• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 ноября 2010 г. N 313 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы"

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянные комиссии Тамбовского районного Совета народных депутатов (Савельев Е.П., Храмцов С.Л., Нестеров В.И., Антюфеева Т.А.).

3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в районной газете "Притамбовье".

 

Глава района

Ю. Лямин

 

Программа
социально-экономического развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы
(утв. решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области
от 25 ноября 2010 г. N 313)

 

Паспорт
программы социально-экономического развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы

 

Наименование Программы - Программа социально-экономического развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы - Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Тамбовского района Тамбовской области.

Заказчик Программы - администрация Тамбовского района Тамбовской области

Основные разработчики Программы - Отдел по развитию промышленности, торговли и предпринимательства администрации Тамбовского района.

Основная цель Программы - Создание условий для формирования эффективной экономики района, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения района.

Основные задачи Программы:

1. Реализация административной реформы.

2. Формирование потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, стабильной занятости населения и рост его доходов.

3. Создание условий для устойчивого роста благосостояния населения района.

Сроки и этапы реализации Программы - Программа осуществляется в 2011 - 2015 годы и реализуется в два этапа: Первый этап: 2011 - 2012 годы. Второй этап: 2013 - 2015 годы.

Исполнители мероприятий Программы - Производственные предприятия, организации и учреждения непроизводственной сферы района, администрация Тамбовского района.

Объемы и источники финансирования Программы - Суммарный объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составляет 1376818,74 тыс. рублей, из них:

- 5680,0 тыс. руб., - за счет средств федерального бюджета;

- 835749,86 тыс. руб., - за счет средств областного бюджета;

- 246255,0 тыс. руб., - за счет средств районного бюджета;

- 289133,88 тыс. руб., - за счет собственных средств предприятий, внебюджетных и прочих средств.

Ожидаемые результаты реализации Программы - Достижение стабильных темпов экономического развития реального сектора экономики, обеспечение финансовой стабильности, увеличение количества и улучшение качества работы объектов инженерной инфраструктуры, уровня жизни населения района.

Контроль за исполнением Программы - Контроль за осуществлением Программы осуществляется Тамбовским районным Советом народных депутатов.

Содержание

 

Введение

1. Социально-экономическое положение Тамбовского района.

1.1. Общая характеристика Тамбовского района.

1.2. Промышленность.

1.3. Сельское хозяйство.

1.4. Капитальное строительство.

1.5. Потребительский рынок товаров.

1.6. Транспорт и связь.

1.7. Демографическая ситуация в районе.

1.8. Рынок груда, занятость и безработица.

1.9. Финансы и кредит.

1.10. Состояние инновационной деятельности.

1.11. Социальная сфера.

1.11.1. Образование.

1.11.2. Здравоохранение.

1.11.3. Культура.

2. Анализ системы управления района.

3. Схема органов местного самоуправления Тамбовского района.

4. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения района.

5. Потенциал и направление развития района.

6. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.

7. Механизм реализации программы.

8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

9. Ресурсное обеспечение.

10. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

11. Приложения.

Введение

 

Программа социально-экономического развития района затрагивает основные вопросы устойчивого развития в конкурентной рыночной среде. Она касается всех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования района, могут дать сильный импульс его развитию. Предметом Программы социально-экономического развития является прежде всего конкурентоспособность:

а) района в целом, как места для жизни и хозяйственной деятельности;

б) отдельных сторон или отраслей хозяйства и социальной сферы.

Программа социально-экономического развития Тамбовского района представляет собой документ, долгосрочный по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, и является целостной системой представления о целях, основных направлениях и механизмах реализации социальной и экономической политики.

Основной элемент механизма реализации Программы - средне- и долгосрочные проекты социально-экономического развития района, ежегодный план действий по реализации Программы, включающие совокупность районных целевых программ.

Главный стратегический ориентир развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы и дальнейшую перспективу состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения.

Социально-экономическое положение Тамбовского района в 2009 году

 

1.1. Общая характеристика Тамбовского района

 

Карта Тамбовского района

"Тамбовский район"

 

Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Тамбовского района и оценка возможной обстановки по его территории, рельеф, климат, растительность, гидрография и общие выводы.

Тамбовский район занимает центральную часть области, которая расположена на северо-востоке Центрально-Черноземного экономического района в умеренно - континентальной зоне, и входит в состав континентальной климатической области Восточно-Европейской равнины.

