Рассмотрев представленный главой администрации города Тамбова отчёт о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2009 год, и в соответствии с Уставом города Тамбова, с учётом заключения постоянной комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности,
Тамбовская городская Дума решила:
1. Работу администрации города Тамбова по осуществлению муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2009 год признать удовлетворительной.
2. Утвердить отчёт администрации города Тамбова о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2009 год (прилагается).
3. Решение вступает в силу после принятия и подлежит опубликованию в газете "Наш город Тамбов".
Глава города Тамбова |
А.Ю.Ильин |
Отчёт
о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2009 год
(утв. решением Тамбовской городской Думы от 31 марта 2010 г. N 1354)
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Создание благоприятной среды жизнедеятельности жителям муниципальных образований составляет основу деятельности функциональных и территориальных органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля.
Дальнейший рост городов и, соответственно, увеличение площадей использования земель под застройку увеличили и количество городских землепользователей и, следовательно, усилили значение земельного контроля в городах.
В соответствии со статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В своей деятельности муниципальные инспекторы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органа местного самоуправления, в том числе, определяющими порядок проведения муниципального земельного контроля.
Принятие решения Тамбовской городской Думы от 16.09.2004 N 576 "Об утверждении Положения "О муниципальном земельном контроле в городе Тамбове" создало правовую основу для осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа - город Тамбов (в ред. от 25.02.2009 N 887).
На территории городского округа - город Тамбов муниципальный земельный контроль осуществляет комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (далее - Комитет).
Основными направлениями муниципального земельного контроля являются:
а) обеспечение соблюдения юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физическими лицами законодательства Российской Федерации, Тамбовской области, правовых актов органов местного самоуправления города Тамбова в сфере земельных отношений;
б) выявление и предупреждение нарушений земельного законодательства, требований по охране и использованию земель городского округа - город Тамбов.
Муниципальный земельный контроль призван выполнять функции контроля за:
- использованием земельного участка в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред земле как природному объекту;
- сохранностью межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
- соблюдением порядка пользования городскими лесами, обособленными водными и другими природными объектами местного значения;
- своевременностью освоения земельных участков в случаях, если сроки освоения предусмотрены договорами;
- своевременностью внесения платежей за землю;
- выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- выполнением иных требований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Тамбовской области "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".
Муниципальный земельный контроль осуществляется специалистами Комитета в форме плановых проверок, проводимых в соответствии с ежеквартальными планами, и внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Внеплановые проверки проводятся в случае непосредственного обнаружения фактов, указывающих на наличие нарушений правил землепользования, установленных земельным законодательством, или получения от органов государственной власти, юридических и физических лиц документов либо иных доказательств, свидетельствующих о нарушении таких правил, а также для проверки устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства. По результатам проверок составляются акты с обязательным ознакомлением собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков или их представителей.
В отдельных случаях муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля исполнительными органами государственной власти, органами внутренних дел и иными органами, занимающимися государственным контролем в области охраны окружающей среды и природопользования, путём организации совместных проверок, иных мероприятий, в том числе по устранению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению земельных правонарушений, ведения учёта и обмена информацией.
За период с 01.01.2009 по 31.12.2009 специалистами Комитета, осуществляющими муниципальный земельный контроль, проведена 471 проверка использования земельных участков, в том числе 157 плановых проверок и 314 внеплановых, из которых:
- 253 - под объектами капитального строения;
- 133 - под временными сооружениями;
- 85 земельных участков, свободных от сооружений.
Общая площадь обследованных земельных участков составила 1401163,63 кв. м.
По результатам проведённых проверок составлен 471 акт, из которых: 187 - в отношении земельных участков, пользователями которых являются юридические лица, и 224 - в отношении земельных участков, пользователями которых являются физические лица.
Следует отметить, что более 50% проведённых внеплановых проверок использования земельных участков в 2009 году связаны с обращениями граждан, организаций, поступающих как непосредственно в Комитет, так и через администрацию города Тамбова, прокуратуру, другие органы государственной власти. Большинство из них связаны с различными земельными спорами. Как правило, информация, указанная в этих обращениях, находит подтверждение. При этом при проведении проверок нередко выявляются признаки виновности в совершении различных нарушений всех сторон, участвующих в конфликте, включая авторов жалоб и обращений.
