31 августа 2009 года в избирательную комиссию Тамбовской области поступило заявление члена избирательной комиссии области с правом решающего голоса В.С. Полежаева. В заявлении указывалось на незаконное, по мнению заявителя, изготовление и распространение специального выпуска газеты Тамбовского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" (N 1, август 2009 г.), а также на нарушение порядка проведения предвыборной агитации депутатом Тамбовской городской Думы В.В. Сергеевым, являющимся главным редактором указанной газеты.
Заявитель просит принять меры в соответствии с избирательным законодательством.
Избирательная комиссия области, рассмотрев заявление В.С. Полежаева, установила следующее.
11 июля 2009 года началась избирательная кампания по дополнительным выборам депутата Тамбовской областной Думы четвертого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 21.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона агитационный период - это период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдум; агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с частью 11 статьи 35 Закона Тамбовской области от 5 сентября 2005 года N 355-З "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы" (далее - Закон Тамбовской области) кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу, обязан не позднее срока, указанного в части 1 статьи 39 Закона Тамбовской области, представить в соответствующую окружную избирательную комиссию заверенную избирательной комиссией области копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата областной Думы, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 статьи 35 Закона Тамбовской области; представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу; с момента представления данных документов кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом Тамбовской области, иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 48 Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 48 Федерального закона действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 48 Федерального закона, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б"-"е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
На заседании Рабочей группы по предварительному рассмотрению информационных споров, жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Рабочая группа) установлено, что представленная вместе с заявлением В.С.Полежаева газета "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" (N 1, август 2009 г.) является средством массовой информации, зарегистрированным на основании свидетельства ПИ N ТУ 68-029 от 26.02.2009 г., выданного Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тамбовской области (копия свидетельства и Устава редакции областной общественно-политической газеты "Единая Россия" - Тамбовский регион" прилагаются).
Установлено, что 25 августа 2009 года кандидат С.В. Максимов представил в окружную избирательную комиссию по дополнительным выборам депутата Тамбовской областной Думы четвертого созыва Советского одномандатного избирательного округа N 21 (далее - окружная избирательная комиссия) свое заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата областной Думы, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 статьи 35 Закона Тамбовской области, а также иные документы. С этого момента С.В. Максимов приобрел связанные со статусом кандидата права и обязанности.
Таким образом, агитационный период для кандидата С.В. Максимова начинается с 25 августа 2009 года.
На заседании Рабочей группы установлено, что специальный выпуск газеты "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" (N 1, август 2009 г.) подписан в печать и выпущен в тираж 17 августа 2009 года. Это обстоятельство подтверждается товарной накладной N 3906 от 17 августа 2009 года, в которой указанный номер заказа N 3300, и объем тиража соответствует выходным данным, указанным на оборотной стороне газеты (12000 экземпляров).
Как видно из представленного вместе с заявлением В.С. Полежаева специального выпуска вышеуказанной газеты, в публикованной в ней информации содержатся признаки предвыборной агитации, определенные подпунктами "б"-"е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона, в отношении кандидата в депутаты Тамбовской областной Думы четвертого созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 21 Максимова Сергея Викторовича.
Однако, данный материал нельзя считать агитационным, поскольку он был опубликован до начала агитационного периода для кандидата С.В. Максимова.
Установлено, что указанный специальный пуск газеты "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" был изготовлен и выпущен редакцией однократно. Таким образом, не установлена неоднократность действий со стороны редакции газеты, направленных на проведение предвыборной агитации, указанных в подпунктах "б"-"е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона.
Согласно подпункту "б" пункта 7 статьи 48 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Главным редактором газеты "Единая Россия" - Тамбовский регион" является Сергеев Владимир Владимирович, который одновременно является заместителем председателя Тамбовской городской Думы, т.е. лицом, замещающим выборную муниципальную должность.
Однако, в специальном выпуске газеты "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" (N 1, август 2009) отсутствуют указания на авторство опубликованных материалов и информации В.В. Сергеева, как депутата Тамбовской городской Думы, при этом сам спецвыпуск вышел в тираж до начала агитационного периода кандидата С.В. Максимова. То есть действия В.В. Сергеева, принявшего в качестве главного редактора решение о выпуске в печать указанного спецвыпуска, не могут квалифицироваться как нарушение требований подпункта "б" пункта 7 статьи 48 Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, на основании пунктов 2, 4 статьи 2, пункта 10 статьи 23, пунктов 2, 2.1 статьи 48 Федерального закона, части 11 статьи 35 Закона Тамбовской области избирательная комиссия Тамбовской области постановляет:
1. Отказать члену избирательной комиссии Тамбовской области с правом решающего голоса В.С. Полежаеву в удовлетворении заявления о незаконном изготовлении и распространении специального выпуска газеты Тамбовского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" "Единая Россия" - Тамбовский регион. Точка зрения" (N 1, август 2009) в связи с отсутствием в их действиях нарушений правил проведения предвыборной агитации.
Председатель комиссии |
А.С.Пучнин |
Секретарь комиссии |
Г.В.Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление избирательной комиссии Тамбовской области от 4 сентября 2009 г. N 96/479-4 "О заявлении члена избирательной комиссии Тамбовской области с правом решающего голоса В.С. Полежаева о незаконном изготовлении и распространении специального выпуска газеты Тамбовского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" "Точка зрения"
Текст постановления размещен на сайте избирательной комиссии Тамбовской области в Intеrnеt (http://izbirkom.tmb.ru)