Рельеф:

Местность в основном равнинная, изрезана сетью рек, балок, глубоких оврагов. Пересеченность местности и значительная крутизна склонов (1 - 60) препятствуют движению автотранспорта вне дорог. Грунтовые воды в долинах рек залегают на глубине 2 - 5 метров.

Климат:

Умеренно - континентальный. Продолжительность времен года составляет зима - 120 дней, весна - 60 дней, лето - 120 дней, осень - 65 дней. Зима умеренно холодная с частыми оттепелями. Преобладающая температура воздуха днем - 5°, - 8° С, ночью -15°, -17° C. Во время оттепелей температура воздуха повышается до 0 + 2° С. Осадки выпадают часто, преимущественно в виде снега. Снежный покров устанавливается в середине декабря и сходит в середине марта. Периодически, один раз в 3 - 4 года, начало зимы бывает малоснежным, с сильными морозами от - 15° до - 25° С, что приводит к сильному промерзанию грунта. При такой зиме весной в результате быстрого таяния снега образуется много воды, которая не может впитываться в мерзлый грунт, что приводит к перенасыщению водохранилищ и затоплению отдельных участков территории.

Растительность:

Район расположен в лесостепной зоне. Площадь лесов составляет 52 тыс. га, из которых Тамбовский лесхоз занимает 17,7 тыс. га, Горельский лесхоз 25,42 тыс. га, Степной лесхоз 8,88 тыс. га. Лес, смешанный в основном состоит из пород: сосна, береза, осина. Основные площади лесов располагаются по правому склону долины реки Цна. Имеется большое количество защитных полос в форме узких (ширина 10 - 30 м) лент среди пахотных массивов, вдоль железнодорожных и автомобильных дорог. Территория в основном распахана и занята посевами зерновых и технических культур.

Гидрография:

В районе имеются реки Цна, Сурава, Большая Липовица, Сухая Липовица, Челновая. Основная река Цна, преобладающая ширина составляет 10 - 20 м, глубина 1 - 4 м, скорость течения 0,2 м/с, дно песчаное, берега извилистые. На реке Цна имеются гидротехнические вооружения (плотины). На территории района находится водохранилище Челнавское.

Имеется значительное количество мелких озер (наиболее глубокие имеют глубину до 1 - 2 метров) и прудов.

Общие выводы:

По своему географическому положению район относится к территориям наименее опасным в отношении чрезвычайной ситуации природного характера.

Административное деление, население и населенные пункты:

Тамбовский район граничит на севере с Сосновским и Бондарским районами, на востоке с Рассказовским районом, на юге со Знаменским районом, на западе с. Петровским и Никифоровским районами.

На территории района находятся 1 поссовет и 28 сельсоветов.

Район занимает площадь 2631,3 км2 . На территории района находится 124 населенных пункта, в которых проживает на 1.07.2010 года 106,642 тыс. человек.

Основные полезные ископаемые - песок, глина.

Земельный фонд составляет 263,136 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий 187,879 тыс. га из них 142,495 тыс. га пашни. Из района вывозится продукция сельского хозяйства: пшеница, рожь, ячмень, гречиха, молоко.

Пути сообщения и транспорт:

а) железнодорожный транспорт.

По территории района проходят железнодорожные линии Тамбов - Москва; Тамбов - Воронеж; Астрахань - Москва; Саратов - Москва.

Протяженность железнодорожного пути в границах района составляет 65 км. На территории района находятся железнодорожные станции Тамбов, Челнавская, Селезни, Пушкари, Рада, Кузьмино-Гать, грузовая станция Цна. Станция Тамбов -1 категории.

б) Автомобильный транспорт

Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 634 км, из них федерального значения 120 км (Москва - Астрахань, Воронеж - Тамбов, Орел - Тамбов, Тамбов - Пенза), областного значения 220 км (Тамбов - Шацк). Пропускная способность сети автомобильных дорог от 100 - 7500 автомобилей в сутки.

Количество автотранспортных средств, в том числе автобусов 160 единиц.

1.2. Промышленность

 

Промышленность района - это производственный комплекс, включающий в себя предприятия основных отраслей народного хозяйства (машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика). В отраслях промышленности трудятся более 12000 человек. Динамику промышленного производства в районе в значительной степени определяет деятельность обрабатывающих производств.

