Досудебное урегулирование налоговых споров
Любой налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговых органов.
В соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), с 1 января 2009 года действует новый порядок обжалования принимаемых инспекциями решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.
Данный порядок относится к решениям:
1) о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Теперь плательщик может обращаться в суд для обжалования таких решений только после обжалования в досудебной инстанции - вышестоящем налоговом органе.
Важно, что указанный порядок касается исключительно дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. Указанный вывод следует из положений статьи 101.1, пункта 5 статьи 101.2, пункта 1 статьи 138 НК РФ.
После составления акта проверки и вручения его плательщику последнему дается время на представление возражений по акту, а затем проводится рассмотрение акта и вынесение решения по нему. Решение должно вступить в силу по истечении 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику. Само решение должно быть вручено плательщику в течение пяти дней после дня его вынесения (все дни, упоминаемые в настоящей статье, - рабочие).
Подача апелляционной жалобы на решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган отсрочит вступление решения в силу до дня его утверждения вышестоящей инстанцией полностью или в части, согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ.
При этом плательщику не запрещено исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу, даже если он подал апелляционную жалобу.
Подача апелляционной жалобы, согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ производится плательщиком в добровольном порядке.
Если апелляция не подавалась и решение начало действовать, у плательщика остается право в течение года обжаловать в вышестоящий налоговый орган уже действующее решение. Данное положение установлено пунктом 3 статьи 101.2, пунктом 2 статьи 139 НК РФ. При этом по ходатайству плательщика вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Порядок подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган определен пунктами 3 и 4 статьи 139 НК РФ:
- апелляционная жалоба подается в ИФНС, проверявшую налогоплательщика, а та в свою очередь обязана в течение трех дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган;
- жалоба на вступившее в силу решение подается в письменной форме непосредственно в вышестоящую инстанцию.
Заявитель может отозвать жалобу на основании письменного заявления до принятия по ней решения. Это лишит его права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган. Фактически, в рассматриваемом нами случае, это лишит его также права на рассмотрение дела в суде по инициативе плательщика (это касается тех жалоб, для которых предусмотрено апелляционное обжалование, т.е. на решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности).
Если жалоба не была отозвана, она рассматривается вышестоящим налоговым органом. Информирование плательщика о дате рассмотрения жалобы и его приглашение на рассмотрение НК РФ не предусмотрено.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
3) изменить решение или вынести новое решение.
Решение вышестоящего налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в соответствии со статьей 140 НК РФ в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
О. Шмелева
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.