Решение Ленинского районного суда г. Тамбова
от 23 декабря 2009 г.
(извлечение)
В составе председательствующего судьи Фокиной Т.К.
При секретаре Горбачевой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2077/09 по иску общественной организации по защите прав-потребителей г. Тамбова "Голос потребителя" в интересах неопределенного круга потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах Ленинского района г. Тамбова о признании действий МУП "Тамбовинвестсервис", ООО "УК Тамбовин-вестсервис" противоправными, прекращении начисления оплаты с применением расчетных коэффициентов, перерасчете увеличенных объемов потребления электроэнергии,
Установил:
Общественная организация по защите прав потребителей г. Тамбова "Голос потребителя" обратилась с иском к МУП "Тамбовинвестсервис" о признании противоправными действий управляющей компании МУП "Тамбовинвестсервис" по отношению к потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах Ленинского района г. Тамбова в части увеличения размера платы за электроэнергию в платежном документе с мая 2008 года без информирования в письменном виде нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах за 30 суток до даты вручения платежных документов; введения расчета размера оплаты за электроэнергию в местах общественного пользования в зависимости от количества потребленной электроэнергии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги, указав, что ответчик без предварительного информирования в нарушение п. 13 ст. 155 ЖК РФ предъявил к оплате количество электроэнергии мест общего пользования, при этом к оплате предъявлено не одинаковое количество, а в зависимости от количества потребленной электроэнергии в жилом помещении, чем изменил размер оплаты. Расчетный период в соответствии с п. 14 Постановления Правительства N 307 должен быть равным календарному месяцу. Однако ответчик не соблюдает данное требование, показатели жителями снимаются в разные числа месяца, а показания расхода электроэнергии с общедомовых приборов учета снимаются контролерами ответчика с 25 числа каждого месяца. В многоквартирных домах, где имеются электросчетчики учета расхода электроэнергии в местах общего пользования, оплата за электроэнергию мест общего пользования должна начисляться управляющей компанией по показаниям прибора учета в соответствии со ст. 157 ЖК. Однако управляющая компания в расчете оплаты применяет нормативы освещения мест общего пользования и работы лифтов. Количество расхода электроэнергии в местах общего пользования ответчик определяет при помощи расчетного коэффициента в зависимости от количества электроэнергии, потребленной в жилом помещении за месяц. Условия освещения мест общего пользования и работы лифта для всех проживающих в многоквартирном доме одинаковые, поэтому применение разных коэффициентов в расчете оплаты ставит потребителей электроэнергии в неодинаковые условия публичного договора при оплате за полученный товар - электроэнергию. Управляющая компания при расчете оплаты за потребленную электроэнергию незаконно включила внутридомовые потери электроэнергии. Согласно пункту 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31 августа 2006 года, управляющие жилищные компании как исполнители коммунальных услуг приобретают электроэнергию у сбытовой компании для трех видов потребления: для оказания коммунальной услуги в многоквартирном доме потребителю; для использования электроэнергии на общедомовые нужды (освещение межквартирных лестничных площадок, лестниц и иного общего имущества); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Потери должны определяться исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом показаний общедомового счетчика, показаний индивидуальных электросчетчиков потребителей и объемом использования электроэнергии на общедомовые нужды. Управляющей компанией учет потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях не ведется согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 530, компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых сетях ответчик возложил на жителей многоквартирных домов. Договор с жителями об их ответственности за внутридомовые потери в электрических сетях и оплате за потери не заключался. Потери во внутридомовых электросетях зависят от качества электрических сетей в доме, погрешностей приборов учета, хищения электроэнергии. Ответственность за качественное содержание внутридомовых электрических сетей и приборов учета электроэнергии возложена на управляющую компанию согласно договору с жителями. В многоквартирных домах много электросчетчиков точности 2,5 вместо однофазных класса точности 2.0., которые эксплуатируются более 16 лет без поверки метрологической службой. Противоправные действия носят массовый характер по отношению к потребителям электроэнергии в многоквартирных домах.
