НДС: вопросы исчисления и уплаты
22 декабря 2009 года был опубликован Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", им внесены достаточно существенные поправки в главу 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), основные из которых применяются к налоговым периодам по НДС, начиная с I квартала 2010 года.
Законом N 318-ФЗ пункт 2 статьи 169 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ. Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. То есть можно сделать вывод, что наличие ошибок в счете-фактуре, если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены:
- (применительно к правоотношениям, возникшим до 1 января 2010 года, учитывая позицию Минфина), является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Противоположную позицию, учитывая судебную практику, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде;
- (применительно к правоотношениям, возникшим после 1 января 2010 года), может не являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, учитывая указание пункта 2 статьи 169 НК РФ о том, что ошибки в счетах-фактурах не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.
В новой редакции пункта 2 статьи 169 НК РФ установлен принцип, согласно которому при решении вопроса о правомерности применения налоговых вычетов должно учитываться, препятствуют ли ошибки в счете-фактуре налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.
Следует остановиться еще на одной поправке, внесенной Законом N 318-ФЗ в главу 21 НК, а именно сокращен перечень документов, подтверждающих право на применение освобождения от НДС в отношении операций в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия). До 2010 года в перечне документов, поименованных в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, обосновывающих право на данную льготу, была поименована выписка банка, которая является документом, подтверждающим поступление выручки на счет налогоплательщика за реализованные получателю в рамках безвозмездной помощи товары. С принятием Закона N 318-ФЗ данная норма признана утратившей силу.
С 1 января 2010 года глава 21 НК РФ дополнена новой статьей 176.1, вводящей совершенно новый для нашей налоговой системы заявительный порядок возмещения НДС. Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в установленном порядке зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. Право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:
1) налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей;
2) налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за плательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
И. Курносова
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.