В законодательство о налоговом контроле внесены изменения
С 2 сентября текущего года вступил в законную силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", которым вводится ряд изменений в налоговом законодательстве.
Изменена процедура истребования документов.
Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки (ст. 93 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вызывает многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Одной из таких спорных ситуаций является вопрос получения требования плательщиком. Большинство судов придерживаются позиции, согласно которой налоговый орган должен доказать получение требования. Только в данном случае привлечение к ответственности за непредставление истребованных документов по ст. 126 НК РФ будет правомерным (Постановления ФАС Московского округа от 11.01.2009 N КА-А41/12621-08, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 N А42-697/2007).
Согласно новой редакции п. 1 ст. 93 НК РФ, если требование невозможно вручить лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, оно направляется по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с момента направления корреспонденции.
Кроме того, указанный порядок будет применяться и при истребовании у плательщика документов о контрагентах в порядке ст. 93.1 НК РФ. А после 1 января 2011 года в отношении данной процедуры будут действовать правила о невозможности повторного истребования ранее представлявшихся документов, предусмотренные п. 5 ст. 93 НК РФ (новая редакция п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
К акту проверки инспекция будет прикладывать доказательства выявленных нарушений.
Еще одна спорная ситуация, которая разрешилась с принятием Закона N 229-ФЗ, заключается в следующем. По мнению плательщиков, ненаправление налоговым органом вместе с актом проверки доказательств совершенных правонарушений ущемляет их права на опровержение фактов, содержащихся в акте. По данной позиции имеется как положительная, так и отрицательная арбитражная практика. В связи с чем, законодатель внес в статью 100 НК РФ поправки, которые закрепили правильность позиции плательщиков. Теперь вместе с актом налоговой проверки будут направляться доказательства выявленных нарушений, полученные от третьих лиц (новый пункт 3.1 статьи 100 НК РФ). Если данные сведения составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну или персональные данные физических лиц, то они будут оформлены в виде выписок, заверенных инспекцией.
Налогоплательщик вправе знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Внесены поправки в статью 101 НК РФ. Теперь в пункте 1 данной статьи прямо прописано, что наряду с актом, материалами налоговой проверки и возражениями проверяемого лица руководитель инспекции рассматривает и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Пункт 2 статьи 101 дополнен положением о том, что до вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение по результатам проверки считается полученным по истечении шести дней с даты отправки заказного письма
Еще один спорный вопрос, разрешившийся в связи с принятием Закона N 229-ФЗ, касается момента получения налогоплательщиком решения по результатам проверки, если оно было направлено заказным письмом. Этот вопрос имеет значение, потому что с данного момента отсчитывается десятидневный срок для вступления решения по результатам проверки в законную силу (п. 9 ст. 101 НК РФ). В прежней редакции Налогового кодекса РФ указанный вопрос не был урегулирован.
Теперь в п. 9 ст. 101 НК РФ указано, что, если решение вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом. При этом оно будет считаться полученным по истечении шести дней с даты направления.
Уточнена процедура производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля
В соответствии с п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях, за исключением предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123 НК РФ, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. В данную норму внесены уточнения.
Во-первых, установлен срок, в течение которого составляется акт, - он равен десяти рабочим дням с момента выявления нарушения.
Во-вторых, решение по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов выносится в срок, предусмотренный п. 6 ст. 101.4 НК РФ, - десять рабочих дней с момента истечения десятидневного срока после получения акта налогоплательщиком.
В-третьих, требование об уплате пеней и штрафа направляется налогоплательщику в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов.
М. Бондарева
Советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.