В дальнейшем 00 по защите прав потребителей уточняла и изменяла исковые требования, в последней редакции требования заявлены о признании действия ответчика нарушающими законодательство: п. 13 ст. 155, 157 ЖК РФ, ч .2 ст. 426 ГК РФ. ч. 1 ст. 544 ГК РФ; п. 14, пп. "г", "д" п. 38, п. 42 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при введении с 1 мая 2008 года изменений в системе расчета оплаты услуг за электроэнергию в жилом помещении; прекращении начисления оплаты за потребленную электроэнергию жителям неопределенного круга с применением расчетных коэффициентов; производстве перерасчета по требованиям потребителей незаконно увеличенных объемов потребления электроэнергии жителям неопределенного круга многоквартирных домов Ленинского района с мая 2008 года по день вынесения решения, доведении неопределенного круга потребителей Ленинского района через средства массовой информации о решении суда, взыскании понесенных по делу судебных издержек согласно сметы-калькуляции. Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Кассационным определением от 03.08.2009 года решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10:06.2009 г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено ООО "УК Тамбовинвестсервис".
В судебном заседании представитель ООППЗ "Голос потребителя" Добрынина М.К. исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении и дополнениях к исковому заявлению от 29.10.2009 г., пояснив, что ответчиком нарушается законодательство при начислении оплаты за электроэнергию мест общего пользования без применения показаний приборов учета электропотребления в местах общего пользования. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится потребителем за фактически принятое количество в соответствии с данными учета электроэнергии. Следовательно, потребитель должен оплатить фактически полученную электроэнергию в жилом помещении по показаниям индивидуального прибора учета за расчетный месяц и оплатить фактически потребленную электроэнергию в местах общего пользования по показаниям прибора учета электроэнергии, если он установлен в многоквартирном доме. Ответчиком представлен список многоквартирных жилых домов, оборудованных приборами учета электропотребления в местах общего пользования. В многоквартирных домах, не имеющих электросчетчика, учитывающего электроэнергию мест общего пользования, оплата должна взиматься с потребителей согласно п. 25 Постановления#
Правительства N 306 от 23.05.06 г. по нормативу: на 1 человека - 7 квт за электроэнергию мест общего пользования и 7 квт на 1 человека при наличии в доме лифта. Ответчик предъявляет к оплате не фактический расход электроэнергии, зарегистрированный ежемесячно с приборов учета, а весь объем электроэнергии, израсходованный в жилых помещениях за расчетный месяц потребителями, которые не рассчитались по жилищно-коммунальным услугам до 10 числа следующего месяца, и потребителями -потенциальными должниками. В нарушение п. 13 ст. 155 ЖК и п. 38 "д" Правил, утвержденных Постановлением N 307, за 30 дней не поставил в известность об изменении в системе оплаты. Ответчиком незаконно применяется коэффициент, рассчитанный по формуле 9, при расчете размера оплаты электроэнергии за места общего пользования. При этом обязанность, предусмотренная абз. 3 пп. "г" п. 38 , не выполняется ответчиком. Ответчики в расчетах используют показания расхода электроэнергии в жилом помещении, указанные потребителями в платежном документе. Обязанность исполнения ответчиками записи показаний с индивидуальных приборов учета электроэнергии в платежный документ для расчета размера платы подтверждается п. 6 Приложения N 2 Правил. Показания в один календарный день должны сниматься на основании п. 14 Правил, расчетным периодом берется один календарный месяц. Ответчиками ежемесячно рассчитывается коэффициент по формуле N 9 приложения N 2 Правил с применением показателей в формуле не равнозначных расчетному месяцу. Постановление N 307 не предусматривает возложение на нанимателей и собственников жилых помещений оплату компенсации технологических и общедомовых потерь электроэнергии. В разделе 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам нет определения порядка расчета за полученную потребителями электроэнергию в местах общего пользования. В пунктах 19, 21, 22, 23 Правил, на которых ответчик основывает свои действия, дано определение расчета размера платы за электроэнергию в жилом помещении, поэтому ответчики не вправе при расчетах оплаты за электроэнергию мест общего пользования применять приложение N 2 Правил, а именно пункты 1, 2, 3, 4, в которых определен порядок расчета в жилом помещении. Следовательно, применение расчетных коэффициентов для определения расхода электроэнергии в местах общего пользования потребителем в зависимости от потребленной электроэнергии в жилом помещении незаконно. При таком расчете нарушаются ответчиками п. 2 ст. 426 ГК РФ.
