Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Целевая программа
"Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 9 апреля 2009 г. N 413)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Управление образования и науки области |
Разработчики Программы |
Управление образования и науки области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования |
Цели и задачи Программы |
Цель: обеспечение инновационного характера системы образования. Задачи: обеспечение государственной гарантии доступности качественного образования всем гражданам, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка; внедрение механизмов формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования; создание условий для поэтапного перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий; создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях; создание рациональной, экономически эффективной системы, основанной на принципах централизации и индустриализации, ориентированной на укрепление здоровья детей школьного возраста путём обеспечения качественным сбалансированным питанием |
Сроки реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2009 - 2012 гг. |
Перечень подпрограмм Программы |
"Развитие системы дошкольного образования"; "Развитие системы общего и дополнительного образования детей"; "Развитие единой образовательной информационной среды"; |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общие затраты на реализацию Программы в 2009 - 2012 гг. за счет всех источников финансирования составят 307 422,7 тыс. рублей: 2009 год - 59 285,7 тыс. рублей; 2010 год - 82 313,0 тыс. рублей; 2011 год - 82 962,0 тыс. рублей; 2012 год - 82 862,0 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет (по согласованию) - 31 300,0 тыс. рублей: 2009 год - 7300,0 тыс. рублей; 2010 год - 8000,0 тыс. рублей; 2011 год - 8000,0 тыс. рублей; 2012 год - 8000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 273 372,7 тыс. рублей: 2009 год - 51 485,7 тыс. рублей; 2010 год - 73 563,0 тыс. рублей; 2011 год - 74 212,0 тыс. рублей; 2012 год - 74 112,0 тыс. рублей; местные бюджеты (по согласованию) - 2 750,0 тыс. рублей: 2009 год - 500,0 тыс. рублей; 2010 год - 750,0 тыс. рублей; 2011 год - 750,0 тыс. рублей; 2012 год - 750,0 тыс. рублей |
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Целевая программа "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", национальной доктриной об образовании в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751, Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803; Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 15.06.2005 N 178, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 29.12.1999 N 96-З "Об образовании в Тамбовской области", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, Программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, утвержденной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации 24.12.2008.
В период с 2004 по 2008 годы потенциал системы образования Тамбовской области был направлен на решение следующих основных задач:
формирование образовательной политики Тамбовской области, реализующей Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития Тамбовской области и направленной на реализацию комплекса мер по обеспечению доступности качественного образования на всех его ступенях, по совершенствованию механизмов управления образовательными, экономическими и социальными процессами по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, по решению вопросов кадрового сопровождения комплексной модернизации системы образования;
создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права граждан на образование:
возможность выбора образовательного учреждения и образовательных программ;
обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
обучение с использованием современной учебно-материальной базы;
обеспечение бесплатного образования в соответствии с установленным федеральным государственным стандартом;
поддержка наиболее талантливых и одаренных детей;
получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
получение социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание специальных условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
реализация информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения;
эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации, их социальная защита;
создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования;
повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав образовательных учреждений.
В настоящее время Тамбовская область имеет достаточно развитую сеть учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. На 01.09.2008 в Тамбовской области работали 809 образовательных учреждений, в том числе: 357 муниципальных общеобразовательных учреждений, 257 дошкольных образовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1 средняя общеобразовательная школа Министерства путей сообщения Российской Федерации, 6 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 1 межшкольный комбинат, 10 общеобразовательных школ-интернатов, 12 специальных (коррекционных) учреждений для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 5 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 80 учреждений дополнительного образования детей, 14 учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 оздоровительное образовательное учреждение, 15 учреждений начального профессионального образования, 32 учреждения среднего профессионального образования, 1 учреждение дополнительного профессионального образования.
