Налоговые органы в сети интернет
В апреле текущего года распоряжением Правительства РФ руководителем Федеральной налоговой службы назначен М. Мишустин. Представляя нового руководителя, Министр финансов РФ А. Кудрин напомнил о задачах по реализации электронного правительства и использованию информационных технологий при предоставлении государственных услуг, заметив, что налоговая служба должна стать лидером в работе с гражданами через сеть Интернет. О конкретных мерах по внедрению информационных технологий мы и попросили рассказать руководителя управления ФНС России по Тамбовской области Л. Кругову.
- Любовь Ивановна, в последнее время много говорят об "электронном правительстве" как о новом способе взаимодействия граждан с государственными учреждениями. Какое место в данном проекте отведено налоговым органам?
- В конце 2009 года начал функционировать единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). На нем доступна информация о предоставляемых органами государственной власти услугах. Кроме того, для получения госуслуг с сайта можно скопировать и заполнить различные формы заявлений и бланков. Федеральная налоговая служба приняла активное участие в формировании и предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде через единый портал государственных услуг.
Портал предлагает информацию о 18 государственных услугах, предоставляемых налоговыми органами, в том числе 15 из них - это услуги по приему от плательщиков налоговых деклараций. Другие три услуги позволяют подать документы для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В рамках 3-го этапа появилась возможность направить в соответствующий налоговый орган заявки на представление деклараций плательщиков и документов для государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
- Означает ли это, что налогоплательщику не придется приходить в инспекцию?
- В настоящее время документы, направленные через единый портал государственных услуг, пока не имеют юридической значимости. Полученная через него налоговая декларация сохраняется без ввода в базу данных налогового органа. То есть плательщик, либо его уполномоченный представитель, должен представить налоговую декларацию в инспекцию на бумажном носителе или направить ее по почте. Но при этом прием граждан, воспользовавшихся госуслугой, в инспекции осуществляется в приоритетном порядке.
В полном объеме реализация государственных услуг, оказываемых ФНС России, в электронном виде планируется на пятом этапе: представление сведений из госреестров - на 2011 год, а подача налоговых деклараций, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - на 2012 год.
- На сайте налогового управления доступен "Личный кабинет налогоплательщика". Что представляет собой данный сервис?
- С декабря 2009 года функционирует онлайн-сервис Федеральной налоговой службы "Личный кабинет налогоплательщика". Пока реализован первый этап проекта - "Узнай свою задолженность", рассчитанный на физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис оперативно и бесплатно позволяет получить информацию о задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. Кроме того, онлайн-сервис позволяет выбрать субъекты Российской Федерации (в одном запросе до 3-х субъектов), где налогоплательщик имеет объекты налогообложения, и получить информацию о задолженности.
Электронной услугой за 4 месяца текущего года воспользовались почти 13 тысяч налогоплательщиков.
- Если сегодня уплатить налог, как быстро информация об этом появится в "Личном кабинете налогоплательщика"?
- Информация об уплате платежей в "личном кабинете налогоплательщика" появляется примерно через 5-10 дней.
- Зная ИНН налогоплательщика, любой может получить доступ к "личному кабинету налогоплательщика". Как насчет соблюдения налоговой тайны?
- В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о плательщике, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Данные о задолженности перед бюджетом относятся к нарушению налогового законодательства, поэтому информация о задолженности, полученная через онлайн-сервис "личный кабинет налогоплательщика" не нарушает законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не требует дополнительных средств защиты.
- Вы сказали, что это первый этап реализации проекта "Личный кабинет налогоплательщика". Какие услуги будут доступны после реализации второго этапа?
- Физические лица получат доступ к текущему состоянию своих расчетов с бюджетом, а также к сведениям об объектах налогообложения. Эта информация будет доступна только самому гоплательщику, и, соответственно, должна быть надежно защищена. Кроме того, рассматривается возможность перечисления налоговых платежей через Интернет со своего банковского счета.
Реализация второго этапа проекта "личный кабинет налогоплательщика" планируется уже в этом году.
- Эти нововведения будут доступны для любого налогоплательщика?
- Граждане, в том числе и индивидуальные предприниматели, должны будут прийти в инспекцию по месту жительства и подать заявление, подтверждающее желание получить доступ к услуге и готовность соблюдения необходимых требований при работе в "личном кабинете".
- Любовь Ивановна, каким еще способом без прихода непосредственно в инспекцию граждане могут узнать о своей задолженности перед бюджетом?
- Еще в конце 2009 года была реализована услуга "СМС-информирование", с помощью которой можно узнать свою задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам, начисленным пени. Для этого необходимо отправить СМС-запрос на федеральный номер сотовой связи 8-920-488-37-37, указав свой ИНН.
Кроме того, бесплатная услуга позволяет узнать адрес и телефон своей инспекции. Для этого необходимо в СМС-сообщении на тот же номер указать код инспекции, состоящий из 4 знаков (например, 6829 - инспекция ФНС России по г. Тамбову, 6820 - межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Тамбовской области и т.д.). В январе-апреле 2010 года гражданам направлена информация о суммах задолженности по 1503 СМС-запросам.
Пользуясь возможностью, хочу проинформировать граждан об участившихся в последнее время случаях мошенничества. В ряде регионов плательщикам предлагалось обратиться с запросом о задолженности на короткий номер сотовой связи, при этом со счетов граждан списывались крупные суммы. Обращаю внимание, что пользователи коротких номеров не имеют никакого отношения к предоставляемой услуге.
- Какие еще электронные сервисы предлагает налоговая служба?
- За последнее время на сайте облналогуправления www.r68.nalog.ru появилось много различных полезных сервисов. Это - "Адрес вашей инспекции", "Заполнить платежное поручение", "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?". Последний из них позволяет отслеживать, не рассматриваются ли в налоговых органах документы по вашей компании, то есть - фактически противодействовать рейдерским захватам. Онлайн-сервис под таким названием предоставляет целый ряд сведений: о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для госрегистрации; изменения, вносимые в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ; опубликованную в "Вестнике государственной регистрации" информацию о принятых регистрирующими органами решениях об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Здесь можно найти и сведения о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также адреса, указанные при госрегистрации в качестве мест массовой регистрации.
- Внедрение каких новых электронных продуктов следует ожидать от Федеральной налоговой службы в ближайшей перспективе?
- Уже в этом году должна начаться промышленная эксплуатация системы электронного документооборота счетов-фактур между хозяйствующими субъектами. Для его полноценного внедрения необходимо внести изменения и дополнения в статьи 31, 88, 89, 93, 169 Налогового кодекса РФ. Соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены также в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Необходимо также разработать порядок истребования налоговыми органами счетов-фактур в электронном виде, разработать положения о сети операторов электронного документооборота и удостоверяющих центров. В настоящее время большинство из перечисленных документов находятся на утверждении, либо на стадии рассмотрения Государственной Думой РФ.
- И последний вопрос: какова гарантия безопасности и конфиденциальности передачи по телекоммуникационным каналам связи содержащейся в документах налогоплательщиков информации?
- Она гарантируется криптостойкостью алгоритмов, принятых в России. Исключение - случаи, когда сам налогоплательщик допускает компрометацию ключевой информации или ключа.
Г. Борисова
Специальный корреспондент
газеты "Тамбовская жизнь"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.