Представитель ООППЗ "Голос потребителя" Панкратов А.В. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и приведенные Добрыниной М.К., дополнив, что на основании ст. 46 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей, а также взыскивает все понесенные по делу судебные издержки. Издержки заключаются в оплате труда председателя правления, члена общества, бухгалтера, юриста, помощника юриста, которые участвовали в подготовке материала в суд и участвуют в судебном заседании, оплате аренды оргтехники: компьютера, принтера, сканера, расходов по приобретению канцелярских товаров: скрепок, картриджа, бумаги для подготовки искового заявления, дополнений и уточнений к нему, ходатайств.
Представитель ответчиков МУП "Тамбовинвестсервис" и ООО "УК Тамбовинвестсервис" Ильин А.В. исковые требования не признал, пояснив, что круг лиц, в интересах которых предъявлены требования, определен и может быть индивидуализирован. С собственниками заключен договор управления многоквартирным домом. Собственники, наниматели и члены семей нанимателя, считающие, что их права нарушены, обратились с целью защиты прав и получения разъяснений, каковых было более 400, и все обращения были разрешены. Это свидетельствует о возможности: определения круга лиц и решения вопроса о правах и обязанностях при разрешении спора по каждому дому индивидуально информировать в письменном виде об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за 30 дней до даты представления платежных документов, п. 42 Правил также предусматривает предварительное письменное извещение в случае изменения размера платы, но в данном случае тарифы и нормативы оставались прежними, следовательно, нарушений Закона и Постановления не имеется. Более того, правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением N 307, были опубликованы и дополнительного извещения о применении формы оплаты не требуется. Информация о разъяснении механизма определения платы за электроснабжение, учитывающей потребление электроэнергии в местах общего пользования, доводилась до жителей через средства массовой информации. В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) и др. Согласно ч. З ст. 30 ЖК РФ и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Следовательно, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования, лежит на собственнике в силу закона. Согласно Ч. 1 ст. 157 # ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема истребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из пункта 38 пп. "г" не усматривается их обязанность снимать показания индивидуальных приборов учета.
Представитель ответчика МУП "Тамбовинвестсервис и ООО "УК Тамбовинвестсервис" Нечаев А.С. иск не признал, дополнив, что для расчета оплаты электроэнергии руководствуются постановлением Правительства N 307, которое предусматривает оплату количества электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования, технологические потери и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение, что подтверждается письмом министерства регионального развития РФ от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07. Расчет производится в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением N 307, согласно которому применяется расчет с использованием коэффициента (составной части формулы 9), который определяется исходя из соотношения показаний общедомового прибора учета и суммы показаний индивидуальных приборов и нормативных начислений (в случае отсутствия заявленных показаний или при отсутствии индивидуального прибора учета). В случае отсутствия коллективных приборов учета электроснабжения расчет платы за электроснабжение приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь производится в отношении приборов освещения мест общего пользования - 7 квт. ч. в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 квт.ч в месяц на 1 человека. Величины определены постановлением Администрации# области от 28 декабря 2006 года N 1534 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению". Постановление Правительства N 307 не возлагает потери по электроснабжению на управляющую компанию, которая является коммерческой организацией. Для расчета берется календарный месяц, как установлено Правилами. В силу п. 38 потребитель самостоятельно снимает показания прибора учета и указывает в платежном документе. Они с 25 по 29 число каждого месяца снимают комиссионно показания общедомового прибора учета и составляют акт, подписываемый сторонами: управляющей компанией и энергоснабжающей. Технологические потери входят в объем электроэнергии мест общего пользования в соответствии с п. 25 Правил, утвержденных Постановлением N 306, по аналогии применяется п. 22 Правил, утвержденных постановлением N 307. Технологические потери неизбежны, так как класс точности индивидуальных приборов учета ниже, чем коллективные (общедомовые) приборы учета. В случае оплаты потребителем коммунальной услуги после 10 числа месяца производится начисление оплаты по нормативу, однако, в последующем при подаче показаний индивидуального прибора учета производится перерасчет.