За последние годы в области произошли позитивные изменения в сфере образования:
были созданы условия для комплексной модернизации региональной системы образования;
реализуется региональный комплексный проект модернизации образования по следующим направлениям:
- введение новой системы оплаты труда работников образования:
с 1 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда работников системы общего образования, направленная на повышение их доходов;
- нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений:
с 2005 года осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование всех общеобразовательных учреждений области, с 2006 года - учреждений начального и среднего профессионального образования, состоящих на областном бюджете. Принципы нормативного финансирования распространены на организацию предшкольного и дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования;
- развитие региональной системы оценки качества образования:
создание региональной системы оценки качества образования будет завершено к 2010 году. Эффективно используется программно-целевой метод управления региональной системой образования;
- развитие сети образовательных учреждений:
активизировались процессы развития сети общеобразовательных школ, обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. На начало 2009 года создано 110 базовых школ с 265 филиалами, что обеспечивает концентрацию кадровых, финансовых, управленческих ресурсов и доступ к данным ресурсам для всех обучающихся; создано 115 социокультурных комплексов, объединяющих культурно-образовательные ресурсы села, что позволяет сельской школе выступать в роли не только образовательного, но и социального, и культурного центра для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей и молодежи, их социализации.
С 2005 года в области реализуется проект "Школьный автобус", что позволяет решать вопросы подвоза детей к месту обучения и обратно. По состоянию на 01.01.2009 в области закуплено 223 автобуса за счет средств федерального и регионального бюджетов, организовано 284 школьных маршрута общей протяженностью около 3000 км, обеспечивается подвоз в базовые школы и обратно около 5000 учащихся;
- усиление государственно-общественного управления в системе образования:
получило развитие государственно-общественное управление в системе образования. На начало 2009 года в 100 процентах общеобразовательных учреждениях области работают органы государственно-общественного управления. Становится обычной практикой представление публичных докладов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
создана система поддержки и развития творческого потенциала детей и молодежи: ежегодные стипендии и гранты администрации области и областной Думы студентам высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школьникам; целевой набор в высшие и средние профессиональные учебные заведения, летние профильные смены, творческие конкурсы для одаренных детей, зональный (региональный) тур III этапа Всероссийской олимпиады школьников для обучающихся сельских школ, система предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.;
активизировались процессы информатизации образования: на начало 2009 года на 1 компьютер приходится 15 учащихся (2005 г. - 53,4). Число современных компьютеров в 2008 г. составило 5900 ед., что составляет 91,0 процент от общего числа компьютеров (2005 г. - 64,0 процента, 2006 г. - 72,0 процента, 2007 г. - 87,0 процентов);
получила развитие система дошкольного образования: услугами дошкольного образования в области охвачено 32 тыс. детей. На начало 2009 года охват детей различными формами дошкольного образования составляет 55,0 процента (2004 г. - 38,0 процентов).
Вместе с тем, следует отметить ряд проблем и негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Тамбовской области:
общеобразовательная школа обеспечивает не в полной мере современное качество подготовки школьников;
организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
система образования недостаточно эффективно реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, недостаточно формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам;
сохраняется высокий уровень детской и подростковой преступности;
наблюдается дефицит педагогических кадров и старение учительства;
сохраняется недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти Тамбовской области и муниципальных органов управления образованием. Это позволит проводить единую государственную политику в области образования, обеспечить решение проблемы диспропорций в развитии системы образования на уровне муниципалитетов и сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Направленность государственной политики на модернизацию системы образования ставит ряд задач, решение которых возможно только при государственной поддержке в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом комплексного решения проблем образования в области.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана на основе анализа путей достижения целей, стоящих перед системой образования Тамбовской области, определенных федеральным и областным законодательством.
Цель Программы: обеспечение инновационного характера системы образования.
Задачи Программы:
обеспечение государственной гарантии доступности качественного образования всем гражданам, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка;
внедрение механизмов формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования;
создание условий для поэтапного перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий;
создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях;
создание рациональной, экономически эффективной системы, основанной на принципах централизации и индустриализации, ориентированной на укрепление здоровья детей школьного возраста путём обеспечения качественным сбалансированным питанием.