За 2009 год в районе выпущено продукции и оказано услуг промышленного характера по крупным и средним предприятиям на 2129,8 млн. рублей.

Основная доля общего объема оборота приходится на предприятия с экономическим видом деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 31,3%, обрабатывающие производства - 24,0%, строительство - 20,5%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 16,5%.

Прирост производства продукции по сравнению с 2008 годом отмечен в обрабатывающих производствах на 8,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 32,2%.

В этой отрасли успешно работает - ЗАО "ИЗОРОК", предприятие со 100-процентным иностранным капиталом и входит в пятерку крупнейших производителей минераловатной продукции, а по качеству - в тройку лучших российских фирм. Продукция пользуется большим спросом и поставляется в 35 регионов России. Данные проекты реализуются в основном с использованием иностранных инвестиций. В июле 2010 года по проекту была запущена 3-я технологическая линия по производству высококачественной минеральной ваты и изделий из нее, которая по всем параметрам соответствует лучшим европейским стандартам. Освоен выпуск такой необходимой продукции, как легкие теплоизоляционные плиты, плиты для кровель, а также плиты для утепления фасадов, которые позволяют экономить такие строительные материалы, как кирпич, древесина.

В 2010 году объем производства планируется увеличить за счет привлечения средств кредитных организаций и собственных инвестиционных вложений до 21,0 тыс. тонн, а в 2011 году - до 43,0 тыс. тонн.

Модернизация производства ЦСП и клееной древесины ЗАО "ТАМАК", сырье (древесина, цемент) - привозное (95%) и местное (5%), является крупным современным деревообрабатывающим предприятием России. Продукция (ЦСП, деревянные сборные дома панельные, каркасные, брусовые, клееная древесина различного назначения, профильные детали для строительства и ремонта и др.) востребована как в регионе, так и в России, поставляется в Эстонию и в страны СНГ (Украина, Казахстан, Республика Беларусь), и дальнее зарубежье (Австрия, Германия, Швейцария, Иран). Техническое перевооружение действующего деревообрабатывающего производства, ЗАО "ТАМАК" прошло успешно и уже в 1 кв. 2010 года выручка от продажи продукции составила 112,419 млн. руб. К концу 2010 года планируется увеличить объем производства на сумму до 850,0 млн. руб, а к 2011 г. - 990,0 млн. руб, за счет собственных и заемных средств. К 2011 году планируется также приобретение нового и модернизации имеющегося технологического оборудования по деревообработке и производству ЦСП. Прибыль составит 85,68 млн. руб. в 2010 году, а 2011 году - 88,27 млн. руб. В ЗАО "ТАМАК" возросло производство деревянных деталей в 1,7 раза, цементной-стружечной плиты на 20,0%.

Предприятия спиртовой отрасли области способны произвести более 5 млн. дкл пищевого спирта, 1,5 млн. дкл водки и ЛВИ, переработать 154 тысячи тонн зерна. Ввод в эксплуатацию нового ОАО "Тамбовского спиртового предприятия "Талвис" позволило увеличить переработку зерна на 102 тысячи, и довести производство спирта в области в 2010 году до 9000 тыс. дкл, что составило 12% общего производства спирта по России. Тамбовская область станет крупнейшим производителем спирта в Европе. При запуске новых мощностей только на ОАО "Талвис" объемы переработки рядового фуражного зерна могут вырасти до 250 тысяч тонн в год, что снимет напряжение в его сбыте для сельхозпроизводителей района и области, кроме того, существенно увеличит налоговые поступления.

ОАО "Твес" Тулиновский приборостроительный завод. Объем выпускаемой продукции составил за 2009 год - 112911,0 тыс. рублей, а за первое полугодие 2010 года - 58643,0 тыс. рублей. Количество рабочих мест - 295, планируется увеличить до 340 рабочих мест. Средняя заработная штата в 2009 г составила 8927 рублей, а в 2010 году - 10928 рублей.

В 2009 году был построен цементный завод в с. Донское, обеспечивающий своей продукцией строительные организации области; введено 118 новых рабочих мест. В результате ожидается удешевление стоимости строительства 1 кв. метра площади.