Представитель 3-го лица Администрации г. Тамбова в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, привлеченный к участию в качестве специалиста, Малютяк Д.Д. поддержал исковые требования в части признания неправомерными действия ответчиков по изменению размера оплаты за электроснабжение без предварительного уведомления об этом потребителя. Эти действия нарушают право потребителей на информацию об услуге, предусмотренной статьями 8 и 10 Закона "О защите прав потребителей" и п. 13 ст. 155 ЖК РФ, обязывающие управляющие организацию информировать собственников жилых помещений в многоквартирном доме в письменной форме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты предоставления платежных документов. Требования о перерасчете и возврате платежей за потребленную энергию в местах общего пользования с мая 2008 года должен решаться каждым потребителем отдельно путем обращения с иском в суд в случае признания судом действий управляющих компаний неправомерными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В суде установлено, что МУП "Тамбовинвестсервис" осуществляло управление конкретными жилыми домами, указанными в договорах управления, заключенными с собственниками жилых помещений.
В силу соглашения N 29/ПФУ-03/09 МУП "Тамбовинвестсервис" до завершения собственниками выбора способа управления многоквартирными домами в соответствии со ст. 161 ЖК РФ передало ООО "УК Тамбовинвестсервис" многоквартирные дома согласно приложения N 1 для осуществления технического обслуживания и содержания общего имущества многоквартирных домов и обеспечения бесперебойной поставки коммунальных услуг гражданам, проживающим в данных домах, а ООО "УК "Тамбовинвестсервис" должно заключить договоры с ресурсоснабжающими и иными организациями в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, необходимыми для комфортного проживания жилищно-коммунальными и иными услугами. Все расчеты с поставщиками производятся ООО "УК "Тамбовинвестсервис".
Согласно ч. 13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23 мая 2006 года, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Согласно п. 38 пп. "д" вышеуказанных Правил в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований. Таким образом, информация о введении платы за электроснабжение мест общего пользования и применение в дальнейшем методики расчетов, утвержденной Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 г., должна быть доведена ответчиками до сведения каждого потребителя в письменной форме, общедоступной и понятной для всех, и за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых производится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы ответчиков о том, что изменения размера платы не произошло, так как тарифы не менялись, через средства массовой информации жители многоквартирных домов оповещались о введении платы за электроэнергию в местах общего пользования, суд считает несостоятельными, поскольку при введении оплаты за электроснабжение мест общего пользования, изменился объем электроэнергии, предъявленной к оплате, что повлекло изменение расчета размера оплаты данной услуги. Вышеуказанными нормативными актами иное информирование, кроме как в письменной форме и индивидуально для каждого из собственников и нанимателей жилых помещений в определенный срок, не установлено.
Хотя договора на управление многоквартирным жилым домом содержат обязанность по оплате собственниками жилых помещений услуги по освещению мест общего пользования, однако это не освобождает ответчиков от обязанности информировать об изменении системы оплаты за электроэнергии, так как договор не содержит положений о системе расчета платы за электроэнергию в местах общего пользования.
В этой связи суд считает, поскольку ответчиками при введении платы за электроснабжение места общего пользования в мае 2008 года не были выполнены требования законодательства о надлежащем информировании граждан-потребителей об изменении размера платы жилищно-коммунальной услуги по электроснабжению, то эти действия признаются незаконными.
Вместе с тем, требования о возложении на ответчиков обязанности по перерасчету незаконно начисленных сумм за электроснабжение гражданам - потребителям многоквартирных домов за период с мая по день вынесения решения суда суд считает не основанными на законе.
Согласно пункту 6.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. исходя из статьи 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" в защиту неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные с взысканием каких-либо сумм), целью которых является признание действий продавца (исполнителя, изготовителя) противоправными в отношении всех потребителей и прекращение таких действий.
