Заслушав доклад председателя избирательной комиссии Тамбовской области А.С. Пучнина, избирательная комиссия Тамбовской области отмечает, что в целом выборы в органы местного самоуправления, прошедшие в Тамбовской области 10 октября 2010 года, проведены с соблюдением избирательного законодательства. По всем обращениям избирательными комиссиями в установленные законом сроки проведены проверки, приняты соответствующие меры и даны ответы заявителям. Изложенные в обращениях обстоятельства не привели к признанию избирательными комиссиями результатов выборов, итогов голосования недействительными.
10 октября 2010 года состоялось голосование по 9 избирательным кампаниям в органы местного самоуправления, в том числе по выборам депутатов Тамбовской городской Думы пятого созыва. Всего в избирательные комиссии всех уровней в период подготовки и проведения выборов 10 октября 2010 года поступило 121 обращение. Обстоятельства нарушений избирательного законодательства, о которых сообщалось в обращениях, подтвердились в 56 случаях. В избирательную комиссию Тамбовской области поступило 14 обращений, из них подтвердилось (в том числе частично) - 2, в избирательную комиссию города Тамбова поступило 59 обращений (из них 12 обращений поступило из избирательной комиссии Тамбовской области), подтвердилось (в том числе частично) - 29; 44 - в нижестоящие избирательные комиссии, подтвердилось (в том числе частично) - 23. В день голосования в избирательные комиссии поступило 40 обращений, подтвердилось (в том числе частично) - 18.
В избирательные комиссии поступали обращения от представителей всех 5 политических партий, принимавших участие в выборах. Так, от представителей КПРФ поступило 22 обращения, подтвердилось (в том числе частично) - 4, от представителей партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 9, подтвердилось (в том числе частично) - 7, от представителей ЛДПР - 20, подтвердилось (в том числе частично) - 15, от представителей партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - 8, подтвердилось (в том числе частично) - 4, от представителей партии "Яблоко" - 11 (в подготовке всех обращений принимало участие одно лицо), подтвердилось (в том числе частично) - 3. 51 обращение поступило от избирателей и кандидатов-самовыдвиженцев, не указавших свою партийную принадлежность.
Анализируя поступившие в ходе подготовки ко дню голосования обращения, следует отметить значительное число обращений, адресованных одновременно в несколько избирательных комиссий различного уровня, в том числе в избирательные комиссии, не уполномоченные на решение поставленных в этих обращениях вопросов (только в избирательную комиссию Тамбовской области поступило 12 таких обращений, перенаправленных впоследствии с избирательную комиссию города Тамбова). В связи с этим избирательная комиссия Тамбовской области считает, что подобная практика со стороны заявителей (участников избирательного процесса) заслуживает негативной оценки, поскольку перенаправление обращений в соответствующую избирательную комиссию затягивает рассмотрение вопроса по существу и восстановление (в случае подтверждения нарушения) избирательных прав граждан Российской Федерации.
Повышение политической конкуренции на выборах депутатов Тамбовской городской Думы пятого созыва привело к повышению агитационной активности кандидатов и избирательных объединений, в том числе, к использованию различных форм незаконной агитации. Следствием этого явилось то обстоятельство, что большинство обращений, поступивших в избирательные комиссии до дня голосования, касаются вопросов нарушения правил агитационной деятельности, включая вопросы подкупа избирателей. Значительная часть этих обращений содержала информацию о распространении подложных агитационных материалов (имитирующих законные агитационные материалы кандидатов и избирательных объединений) с возможной целью дискредитации соответствующих участников избирательного процесса. Этим же обстоятельством объясняется большой процент обращений, по которым подтвердились факты нарушения избирательного законодательства. По всем случаям распространении незаконных (в том числе подложных) агитационных материалов избирательными комиссиями в органы внутренних дел направлялись представления о пресечении незаконной деятельности, об установлении лиц, заказавших и распространяющих незаконные агитационные материалы, и о привлечении данных лиц к ответственности. Органами внутренних дел в рамках возбужденных административных производств осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по установлению указанных лиц.
Вопросам нарушений правил ведения предвыборной агитации были посвящены и 3 обращения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поступившие в избирательную комиссию Тамбовской области из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. По всем этим обращениям избирательной комиссией Тамбовской области были проведены проверки и соответствующая информация направлена в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что в избирательные комиссии до дня голосования поступали обращения и по другим вопросам. В числе таких вопросов, например, вопрос о воспрепятствовании кандидату в сборе подписей в поддержку своего выдвижения, вопрос о вмешательстве сотрудника милиции в осуществлении кандидатом предвыборной агитации (в форме встречи с избирателями), вопрос о воспрепятствовании члену окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в его работе в комиссии и т.д. По всем данным вопросам избирательными комиссиями принимались соответствующие решения (изложенные в вышеуказанных обращениях факты не нашли своего подтверждения).