В апреле 2010 года завершено строительство молокоперерабатывающего предприятия ООО Тамбовмолоко" в с. Стрельцы на 20 рабочих мест, которое обеспечивает прием 25,0 тонн молока от сельскохозяйственных предприятий области, а объем выпускаемой продукции составляет около 8,0 тонн в сутки. Продукция завода более дешевая, и не уступает по качеству другим производителям. Прибыль от выпускаемой продукции планируется получить до 2,3 млн. руб. в год.

Сдерживают объем промышленного производства следующие факторы:

- физический износ основных фондов, который в отдельных отраслях составляет более 65%;

- недостаток оборотных средств;

- низкий уровень менеджмента на предприятиях;

- увеличение издержек предприятий из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамикой цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

 

Перечень
наиболее значимых юридических лиц, находящихся на территории Тамбовского района

 

Наименование

Организационно-правовая форма

Численность работающих, чел.

Сфера деятельности

Основная продукция

1. Изорок

ЗАО

408

Пром.

Теплоизоляционные материалы

2. Талвис

ОАО

160

Пром.

Спирт

3. Тамак

ЗАО

1053

Пром.

Стройматериалы

4. Твес

ОАО

295

Пром.

Металлоконструкции

 

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ услуг собственными силами

 

 

 

 

 

 

Прогноз

 

2011 год,

млн. рублей

2012 год,

млн. рублей

2013 год,

млн. рублей

2014 год,

млн. рублей

2015 год,

млн. рублей

Обрабатывающие производства

2084,66

2135,45

2155,92

2250,00

2300,00

Производства и распределение электроэнергии, газа и воды

268,9

279,6

296,1

300,1

305,2

 

Отгружено товаров собственного производства

 

 

2011 год,

млн. рублей

2012 год,

млн. рублей

2013 год,

млн. рублей

2014 год,

млн. рублей

2015 год,

млн. рублей

Обрабатывающие производства, всего

2084,66

2135,45

2155,92

2250,00

2300,00

из низ: производство пищевых продуктов, включая напитки и табака

254,1

268,9

290,0

300,0

310,0

обработка древесины и производство изделий из дерева

247,49

173,57

121,73

120,70

115,12

целлюлозно-бумажное производство;

издательская и полиграфическая деятельность

4,21

6,1

8,84

9,8

10,2

химическое производство

3,9

3,7

3,0

3,0

2,8

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

1211,9

1356,2

1400,5

1500,0

1550,0

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

240,5

192,3

185,0

178,0

175,0

производство машин и оборудования

91,36

89,08

86,85

85,23

84,15

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

31,2

45,6

60,0

65,0

68,0

1.3. Сельское хозяйство

 

Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2010 г. в сельскохозяйственных организациях района составила 74,959 тыс. га. Под зерновыми и зернобобовыми культурами занято 52,328 тыс. га (69,8%), техническими -15,003 тыс. га (20,0%), кормовыми культурами - 7,374 тыс. га (9,8% от общей посевной площади).

Поголовье крупного рогатого скота на 01.01.10 г. составило 8463 головы. Реализация мяса 1368,8 тонны, производства молока - 15459,8 тонны, надои на 1 фуражную корову - 5309 кг Меры государственной поддержки направлены на прирост поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Для лучшего обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными необходимо укреплять существующую племенную базу.

Валовой сбор зерна в сельскохозяйственных организациях района в 2009 г. составил 164,5 тыс. тонн (в весе после доработки), что на 9,8% меньше 2008 г. С гектара убранной площади собрано по 29,4 центнера (меньше 2008 г. на 4,5 центнера). Рост объемов производства продукции животноводства требует увеличения производства кормов, развития растениеводства. Повышение эффективности отрасли растениеводства связано с доступностью приобретения качественных сортов семян, а также внедрение новых сортов, адаптированных к природно-климатическим условиям региона, сельскохозяйственными товаропроизводителями. Развитие растениеводства, повышение валовых сборов и урожайности основных сельскохозяйственных культур имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей района на внутреннем и внешнем рынках. Существуют природно-климатические риски, зависящие от погодно-климатических условий, оказывающих серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. В связи жарким летом 2010 года и гибелью урожая всем сельскохозяйственным производителям были выплачены субсидии из областного бюджета за компенсации потерь, понесенных ими в следствие воздействия неблагоприятных погодных условий (засуха) в размере 970 рублей на 1 га. До конца 2010 года по всем сельскохозяйственным товаропроизводителям района будет проведена инвентаризация по обследованию наличия и потребности в объеме мелиоративных мероприятий, так как оросительные системы имеются только в трех хозяйствах:

а) колхоз - ПЗ им. Ленина - из 5158 га посевной площади орошается всего 60 га;

б) ООО "Тамбововощи" - из 2607 га - 60 га;

в) ОАО "Ягодный" - из 2696 га всего 4 га.