Суд считает требования о перерасчете в интересах всех потребителей неправомерными; так как в силу ст. 46 Закона "О защите прав потребителей" вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
В этой связи каждый гражданин, являющийся собственников жилого помещения и, как следствие, оплачивающий коммунальные услуги, в том числе услугу по электроснабжению, и считающий, что его права нарушены действиями ответчиков в силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, с учетом состоявшегося судебного решения о признании действий ответчиков неправомерными вправе лично обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
В силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, внешней границей сетей электроснабжения и других подобных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Управляющие организации предоставляют коммунальные услуги, приобретают электроэнергию через присоединенную сеть в интересах собственников помещений, граждан-потребителей в многоквартирном доме в соответствии с заключенными между ними договором управления многоквартирным домом и отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых собственникам помещений предоставляется энергия.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качестве предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Исходя из Приложения N 2 к указанным Правилам, размер платы за электроснабжение зависит от показаний приборов учета, нормативов потребления услуг и установленных тарифов.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется по формуле 9 (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам. Формула 9 учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Формула 9 учитывает требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственника жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Согласно пп. "а" п. 23 вышеуказанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. Подпункт 1 пункта 3 приложения предусматривает, что размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9), то есть с использованием коэффициента, который определяется из соотношения показаний общедомового прибора учета и суммы показаний индивидуальных приборов и нормативных начислений (в случае отсутствия заявленных показаний или при отсутствии индивидуального прибора учета).
Пунктом 5 и разделом 1У # Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных 23.05.06 г. N 306, определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 25 названного постановления расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления. технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Следовательно, технологические потери при наличии коллективных приборов учета должны также включаться в оплату потребленной электроэнергии. Ссылку истца на п. 89 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства РФ N 530 от 31 августа 2006 года, суд считает не состоятельной, так как приобретение у сбытовой компании электроэнергии для использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях не свидетельствует о возложении на управляющую компанию обязанности по оплате приобретаемой для этого вида потребления электроэнергии.
Доводы представителей истца о том, что поскольку раздел 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не содержит определения порядка расчета за полученную потребителями электроэнергию в местах общего пользования, а положения пунктом 19, 21, 22, 23 содержат определение расчета размера платы за электроэнергию в жилом помещении, то ответчик не вправе при расчетах оплаты за электроэнергию МОП применять приложение N 2 Правил, а именно пункты 1, 2, 3, 4, в которых определен порядок расчета в жилом помещении и следовательно применение расчетных коэффициентов для определения расхода электроэнергии в МОП в зависимости от потребленной электроэнергии в жилом помещении, суд считает не состоятельными.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы рассчитается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Жилищный кодекс РФ не предусматривает оплату за объем, определенный по индивидуальным приборам учета и приборами учета потребления в местах общего пользования.
Поэтому суд считает, что ответчиками обоснованно по формуле N 9 рассчитывается вся электроэнергия, потребленная жилым домом.
В суде было установлено, что ответчиками начисление платы за электроснабжение мест общего пользования производилось с использованием нормативов потребления, при условии отсутствия или общего прибора учета на жилые помещения, или прибора учета места общего пользования, или индивидуальных приборов учета в отдельных жилых помещениях.
Опрошенные в судебном заседании свидетели Кондрашова В.И., Савельева ГГ., Кулешова Н.и., Куприянова Е.Е., Немцов Э.А., Захаров В.Н. пояснили, что о введении оплаты за электроснабжение мест пользования им стало известно получения платежных документов за май 2008 года, показания индивидуальных приборов учета она снимают и вносят в платежные документы сами, в разные дни. По обращению в управляющие компании им предлагалось выбрать на собрании один из вариантов оплаты за места общего пользования: равномерное распределение по числу квартир, распределение по количеству зарегистрированных граждан, распределение пропорционально общей площади жилых помещений, которым они воспользовались. После представления решения собрания собственников управляющая компания производит расчет оплаты в соответствии с принятым им решением.
Однако ни один из опрошенных свидетелей не опроверг пояснений представителей ответчиков о том, что дома, в которых они проживают, не полностью оприборены.
Суд считает доводы представителей истцов о нарушении п. 14, п. 38 "г" абз. 3 необоснованными. В силу п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 307, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно абз. 3 п. "г" п. 38 Правил в платежном документе указываются объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод.