Целевая Программа, обеспечивающая продолжение комплексной модернизации образования области, будет являться организационной основой реализации государственной политики в сфере образования.
3. Система программных мероприятий
Исходя из сложности проблем, а также необходимости рациональной организации их решения, Программа включает в себя пять подпрограмм:
"Развитие системы дошкольного образования" (приложение 1);
"Развитие системы общего и дополнительного образования детей" (приложение 2);
"Развитие единой образовательной информационной среды" (приложение 3);
"Комплексная безопасность образовательного учреждения" (приложение 4);
"Школьное питание" (приложение 5).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование настоящей Программы производится за счет федеральных средств (по согласованию), средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, средств местных бюджетов (по согласованию). Основными ориентирами финансовой политики являются:
обеспечение поэтапного перехода к гарантированному финансированию системы образования в соответствии с законодательством;
достижение федеральных и региональных норм и нормативов государственных социальных гарантий обучающимся и работникам системы образования, социально-бытовых условий учебы и проживания обучающихся, социально-культурного обеспечения.
Объемы расходов на выполнение Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Предполагаемые финансовые расходы за весь период действия Программы за счет всех источников финансирования составят 307 422,7 тыс. рублей:
2009 год - 59 285,7 тыс. рублей;
2010 год - 82 313,0 тыс. рублей;
2011 год - 82 962,0 тыс. рублей;
2012 год - 82 862,0 тыс. рублей;
в том числе:
федеральный бюджет (по согласованию) - 31 300,0 тыс. рублей:
2009 год - 7 300,0 тыс. рублей;
2010 год - 8 000,0 тыс. рублей;
2011 год - 8 000,0 тыс. рублей;
2012 год - 8 000,0 тыс. рублей;
областной бюджет - 273 372,7 тыс. рублей:
2009 год - 51 485,7 тыс. рублей;
2010 год - 73 563,0 тыс. рублей;
2011 год - 74 212,0 тыс. рублей;
2012 год - 74 112,0 тыс. рублей;
местные бюджеты (по согласованию) - 2 750,0 тыс. рублей:
2009 год - 500,0 тыс. рублей;
2010 год - 750,0 тыс. рублей;
2011 год - 750,0 тыс. рублей;
2012 год - 750,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета
(тыс. рублей)
Всего по Программе, в том числе |
Всего |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
273 372,7 |
51 485,7 |
73 563,0 |
74 212,0 |
74 112,0 |
|
Управление образования и науки области | |||||
Всего, в том числе |
272 672,7 |
50 785,7 |
73 563,0 |
74 212,0 |
74 112,0 |
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" |
9 960,0 |
2 400,0 |
2 520,0 |
2 520,0 |
2 520,0 |
подпрограмма "Развитие системы общего и дополнительного образования детей" |
79 988,0 |
18 251,0 |
20 613,0 |
20 562,0 |
20 562,0 |
подпрограмма "Развитие единой образовательной информационной среды" |
100 090,0 |
17 350,0 |
27 580,0 |
27 580,0 |
27 580,0 |
подпрограмма "Комплексная безопасность образовательного учреждения" |
64 298,7 |
10 448,7 |
17 950,0 |
17 950,0 |
17 950,0 |
подпрограмма "Школьное питание" |
18 336,0 |
2 336,0 |
4 900,0 |
5 600,0 |
5 500,0 |
Управление здравоохранения области | |||||
Всего, в том числе |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
- |
подпрограмма "Школьное питание" |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
- |
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Разработчики Программы - управление образования и науки области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования.
Управление образования и науки области:
обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Программы;
проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
представляет отчеты о ходе реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы;
организует размещение в электронном виде на сайте управления образования и науки области информацию о ходе и результатах реализации Программы, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования:
осуществляет научно - методическое сопровождение реализации мероприятий Программы;
осуществляет научно-методическое руководство опытно - экспериментальной деятельностью в рамках мероприятий Программы.
