на конкурсной основе либо в ином порядке в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
6. Оценка экологической эффективности реализации Программы
Реализация районной целевой программы "Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" в комплексе с региональной целевой программой позволит обеспечить растущие потребности экономики района и области необходимыми природными ресурсами с учетом их рационального использования и снизить отрицательное влияние промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку, создать более комфортные условия для проживания населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
снизить объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (в сопоставимых объемах);
прекратить сброс в водные объекты загрязненных сточных вод;
сохранить редкие и исчезающие виды животных и растений;
способствовать предотвращению затопления и подтопления территорий при паводках и наводнениях в бассейнах рек Волги и Дона;
повысить уровень безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, сохранением генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
Приложение N 1
Перечень
мероприятий Программы
N п/п |
Мероприятие |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, тыс.руб |
Сроки выполнения |
Основные целевые индикаторы |
Заказчики Программы - ответственные за выполнение |
||||||
Всего |
В том числе по годам |
Наименование |
Единица измерения |
Целевое Значение (последний год программы) |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
|
|
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Реконструкция очистных сооружений производственных и хозбытовых стоков 0,6 тыс.м3/сут. в пос.Сатинка |
Областной бюджет |
21832,0 |
21832,0 |
|
|
|
2009 г. |
Снижение объема сброса загрязненных сточных вод в водные объекты; сокращение сброса загрязняющих веществ Предотвращенный экологический ущерб |
млн.м3 тонн тыс. руб. |
снижение на 0,0006 |
Администрация Сампурского района |
районный бюджет |
168,0 |
168,0 |
|
|
|
|||||||
Федеральный бюджет |
22000,0 |
22000,0 |
|
|
|
|||||||
Всего |
44000,0 |
44000,0 |
|
|
|
|||||||
2. |
Ремонт водозаборных скважин |
Областной бюджет Бюджеты поселений Федеральный бюджет |
900,0
270,0
900,0 |
200,0
50,0
200,0 |
200,0
70,0
200,0 |
250,0
70,0
250,0 |
250,0
80,0
250,0 |
2009 - 2012 г.г. |
|
|
|
Администрация Сампурского района |
Всего |
2070,0 |
450,0 |
470, 0 |
570,0 |
580,0 |
|||||||
3. |
Строительство водозаборных скважин |
Областной бюджет Бюджеты поселений Федеральный бюджет |
4000,0
400,0
4000,0 |
1000,0
100,0
1000,0 |
1000,0
100,0
1000,0 |
1000,0
100,0
1000,0 |
1000,0
100,0
1000,0 |
2009 - 2012 г.г. |
|
|
|
|
Всего |
8400,0 |
2100,0 |
2100,0 |
2100,0 |
2100,0 |
|||||||
4. |
Тампонаж водозаборных артскважин |
Областной бюджет Бюджеты поселений Федеральный бюджет |
360,0
140,0
360,0 |
80,0
30,0
80,0 |
80,0
30,0
80,0 |
100,0
40,0
100,0 |
100,0
40,0
100,0 |
2009 - 2012 г.г. |
Предотвращенный экологический ущерб |
|
|
|
Всего |
860,0 |
190,0 |
190, 0 |
240,0 |
240,0 |
|||||||
5. |
Строительство полигонов для складирования твердых бытовых отходов |
Областной бюджет районный бюджет Федеральный бюджет Внебюджетные средства |
2000,0
190,0
2000,0 |
2000,0
190,0
2000,0 |
|
|
|
2009 |
Предотвращенный экологический ущерб |
|
|
Администрация Сампурского района |
Всего |
4190,0 |
4190,0 |
|
|
|
|||||||
6. |
Ликвидация несанкционированных свалок |
Областной Бюджет Бюджеты поселений Федеральный бюджет |
240,0
170,0
240,0 |
40,0
30,0
40,0 |
60,0
40,0
60,0 |
70,0
50,0
70,0 |
70,0
50,0
70,0 |
2010 - 2012 г.г. |
Предотвращенный экологический ущерб |
|
|
Администрация Сампурского района |
Всего |
650,0 |
110,0 |
160,0 |
190,0 |
190,0 |
|||||||
7. |
Проектные работы на реконструкцию плотины в с.Сампур через реку Цна |
Областной Бюджет Бюджет поселения Федеральный бюджет |
400,0 100,0 |
400,0
100,0 |
|
|
|
2009 г. |
|
|
|
Администрация Сампурского района |
Всего |
500,0 |
500,0 |
|
|
|
|||||||
8. |
Реконструкция плотины в с.Сампур через реку Цна |
Областной Бюджет Бюджет района Федеральный бюджет |
7000,0
250,0
7900,0 |
|
7000,0
250,0
7900,0 |
|
|
2010г. |
|
|
|
Администрация Сампурского района |
|
|
Всего |
15150,0 |
|
15150,0 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
75820,0 |
51540,0 |
18070,0 |
3100,0 |
3110,0 |
Приложение N 2
Перечень
природоохранных мероприятий
1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
1.2. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
1.3. Создание системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
2. Охрана воздушного бассейна
2.1. Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.
2.2. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.
2.3. Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.
2.4. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.
2.5. Приобретение и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.
3. Использование отходов производства и потребления
3.1. Строительство полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.
3.2. Приобретение машин для сбора и транспортировки бытовых отходов с территории населенных пунктов.
4. Экологическое просвещение, подготовка кадров
4.1. Работа по экологическому образованию кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Сампурского района Тамбовской области от 25 февраля 2009 г. N 127 "О районной целевой программе "Экология и природные ресурсы Сампурского района Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"
Текст постановления размещен на сайте администрации Тамбовской области в Intеrnеt (http://www.tambov.gov.ru)