Урегулирование задолженности по новым правилам
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон) внес ряд существенных поправок в действующее законодательство, касающихся взыскания задолженности, а также таких способов урегулирования задолженности как предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и признание задолженности безнадежной к взысканию с дальнейшим ее списанием.
Вначале коснемся изменений в порядок взыскания задолженности.
В соответствии с внесенными Законом поправками в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) у налогового органа появилась возможность направления должнику требований об уплате в электронном виде. В силу развития представления налогоплательщикам услуг по телекоммуникационным каналам связи (сдача отчетности, выдача справок о состоянии расчетов и т.д.), данное новшество представляется обоснованным, тем более что оно должно сократить как расходы на пересылку требований, так и время доставки до адресата.
Кроме того, Законом изменен срок для исполнения требований. Если ранее он составлял 10 календарных дней с даты получения требования, то теперь он составляет 8 рабочих дней.
Следующее изменение исключило положение п. 4 ст. 46 НК РФ о предельном сроке направления инкассовых поручений, который составлял один месяц с даты вынесения решения о взыскании за счет денежных средств должника на счетах в банках. Данная поправка направлена на исключение возможности ухода от взыскания задолженности недобросовестных плательщиков путем действий по закрытию одних и открытию новых расчетных счетов.
В статью 47 НК РФ Законом внесено положение о судебном порядке взыскания задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей за счет иного имущества в случае пропуска предельного срока для принятия соответствующего решения в бесспорном порядке. Такое заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога, а если данный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом. Включение данного положения привело в соответствие порядок взыскания за счет иного имущества с действующим порядком взыскания за счет денежных средств (ст. 46 НК РФ) и за счет имущества физических лиц (ст. 48 НК РФ).
Ряд поправок уточняют порядок приостановления операций по счетам должников. Так, в ст. 76 НК РФ внесено положение о применении данной меры в рамках обеспечительных мер, предусмотренных ст. 101 НК РФ, которое устранило существующее противоречие в НК РФ: ст. 101 НК РФ предусматривала принятие обеспечительных мер, в т.ч. и приостановление операций по счетам в банке, после вынесения решения по результатам налоговых проверок, тогда как ст. 76 НК РФ устанавливала только два основания для приостановления операций по счетам: непредставление отчетности и вынесение решения о взыскании за счет денежных средств на счетах должника в банках.
Также уточнено, что в случае изменения наименования налогоплательщика и (или) реквизита счета банк продолжает исполнять такое решение о приостановлении.
В части касающейся отмены решений о приостановлении операций по счетам внесена поправка, устанавливающая, что в случае отмены таких решений по основаниям, не установленным НК РФ (например, по вступившим в силу решениям судов), принятие налоговым органом дополнительного решения не требуется.
Закрыта "лазейка" для недобросовестных индивидуальных предпринимателей, уклонявшихся от взыскания задолженности путем открытия новых счетов при наличии решений о приостановлении операций по счетам: Закон установил запрет для банков на такие действия.
Несколько изменений касаются взаимодействия банков и налоговых органов в части работы по взысканию задолженности. Так, теперь НК РФ предусматривает возможность направления инкассовых поручений на расчетные счета должников в электронном виде, а также устанавливает обязанность банков представлять сведения об остатках денежных средств на счете должника в электронном виде. Таким образом, данные изменения позволят ускорить процесс взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся на счете должника, а также оперативно получать информацию о наличии денежных средств, что необходимо для решения вопроса о применении последующих мер взыскания задолженности.
Кроме того, внесенные изменения в ст. 60 НК РФ более четко прописывают процедуры взыскания с банков задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением обязанностей по перечислению в бюджет сумм денежных средств.
В целях информирования плательщика в обязанности налоговому органу вменено направление решения об отмене решения об аресте имущества, наложенного в соответствии со ст. 77 НК РФ, в течение 5 дней после его принятия.
Законом внесены ряд изменений, ужесточающих ответственность плательщиков и налоговых агентов.
Так, положения п. 3 ст. 32 НК РФ, обязывающие налоговый орган направлять в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела информацию в случае неисполнения требований об уплате сумм, установленных в ходе налоговых проверок, теперь распространяются и на случаи неисполнения требований налоговыми агентами.
Значительно увеличены налоговые санкции. Так, за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого приняты обеспечительные меры в виде залога, штраф увеличен в 3 раза - с 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. Штраф для банков за непредставление (представление с нарушением срока, представление недостоверных сведений) справок о наличии счетов, об остатках денежных средств, выписок по операциям на счете увеличен в 2 раза - с 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей.
Наиболее существенные изменения Закон внес в порядок представления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, которые состоят в следующем:
- их действие теперь распространяется на пени и штрафы;
- введен запрет на предоставление отсрочек (рассрочек) для налоговых агентов;
- субъектам Российской Федерации предоставлено право на определение уполномоченного органа, имеющего право принимать решение об отсрочке (рассрочке) налога на прибыль, поступающего в региональные бюджеты;
- уточнены основания предоставления отсрочек (рассрочек). Так, для получателей бюджетных средств одним из оснований является не только задержка финансирования из бюджета, но и непредставление (несвоевременное представление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов в достаточном объеме;
- установлено, что отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на сумму, не превышающую: для организаций - сумму чистых активов; для физических лиц - стоимость имущества, на которое возможно взыскание;
- установлен конкретный перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению;
- определены лица и органы, уполномоченные подтверждать наступление обстоятельств, при наличии которых возможно представление отсрочек (рассрочек). Так, при причинении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы прилагаются заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Что касается такого обстоятельства, как угроза возникновения признаков банкротства в случае единовременной уплаты налога, то оно устанавливается по результатам анализа финансового состояния, проведенного органом ФНС России по методике, утверждаемой Минэкономразвития РФ.
В целом вышеуказанные изменения позволят расширить возможности применения отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, механизм предоставления которых до настоящего времени на практике был труднореализуем.
Анализируя вкупе все изменения, внесенные Законом, касающиеся вопросов урегулирования задолженности, следует отметить, что они направлены на совершенствование механизма взыскания задолженности с сокращением временных затрат и бумажного документооборота. Вместе с тем нельзя не упомянуть о том, что практически все новеллы Закона имеют отсылочный характер, т.е. требуют принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих либо утверждающих форматы и порядок действия. Хочется надеяться, что они будут приняты в самые кратчайшие сроки.
А. Раев
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.