По результатам проведения муниципального земельного контроля разрешено большое количество земельных споров, что оказывает положительное влияние на использование земель в городском округе - город Тамбов.
За отчётный период Комитетом в рамках осуществления муниципального земельного контроля рассмотрено и дано ответов на 328 обращений граждан и юридических лиц по вопросам землепользования в городе Тамбове, из них: физическим лицам - 70 и юридическим лицам - 258.
При проведении проверок особое внимание уделялось таким вопросам, как выявление фактов использования земельных участков с нарушением разрешённого режима использования, самовольного занятия земельных участков, проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений в сфере землепользования, а также принимались меры по снижению задолженности по арендной плате за землю.
По результатам проверок специалистами Комитета, уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля, выявлено 349 фактов нарушений земельного и гражданского законодательства:
- использование земельных участков с нарушением разрешённого режима использования (19);
- отсутствие договоров аренды земельного участка (плата за фактическое пользование) (76);
- использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю (126);
- наличие задолженности по арендной плате за землю (78);
- несоблюдение арендаторами установленного порядка государственной регистрации прав на земельные участки в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ранее - управление Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области) (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) (50).
К лицам, совершившим нарушения действующего законодательства, Комитетом приняты следующие меры.
В отношении 19 лиц, допустивших нарушения разрешённого режима использования арендуемых земельных участков, в расчётах арендной платы применялся повышающий коэффициент, 76 лицам производились расчёты арендной платы в соответствии с фактическим использованием земельных участков, 20 лицам применялся коэффициент 1,5 за передачу земельного участков в субаренду третьим лицам, установленный договором аренды земельного участка.
В процессе работы, проведённой специалистами Комитета, осуществляющими муниципальный земельный контроль, арендаторами в добровольном порядке погашена задолженность по арендной плате за землю на общую сумму 5 252 873,49 руб.
В 2009 году по результатам проведённых проверок Комитетом предъявлено 176 исков о взыскании задолженности, образовавшейся вследствие неисполнения обязательств по договорам аренды земельных участков, в том числе:
- удовлетворено 125 исков на сумму 21 092 776,53 руб.;
- по 3 искам производство прекращено в связи с неподведомственностью спора на сумму 619 469,36 руб.;
- по 6 искам утверждены мировые соглашения на сумму 4 829 170,11 руб.;
- по 12 искам судом прекращено производство в связи с добровольной оплатой задолженности ответчиком на сумму 444 631,84 руб.;
- по 14 искам отказано в удовлетворении заявленных требований на сумму 1 904 184,47 руб., в том числе по 4 искам в связи с истечением сроков исковой давности на сумму 979 416,13 руб.;
- по 2 искам прекращено производство в связи с ликвидацией юридического лица на сумму 119 252,65 руб.;
- по 1 иску прекращено производство в связи с предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на сумму 6 074 067,78 руб.;
- по 10 искам вынесено определение об оставлении без рассмотрения на сумму 27 268 785,19 руб., в том числе по 4 искам в связи с введением процедуры банкротства на сумму 1 328 603,81 руб.;
- по 2 искам вынесено определение о возврате исковых заявлений на сумму 3 315 946,33 руб.;
- 1 иск оставлен без удовлетворения на сумму 10 312,31 руб.
По результатам проверок за данный период специалистами Комитета выявлено 3 факта использования земельного участка юридическими лицами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны несостоятельными (банкротами), ввиду чего Комитетом заявлено 3 иска о включении в реестр требований кредиторов на сумму 3 376 815,11 руб., по 2 искам требования включены в реестр на сумму 1 790 972,29 руб.
В связи с тем, что муниципальный земельный контроль входит в единую систему земельного контроля, материалы проверок в случае выявления признаков правонарушения, указывающих на наличие административных правонарушений, подпадающих под действие статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Самовольное занятие земельного участка", статьи 7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом", статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв", направляются для рассмотрения в Управление Росреестра по Тамбовской области (ранее - территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Тамбовской области), а также в Управление внутренних дел по городу Тамбову (15).
