Вопросы исчисления и уплаты НДС
Каков порядок оформления счетов-фактур в связи с передачей на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организацией, выполняющей функции заказчика?
Как говорится в письме Минфина РФ от 05.12.2008 N 03-07-09/40, в соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организация, выполняющая функции заказчика, выставляет инвестору счет-фактуру по соответствующему объекту.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре, по мнению Минфина РФ, строительно-монтажные работы и товары выделяются в самостоятельные позиции по каждому подрядчику и поставщику отдельно.
К счету-фактуре, который передается инвестору заказчиком, прилагаются копии счетов-фактур, полученных заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), копии соответствующих первичных документов, а также копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Каков порядок возврата сумм НДС, уплаченных в бюджет при оказании в 2004 - 2008 гг. услуг по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Отвечая на этот вопрос, Минфин РФ в письме от 28.11.08 N 03-07-08/262 сообщает следующее. Подпунктом 2 п. 1 ст. 164 Кодекса предусмотрено, что операции по реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
На основании положений п. 9 ст. 165 Кодекса в случае непредставления в инспекцию таких документов, данные операции подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 процентов. Если впоследствии плательщик представляет в налоговые органы соответствующие документы (их копии), уплаченные суммы налога подлежат ему возврату в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст. 171, 172, 173 и 176 Кодекса.
Так, п. 10 ст. 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные плательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Кодекса. При этом в соответствии с п. 3 ст. 172 Кодекса вычет таких сумм налога производится на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке в размере 0 процентов, при наличии на этот момент соответствующих документов.
Пунктом 2 ст. 173 Кодекса определено, что если сумма вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению плательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана плательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, возврат сумм НДС, уплаченных плательщиком в бюджет при оказании в 2004 - 2008 гг. услуг по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, следует осуществлять в вышеуказанном порядке при соблюдении соответствующих условий.
О праве налогового органа истребовать у налогоплательщика в числе прочих документов дополнительные сведения (техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план и др.) для обоснования льготы по НДС в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 Кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению отступного и новации, передача имущественных прав.
Операции, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 149 Кодекса.
Так, на основании пп. 16 п. 3 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в том числе выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
При этом основанием для освобождения от налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о вьщеленных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.
Вместе с тем, на основании п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у плательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право данных плательщиков на эти льготы.
Таким образом, для обоснования льготы в соответствии с п. 16 п. 3 ст. 149 Кодекса кроме документов, перечисленных выше, инспекция вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения (техническое задание, дополнительные соглашения к договору, календарный план, ведение раздельного учета и др.) на основании норм ст. 88 Кодекса.
Об отсутствии оснований для принятия к вычету суммы НДС, если обеспечительный платеж, полученный арендодателем от арендатора согласно договору аренды, в полном размере засчитывается в счет обеспечительного платежа по новому договору аренды, а также для выставления нового счета-фактуры на сумму обеспечительного платежа, зачтенного в счет обеспечительного платежа по новому договору.
Минфин России затрагивает эту тему в письме от 18.11.08 N 03-07-11/363, в котором пишет, что в соответствии с п. 4 ст. 168 Кодекса сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается ему на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, то есть при безденежных формах расчетов. Поэтому при зачете в полном размере обеспечительного платежа, полученного арендодателем в денежной форме от арендатора согласно договору аренды в счет обеспечительного платежа арендатора по новому договору аренды, данная норма п. 4 ст. 168 Кодекса не применяется.
Согласно п.п. 5 и 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при осуществлении этих поставок, а также в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Таким образом, если обеспечительный платеж, полученный арендодателем от арендатора согласно договору аренды, в полном размере засчитывается в счет обеспечительного платежа по новому договору аренды, сумма НДС, исчисленная арендодателем при его получении, к вычету не принимается.
Что касается счетов-фактур, то выписывать новые счета-фактуры на сумму обеспечительного платежа, зачтенного в счет обеспечительного платежа по новому договору аренды, по мнению Минфин РФ, не следует. При этом в счете-фактуре, выписанном арендодателем при получении обеспечительного платежа по предыдущему договору аренды, следует дополнительно указать основания признания данного обеспечительного платежа обеспечительным платежом по новому договору аренды.
На основании п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, указанную запись следует заверить подписью руководителя и печатью арендодателя с указанием даты этой записи.
Р. Зацепин
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы исчисления и уплаты НДС (Р. Зацепин, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса)
Текст документа предоставлен Управлением ФНС России по Тамбовской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве