Пояснительная записка
к проекту закона Тамбовской области "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О противодействии коррупции в Тамбовской области"
Проект закона Тамбовской области "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О противодействии коррупции в Тамбовской области" подготовлен в целях приведения в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции".
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне основным законом в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон "О противодействии коррупции", которым определены полномочия субъектов РФ в сфере противодействия коррупции.
Закон Тамбовской области "О противодействии коррупции в Тамбовской области" принят до вступления в силу федерального закона, поэтому отдельные положения областного закона не соответствуют нормам федерального законодательства.
Проектом предлагается признать утратившими силу абзацы второй и девятый части 1 статьи 2 закона, содержащие понятия "антикоррупционная политика", "субъекты антикоррупционной политики". Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" даны определения понятиям "коррупция", "противодействие коррупции". Понятия, установленные Законом Тамбовской области "О противодействии коррупции в Тамбовской области" введены до принятия федерального закона.
Понятие антикоррупционной политики федеральным законодательством не определено. В научной литературе, разговорной речи используется понятие антикоррупционная политика, однако в разных источниках оно имеет различное толкование. Учитывая, что научная литература не является источником правовых норм, а на федеральном уровне отсутствует толкование указанного понятия необходимо абзац 2 статьи 2 признать утратившим силу.
Понятие "субъекты антикоррупционной политики" определено действующим законом области как должностные лица, государственные органы и органы местного самоуправления области, организации и физические лица. Фактически круг субъектов осуществляющих противодействие коррупции определен федеральным законом и закреплен в понятии "противодействие коррупции". Учитывая, что понятие "антикоррупционная политика" подлежит признанию утратившим силу, а субъекты осуществляющие противодействие коррупции указаны в понятии "противодействие коррупции" следует понятие "субъекты антикоррупционной политики" признать утратившим силу.
Статья 3 "Задачи антикоррупционной политики" областного закона в настоящее время потеряла актуальность. На момент принятия областного закона федеральный закон в сфере противодействия коррупции отсутствовал, субъекты РФ имели право регулировать отношения в указанной сфере посредством принятия собственных нормативных правовых актов. С принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" задачи антикоррупционной политики, установленные областным законом, фактически отражены в федеральном законе.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают планы соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции. В связи с вышеизложенным, статью 7 областного закона предлагается дополнить новой частью, предусматривающей принятие плана противодействия коррупции в Тамбовской области.
Проектом предлагается изменить формулировку пункта 4 части 3 статьи 10 областного закона. Настоящей редакцией пункта 4 установлено, что антикоррупционный мониторинг осуществляется путем изучения материалов прессы. Указанная норма не соответствует положениям Закона РФ от 27 декабря 1991 года 2124-I "О средствах массовой информации". Федеральное законодательство не дает определения понятию "пресса".
Изменения пункта 4 статьи 12 обусловлены принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (ст. 8), Указом Президента РФ "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", изменениями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 20). В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" одной из мер по профилактике коррупции является развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. В целях реализации указанных положений, а также актуализации действующей редакции статьи 18, она излагается в новой редакции.
Контроль за реализацией мер предупреждения коррупции, осуществляемых органами исполнительной власти области предлагается осуществлять уполномоченному органу по противодействию коррупции.
Проектом предлагается годовой отчет о реализации мер, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции направлять в областную Думу и Общественную палату Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.