Ответственность за нарушение сроков представления отчетности
Исходя из положений пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за плательщиками закреплена обязанность по представлению в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов), если такая обязанность предусмотрена НК РФ. Налогоплательщики также обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), кроме случаев, когда в соответствии с Законом N 129-ФЗ такие плательщики не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Налоговая декларация представляется каждым плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим плательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Нарушение установленных законодательством сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности влечет за собой, во-первых, приостановление расходных операций по банковским счетам, и, во-вторых, привлечение к налоговой и административной ответственности в соответствии с положениями НК РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Приостановить операции по счетам плательщика налоговые органы вправе на основании п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления им налоговой декларации в инспекцию ФНС в течение 10 дней по истечении установленного срока для ее сдачи.
Регулирование ответственности налогоплательщиков и их должностных лиц за совершение правонарушений, выразившихся в непредставлении в установленный срок декларации, осуществляется в соответствии с нормами ст. 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации" и ст. 15.5 КоАП РФ "Нарушение сроков представления налоговой декларации".
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление плательщиком в установленный срок декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока ее подачи влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Ответственность за нарушение плательщиками законодательно установленных сроков представления налоговых расчетов, а также бухгалтерской отчетности предусмотрена ст. 126 НК РФ "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" и ст. 15.6 КоАП РФ "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля".
Плательщики, не представившие (несвоевременно представившие) налоговые расчеты (расчеты авансовых платежей; расчеты сборов), а также бухгалтерскую отчетность, будут привлечены к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Должностное лицо плательщика-организации привлекается за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налогового расчета к административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 15.6 КоАП РФ, что грозит наложением административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.
На разграничение налоговой и административной ответственности указывает п. 4 ст. 108 НК РФ, из которого следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.
Основное отличие налоговой от административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов заключается в субъектном составе, иначе говоря, в том, кто является субъектом правонарушения.
В отношении налоговой ответственности лицом, к которому она применяется, то есть субъектом правонарушения, в силу ст.ст. 106 и 107 НК РФ является налогоплательщик - организация или физическое лицо.
Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые плательщики - физические лица или должностные лица плательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении.
Однако с учетом разъяснений ВАС РФ и примечания к ст. 15.3 КоАП РФ следует признать, что плательщики - физические лица, как осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность, так и не осуществляющие таковую, за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной.
В отношении индивидуальных предпринимателей такая оговорка указана в примечании к ст. 15.3 КоАП РФ. В соответствии с ней административная ответственность не применяется к предпринимателям в отношении составов административных правонарушений в области налогов и сборов (ст.ст. 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ). Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
В отношении плательщиков - физических лиц, не являющихся предпринимателями, в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем плательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.
То есть при рассмотрении вопроса об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах необходимо вести речь лишь об ответственности должностных лиц плательщика-организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 15.5 - 15.6 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица налоговых органов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "п. 5 ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ" следует читать "п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ"
Согласно ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях данной категории рассматривают судьи.
Плательщикам, представляющим единую (упрощенную) налоговую декларацию, следует обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 80 НК РФ обязанность представлять такую декларацию установлена при одновременном выполнении двух условий:
- отсутствие объектов налогообложения по налогу;
- отсутствие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банке и в кассе.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, налогоплательщику следует отчитываться по обычным формам налоговых деклараций.
Следовательно, в том случае, если плательщиком была ошибочно представлена единая (упрощенная) налоговая декларация вместо декларации по обычной форме, данный факт расценивается как непредставление отчетности в установленные сроки и привлечет налогоплательщика к налоговой и административной ответственности, предусмотренной НК РФ и КоАП РФ. Тот факт, что ошибочно был представлен иной документ (единая упрощенная налоговая декларация вместо налоговой декларации по соответствующей форме), не освобождает налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку фактически организация не исполнила обязанность по представлению декларации в налоговый орган в срок.
Распространенным заблуждением плательщиков является предположение, что в случае наличия переплаты по налогу налоговый орган не может привлечь к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, так как размер штрафа установлен в процентах от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании несвоевременно представленной декларации, а поскольку в связи с наличием переплаты плательщик не должен уплачивать каких-либо сумм налога, то и привлечение к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ неправомерно.
Такая позиция неверна. Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты не может являться основанием для неприменения к плательщику ответственности, предусмотренной пунктом ст. 119 НК РФ, так как ст. 119 НК РФ не связывает исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации с наличием или отсутствием у плательщика переплаты.
Налогоплательщикам, не исполняющим вовремя обязанность по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности, следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 112 НК РФ совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, признается обстоятельством, отягчающим ответственность. При наличии данного обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).
О. Кобарженкова
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.