 

Производство продуктов животноводства и численность скота в крупных, средних и малых сельхозорганизациях района

 

 

 

 

 

 

Прогноз

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Реализовано на убой, скота и птицы, тонн

1450,0

1480,0

1560,0

1600,0

1650,0

Произведено молока, тонн

15600,0

16000,0

16500,0,

16800,0

17100,0

Надоено молока на одну корову, кг

5500

5550

5600

5700

5800

Поголовье скота на конец отчетного периода, голов:

 

 

 

 

 

Крупный рогатый скот

8525

8600

8700

8800

9000

в том числе коровы

2900

3000

3100

3150

3200

Свиньи

5800

5900

6000

6100

6200

Лошади

60

60

65

65

65

1.4. Капитальное строительство

 

Объем работ, выполненных по виду окот "омической деятельности "Строительство", составил в 2009 т. по полному кругу предприятий района, включая неформальный сектор экономики 4355,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше 2008 г: на 20,0%. Удельный вес района в общем итоге по области составил 24,5%.

Из общего объема работ 1672,8 млн. рублей или 38,4% выполнено в январе-декабре 2009 г. крупными и средними организациями строительства.

В январе - декабре 2009 г. у крупных и средних организации строительства наблюдался рост объемов работ по виду экономической деятельности "Строительство" по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза (в сопоставимых ценах).

По итогам за январь - ноябрь 2009 г: сальдированный финансовый результат в крупных и средних организациях основного вида экономической деятельности "Строительство" составил 5,6 млн. рублей прибыли против 11,3 млн. рублей в январе - ноябре 2008 года.

Кредиторская задолженность крупных и средних организаций с видом экономической деятельности "Строительство" по состоянию на 1 декабря 2009 г. составила 773,6 млн. рублей, в том числе просроченная отсутствовала.

Кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 67,3 млн. рублей, или на 9,5%, а в 2010 году на 31,0 млн. рублей. Дебиторская задолженность крупных и средних организаций с видом экономической деятельности "Строительство" по состоянию на 1 декабря 2009 г. составила 706,3 млн. рублей. За месяц дебиторская задолженность увеличилась на 9,7%. Просроченной дебиторской задолженности на 1 января 2010 года нет. Но за январь - март 2010 года ситуация изменилась и дебиторская задолженность стала превышать кредиторскую на 31,0 млн. рублей.

Жилищно-гражданское строительство

В 2009 году в районе построено за счет всех источников финансирования 585 квартир общей площадью 60016 кв. метров (включая пристройки), а в первом полугодии 2010 г. построено - 146 квартир общей площадью 21475 кв. метров.

В расчете на 1000 человек населения района введено 577 кв. метров против 513 в среднем по области, это второе место среди районов области. Средний размер построенной в районе квартиры составил 103 кв. метра против 121 в среднем по области. По сравнению с 2008 г. ввод жилья остался на прежнем уровне.

Из объектов коммунального значения в 2009 г. в районе обеспечен ввод в действие газовых сетей протяженностью 52,4 км, водопроводных сетей - 5,1 км, очистных сооружений -1,3 тыс. куб. метров в сутки, канализационных сетей - 2,7 км.

В с. Тулиновка построен и сдан в эксплуатацию крупнейший в Российской Федерации социально-культурный центр на 264 ученических места. В трех школах переоборудовано отопление с электрического на блочные автономные котельные, что позволит значительно сэкономить бюджетные средства при оплате за тепло-, энергоресурсы. Аналогичная работа будет продолжена в 2011 - 2015 годах.

Ввод в действие важнейших производственных мощностей и объектов.

В 2009 г. введены в действие: спиртовой завод в р.п. Новая Ляда; торговые предприятия на 100 м2 торговой .площади, АТС на 100 номеров, водонапорная башня. В январе - июне 2010 г. - теплицы под стеклом на 11,6 тыс. м2. В апреле 2010 года завершено строительство молокоперерабатывающего предприятия ООО "Тамбовмолоко" в с. Стрельцы на 20 рабочих мест. В с. Стрельцы осуществлен ввод в действие складов для хранения сыпучих материалов общей площадью 2015 м2, склады для хранения готовой продукции общей площадью 2023 м2, что дало возможность трудоустроить свыше 100 человек.