Органы местного самоуправления:
обеспечивают предоставление достоверной информации о ходе реализации мероприятий Программы;
обеспечивают финансовую поддержку на условиях софинансирования образовательным учреждениям, внедряющим современные модели образования и участвующим в конкурсах проектов.
Поддержка образовательных учреждений, внедряющих современные модели образования, выделяется ежегодно по результатам конкурса четырем образовательным учреждениям на условиях софинансирования в объеме не менее 50,0 процентов от объема субсидий, на основании ежегодного соглашения между управлением образования и науки Тамбовской области и муниципальным образованием.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии действующим законодательством.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
обеспечить доступность качественного образования всех слоев населения Тамбовской области за счет:
развития сети общеобразовательных учреждений области;
обеспечения доступности всех форм образования;
повышения конкурентоспособности выпускника;
повысить инвестиционную привлекательность сферы образования как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе за счет:
создания условий для развития экономической самостоятельности образовательных учреждений;
повышения эффективности финансирования системы образования путем конкурсного распределения бюджетных средств;
расширения общественного участия в управлении образованием;
совершенствовать систему управления образованием на территории Тамбовской области за счет:
повышения эффективности управления в сфере образования;
внедрения механизмов управления по результатам;
обеспечить реальную вариативность образования на всех уровнях образовательной системы за счет:
обеспечения всех образовательных учреждений области компьютерным и мультимедийным оборудованием и программным обеспечением;
выхода образовательных учреждений в Интернет, имеющий качественные характеристики, отвечающие современным требованиям;
доступности качественного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальной образовательной поддержке;
обеспечить индустриализацию и технологизацию системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет:
внедрения современного оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности;
создания целостной инфраструктуры системы школьного питания в области;
обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания;
обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса в областных образовательных учреждениях за счет:
повышения уровня противопожарной безопасности;
повышения уровня антитеррористической безопасности;
увеличения количества областных государственных учреждений, оснащённых системами видеонаблюдения;
повышения уровня экологической безопасности;
увеличения количества областных государственных образовательных учреждений, оснащённых системами экстренного оповещения.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач Программы
Цели, задачи |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года (2008) (с указанием источников получения данной информации) |
Показатель целевого индикатора по годам реализации подпрограммы |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель: обеспечение инновационного характера базового образования | |||||||
Задача 1: обеспечение государственной гарантии доступности качественного дошкольного образования всем гражданам, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка |
Охват детей дошкольным образованием |
% |
55,0 данные мониторинга управления образования и науки (далее - УОиН) |
57,0 |
60,0 |
62,0 |
65,0 |
Задача 2: внедрение механизмов формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования |
Индикатор 1. Доля охвата выпускников 9,11 классов объективной независимой системой оценки учебных достижений от общего количества обучающихся |
% |
95,0 региональная база данных |
95,3 |
95,5 |
96,0 |
97,0 |
Индикатор 2. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, и обучающихся с использованием информационно - коммуникационных и дистанционных технологий |
% |
2,9 данные мониторинга УОиН |
10,0 |
20,0 |
30,0 |
40,0 |
|
Индикатор 3. Охват детей программами дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования |
% |
52,2 данные мониторинга УОиН |
54,0 |
58,0 |
60,0 |
63,5 |
|
Задача 3: создание условий для поэтапного перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий |
Количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер |
человек |
14 Ежеквартальный мониторинг уровня информатизации учреждений области |
13,5 |
13 |
12 |
10 |
Задача 4: создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях |
Доля образовательных учреждений, в которых созданы безопасные условия для организации учебного процесса |
% |
70,0 данные мониторинга УОиН |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
Задача 5: создание рациональной, экономически эффективной системы, основанной на принципах централизации и индустриализации, ориентированной на укрепление здоровья детей школьного возраста путём обеспечения качественным сбалансированным питанием |
Доля учащихся, для которых созданы современные условия в сфере обеспечения качественным горячим питанием |
% |
12,8 данные мониторинга УОиН |
30,8 |
35,0 |
37,5 |
39,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.