Так, по 37 фактам самовольного занятия земельных участков для принятия административных мер воздействия в соответствии со статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы направлены в Управление Росреестра по Тамбовской области. По результатам рассмотрения материалов проверок возбуждено 33 дела об административных правонарушениях, выдано 33 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, на юридических и физических лиц, в действиях которых содержались составы административных правонарушений, наложено 33 административных штрафа. По 4 фактам в Комитет поступила информация об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако наиболее эффективным средством борьбы с самовольным занятием земельных участков является не привлечение к административной ответственности, а освобождение самовольно занятых земельных участков, для чего Комитет направляет соответствующие иски в судебный орган.
Так, по результатам проверок за отчётный период Комитетом подготовлено и направлено 28 исков об освобождении и возврате земельных участков, из которых:
- по 11 искам требования удовлетворены;
- по 5 искам производство прекращено, в том числе по 2 искам в связи с добровольным освобождением, по 3 искам - в связи с неподведомственностью;
- по 1 иску вынесено определение об оставлении без рассмотрения в связи с неустановлением владельца имущества;
- 11 исков находятся в стадии рассмотрения.
При осуществлении муниципального земельного контроля также выявляются признаки нарушений градостроительного законодательства. Комитет своевременно направляет в комитет градостроительства администрации города Тамбова и комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова материалы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии необходимых мер ответственности к лицам, допустившим нарушения градостроительного законодательства. В связи с тем, что муниципальный земельный контроль выявляет земельные нарушения на раннем этапе строительства (например, организация строительной площадки), создаются условия для раннего выявления нарушений градостроительного законодательства.
Так, в 2009 году по 20 фактам выявленных нарушений градостроительного законодательства информация направлена в комитет градостроительства администрации города Тамбова и по 38 фактам - в комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова.
Кроме того, для предупреждения и выявления правонарушений земельного законодательства Комитетом проводились совместные проверки с прокуратурой Ленинского района города Тамбова (6), управлением Росприроднадзора по Тамбовской области (1).
В рамках мероприятий по муниципальному земельному контролю в 2009 году активизировалась работа по обмену информацией с инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Тамбову (16), Управлением Росреестра по Тамбовской области (28), правоохранительными органами (31), прокуратурой (17).
По состоянию на 31.12.2009 Комитетом зарегистрировано право муниципальной собственности городского округа - город Тамбов на 47 земельных участков общей площадью 325 988, 67 кв. м.
Отчётный период можно охарактеризовать как плодотворный в деятельности Комитета при выполнении одной из своих основных задач - по осуществлению земельного контроля за использованием земель городского округа - город Тамбов. В связи с усилением контроля за использованием земель повысилась ответственность арендаторов и пользователей земельных участков, что привело к значительному снижению уровня задолженности по арендной плате за землю в соответствии с категорией и видом использования земельного участка, уменьшению количества иных правонарушений в сфере земельного законодательства.
Также необходимо отметить, что количество выявляемых нарушений, своевременность проводимых мероприятий по муниципальному земельному контролю, кроме принятия мер по совершённым правонарушениям, оказывает значительное профилактическое влияние на общую ситуацию с соблюдением земельного законодательства. Потенциальные нарушители воздерживаются от ненадлежащего использования земли, самостоятельно принимают меры по оформлению прав на земельные участки и др.
Таким образом, муниципальный земельный контроль в городе Тамбове является необходимым звеном общей системы земельного контроля и действенным механизмом (инструментом), обеспечивающим соблюдение требований по надлежащему и эффективному использованию земель.
Глава администрации |
П.П.Черноиванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 31 марта 2010 г. N 1354 (четвёртый созыв восемьдесят третье заседание) "Об отчёте о результатах осуществления муниципального земельного контроля в городе Тамбове за 2009 год"
Настоящее решение вступает в силу после принятия
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 6 апреля 2010 г. N 24 (532)