Обращения, поступившие в избирательные комиссии в день голосования, в соответствии с законом немедленно рассматривались избирательными комиссиями и по ним принимались необходимые решения.
Темами таких обращений являлись, например, вопросы воспрепятствования работе участковых избирательных комиссий со стороны членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей, а также удаление (отстранения от работы в избирательной комиссии) данных лиц из помещений для голосования. По этим обращениям участковыми избирательными комиссиями принимались соответствующие решения, в том числе об удалении (отстранении от работы в избирательной комиссии) лиц, допустивших нарушения избирательного законодательства. В этой связи избирательная комиссия Тамбовской области отмечает оперативную работу сотрудников органов внутренних дел по исполнению подобных решений участковых избирательных комиссий.
При этом следует отметить, что лишь в одном случае решение нижестоящей избирательной комиссии было признано незаконным по решению вышестоящей избирательной комиссии: решением окружной избирательной комиссии избирательного округа N 13 было отменено решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 79, которым был незаконно удален с избирательного участка член участковой комиссии с правом решающего голоса.
Выборы депутатов Тамбовской городской Думы пятого созыва впервые проходили по смешанной избирательной системе, что вызвало необходимость использования двух бюллетеней для голосования, выдаваемых избирателям. Следствием этого недопонимание во вопросах установления наличия активного избирательного права у избирателя, голосующего по открепительному удостоверению на избирательном участке, расположенном на территории иного одномандатного избирательного округа, чем тот, на территории которого избиратель зарегистрирован по месту жительства. Такой избиратель имел право голосовать лишь по тому бюллетеню, в котором указаны "партийные списки". Несмотря на то, что данный вопрос регулярно поднимался на совещаниях и обучающих семинарах с организаторами выборов и другими участниками избирательного процесса, в день голосования членом участковой избирательной комиссии N 109 с правом решающего голоса было допущено нарушение избирательного законодательства: избирателю, представившему открепительное удостоверение и не проживающему на территории данного одномандатного избирательного округа, было выдано два бюллетеня для голосования, что было замечено членом указанной участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, подготовившего соответствующее обращение. По результатам рассмотрения этого обращения участковая избирательная комиссия N 109 приняла решение отстранить от работы по выдаче бюллетеней допустившего нарушение избирательного законодательства члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В этой связи избирательная комиссия Тамбовской области отмечает необходимость более тщательного обучения членов избирательных комиссий всех уровней.
Кроме того, в избирательные комиссии в день голосования поступали обращения по таким вопросам, как нарушение тайны голосования (наблюдатели пытались увидеть проставленные избирателями отметки в бюллетенях для голосования), уточнение списков избирателей, опечатывание переносного ящика для голосования, пересчет бюллетеней после открытия избирательных участков по обращению опоздавшего наблюдателя и т.д. По всем этим вопросам избирательными комиссиями были приняты соответствующие решения.
Изложенные во всех обращениях обстоятельства не привели к признанию избирательными комиссиями итогов голосования результатов выборов, недействительными.
Анализируя работу избирательных комиссий с обращениями, поступившими в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, прошедших в Тамбовской области 10 октября 2010 года, избирательная комиссия Тамбовской области отмечает, что в целом избирательные комиссии данную работу провели с соблюдением избирательного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия Тамбовской области постановляет:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Статья 22 названного Федерального закона не содержит пункт 10
1. Информацию о работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, прошедших в Тамбовской области 10 октября 2010 года принять к сведению.
2. Секретарю избирательной комиссии Тамбовской области Г.В. Макаровой принять меры по дополнительному обучению членов избирательных комиссий всех уровней, обратив особое внимание на причины нарушений избирательного законодательства, допущенных избирательными комиссиями при проведении выборов в органы местного самоуправления, прошедших в Тамбовской области 10 октября 2010 года.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте избирательной комиссии Тамбовской области в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя избирательной комиссии Тамбовской области А.С. Пучнина.
Председатель комиссии |
А.С.Пучнин |
Секретарь комиссии |
Г.В.Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление избирательной комиссии Тамбовской области от 12 ноября 2010 г. N 146/716-4 "О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, прошедших в Тамбовской области 10 октября 2010 года"
Текст постановления размещен на сайте избирательной комиссии Тамбовской области в Intеrnеt (http://tambov.izbirkom.ru)