В соответствии с п.п. "е" п. 49 раздела 1У# Правил, предусматривающего права и обязанности исполнителя, исполнитель обязан: при наличии коллективных приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В суде бесспорно установлено и не оспаривалось представителями истца, что показания коллективных (общедомовых) приборов учета снимаются и указываются исполнителем, ответчиками по делу.
Доводы истцов о том, что потребители: собственники и наниматели могут снимать показания индивидуальных счетчиков не в течение последней недели месяца, как ответчик, а в другие дни месяца, и эти обстоятельства влияют на правильность определения коэффициента, суд считает необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку о незаконности действий ответчика это не может свидетельствовать. Ответчик принимает к расчету показания индивидуальных приборов учета, предоставленные потребителями, и ответственность за соблюдение собственниками и нанимателями жилых помещений требований пункта 14 Правил не может нести.
Доводы представителей истца о том, что обязанность по указанию в платежном документе показаний индивидуальных приборов учета лежит на исполнителе, что, по их мнению, подтверждается пунктом 6 Приложения N 2 к Правилам, суд считает необоснованными и подлежащими отклонению, так как в пункте 6 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам такая обязанность исполнителя не предусмотрена. Отсутствие обязанности исполнителя по снятию показаний приборов индивидуального учета следует из анализа следующих пунктов Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства N 307.
Согласно п. 50 пп. "г" исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
При этом потребитель имеет право в силу п.п. "з" п. 51 Правил требовать предъявления уполномоченным представителем исполнителя документов, подтверждающих их полномочия, в случаях, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 50, подпунктах "д" и "е" пункта 52 настоящих Правил.
Согласно п. 52 подпункта "е" потребитель обязан в заранее согласованное с исполнителем время ( не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Таким образом, Правилами ответчику не только не предусмотрена обязанность, Но и не предоставлено право снимать показания индивидуальных приборов учета, поскольку исполнитель имеет право только на проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. За исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Нарушений п. 2 ст. 426 ГК РФ не усматривается, поскольку цена предоставляемой услуги для всех потребителей одинакова.
В связи с тем, что суд исковые требования, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты их прав и законных интересов, в части удовлетворяет, в силу ч. 2 ст. 46 Федерального Закона РФ "О защите прав потребителей" на ответчика следует возложить обязанность довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со ст. 46 указанного Закона суд считает необходимым взыскать в пользу общественной организации судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела.
При этом суд исходит из принципа разумности и обоснованности заявленных расходов и считает возможным взыскать расходы по оплате труда представителям общественной организации Добрыниной М.К. в размере 2000 руб. и Панкратова 3000 руб. (процентное соотношение вклада в участие по делу представители определили самостоятельно). В остальной части суд считает расходы по смете-калькуляции не обоснованными, как по оплате других членов общественной организации, так и по аренде оргтехники, канцелярских товаров: картриджа, расходов пачки ксероксной бумаги, коробки скрепок. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования общественной организации по защите прав потребителей г. Тамбова "Голос потребителя" в интересах неопределенного круга лиц к МУП "Тамбовинвестсервис", ООО "УК Тамбовинвестсервис" удовлетворить частично. Признать незаконными действия МУП "Тамбовинвестсервис" и 000# "УК Тамбовинвестсервис" об изменении с 1 мая 2008 года порядка в системе расчета оплаты за электроэнергию в жилом помещении без предварительного письменного собственников жилых помещений.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вероятно, после слов "предварительного письменного" пропущено слово "согласия"
Обязать МУП "Тамбовинвестсервис" и 000# "УК Тамбовинвестсервис" в течение месяца после вступления данного решения в законную силу через средства массовой довести решение суда до сведения собственников жилых помещений (потребителей) многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчиков.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать судебные расходы по оплате труда представителей 00 по защите прав потребителей "Голос потребителя" Добрыниной М.К. и Панкратова А.В. в размере соответственно 2 000 руб. и 3 000 руб. Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Фокина Т.К.
Решение в окончательной форме принято 30.12.2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 декабря 2009 г. (извлечение)
Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2009 г.
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 5 марта 2010 г. N 16 (524)