Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, ответственных за деятельность должника, находящегося в процедуре банкротства
Зачастую к банкротству хозяйственных товариществ и обществ приводят действия его руководителей, учредителей, которые направлены на прекращение деятельности предприятия в условиях значительной кредиторской задолженности перед работниками и контрагентами, а также задолженности по обязательным платежам. Такие недобросовестные учредители (акционеры) сознательно в преддверии банкротства выводят все ликвидные активы предприятия для того, чтобы продолжить хозяйственную деятельность, но уже без долгов, снижая, таким образом, издержки производства. Вывод имущества должника происходит посредством заключения договоров купли-продажи имущества между должником и его участником (учредителем) или аффилированными лицами участника (учредителя).
У кредиторов в процессе банкротства шансы получить удовлетворение своих имущественных требований к должнику в большинстве случаев невелики. Если имущества должника недостаточно для погашения требований всех кредиторов, такие требования считаются погашенными.
В таких случаях защита интересов кредиторов может осуществляться путем привлечения к субсидиарной ответственности лиц, имеющих право давать должнику обязательные указания.
Субсидиарная ответственность - один из видов гражданско-правовой ответственности. Она представляет собой дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом.
Изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), вступившие в силу 5 июня 2009 года, существенно увеличили возможности кредиторов по привлечению к субсидиарной ответственности по долгам должника лиц, ответственных за его деятельность, в том числе, за счет расширения круга лиц, которых можно привлечь к ответственности по обязательствам должника.
По ранее действовавшим нормам Закона о банкротстве к такой ответственности могли были быть привлечены только учредители (участники) должника и руководитель должника, являвшиеся таковыми на момент возбуждения процедуры банкротства. Это позволяло лицам, контролирующим должника, в предвидении его несостоятельности выйти из состава учредителей и/или освободить должность руководителя компании и тем самым избежать ответственности за банкротство должника. Внесенные в Закон о банкротстве поправки, которыми вводится понятие "контролирующие должника лица", направлены на пресечение такого варианта ухода от ответственности.
Поправки к Закону о банкротстве также вводят дополнительные основания привлечения к ответственности руководителя должника. Теперь он несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
Подача заявлений о привлечении к субсидиарной лиц, ответственных за деятельность должника - это прямая обязанность арбитражных управляющих.
Вместе с тем практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) на территории Тамбовской области показывает, что арбитражными управляющими крайне редко подаются заявления о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, ответственных за деятельность должника. За 2009 год подано всего 6 исковых заявлений на сумму 14 млн. руб. Размер субсидиарной ответственности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, составляет всего лишь 1 млн. руб.
Законодательством о банкротстве предусмотрено также право кредиторов на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, ответственных за деятельность должника. В целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, налоговые органы области наряду с контролем за исполнением арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей, самостоятельно активизировали работу по привлечению руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности. За 2009 год налоговыми органами области направлено в суд 12 заявлений на сумму 32 млн. рублей.
Следует отметить, что в Законе о банкротстве расширена обязанность руководителя по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом.
В соответствии со статьей 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.
На территории Тамбовской области одной из проблем является банкротство предприятий, у которых отсутствует имущество, достаточное для погашения расходов, необходимых для осуществления процедур банкротства (судебных расходов, вознаграждения арбитражного управляющего, расходов на публикацию и т.п.).
В соответствии со статьей 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, связанных с осуществлением процедуры банкротства, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
При инициировании процедур банкротства уполномоченным органом, указанные расходы возлагаются на ФНС России, которая представляет интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Налоговые органы области в случаях выявления нарушений обязанности руководителя должника или индивидуального предпринимателя по подаче заявления о признании должника банкротом взыскивают в установленном порядке указанные расходы в порядке субсидиарной ответственности с указанных лиц наряду с другими долгами, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве, в полной мере используя механизм привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренный действующим законодательством.
А. Белякова
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.