1.5. Потребительский рынок товаров

 

Ситуация на потребительском рынке в районе характеризуется ростом числа предприятий розничной сети, дальнейшим развитием малого предпринимательства и неформального сектора. Состояние потребительского рынка остается стабильным и наблюдается рост уровня насыщенности рынка товарами, расширение их ассортимента. В 2009 году оборот розничной торговли составил 4438,7 млн. рублей, что в товарной массе на 15,7% меньше, чем в 2008 г.

 

Оборот розничной торговли (розничный товарооборот)

 

 

2009 г.

тыс. руб.

в % к 2008 г. (в сопоставимых ценах)

Всего

4438713,7

84,3

в том числе:

оборот розничной торговли торгующих организаций

4426830,8

84,9

продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках

11882,9

69,4

1.6. Транспорт и связь

 

Основными направлениями развития транспортной инфраструктуры района является обеспечение оптимальных условий для пассажирского автотранспорта, повышение безопасности транспортного процесса, формирование конкурентоспособных транспортных перевозок.

Население Тамбовского района обслуживается коммерческим транспортом ООО "Региональное ПАТП-2", ООО "Авто-Альянс", ООО "Транс - Сервис", ООО "Авто-Лидер" и индивидуальными предпринимателями.

Работа администрации и коммерческих предприятий, независимо от формы собственности, строится на договорной основе.

В целях социальной поддержки, сохранения гарантий льготным категориям граждан в Тамбовском районе всеми видами транспорта осуществляется перевозка 12 льготных категорий граждан.

Созданная сеть маршрутов связывает особо крупные населенные пункты района (п. Строитель, с. П.-Пригородное, с. Донское, с. Красненькая, с. Стрельцы, с. Пушкари) с многими ключевыми микрорайонами г. Тамбова.

Пассажирооборот в 2009 году составил 208,3 млн. пасс/км.

Обеспеченность населения района квартирными телефонными аппаратами сети общего пользования на тысячу человек составляет 16 единиц.

В последние годы на территории района получили активное развитие услуги сотовой связи. Рынок услуг представлен двумя операторами связи: "Тамбов GSM" и "МТС", а также дилерами операторов сотовой связи "Билайн" и "Мегафон". Наиболее крупным оператором связи остается Тамбовский филиал ОАО "Центртелеком" "Тамбов GSM" с числом абонентов порядка 25 тысяч человек.

1.7. Демография

 

 

Январь - декабрь

человек

на 1000 человек населения

2009 г.

2008 г.

Прирост (+),

снижение (-)

2009 г.

2008 г.

2009 г. в % к 2008 г.

Родившихся

1057

1036

+21

10,1

10,0

101,0

Умерших

1501

1587

-86

14,4

15,3

94,1

в том числе детей в возрасте до 1 года

6

5

-1

5,7

5,1

111,8

Естественная убыль

-444

-551

 

-4,3

-5,3

81,1

Браков

357

373

-16

 

 

 

Разводов

432

415

+17

 

 

 

 

В январе-декабре 2009 г. в районе отмечалось увеличение числа родившихся и снижение числа умерших.

В январе - декабре 2009 г. в районе зарегистрировано 1057 новорожденных, это на 21 младенца, или на 2,0% больше, чем в январе - декабре 2008 г.

В январе - декабре 2009 г. число зарегистрированных умерших снизилось по сравнению с январе - декабре# 2008 г. на 86 человек, или на 5,4%.

В целом по району превышение числа умерших над числом родившихся составило 42,0% (январе - декабре 2008 г. - 53,2%).

В январе - декабре 2009 г. в районе зарегистрирована смерть шести детей в возрасте до 1 года, что на одного ребенка больше, чем в январе - декабре 2008 г. Показатель младенческой смертности (число родившихся в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) составил 5,7.

Естественная убыль населения в январе - декабре 2009 г. составила 444 человека. Коэффициент естественной убыли на 1000 человек населения составил 4,3.

Органами загса в январе - декабре 2009 г. зарегистрировано 357 браков и 432 развода. По сравнению с январем - декабрем 2008 г. количество зарегистрированных браков уменьшилось на 4,3%, разводов увеличилось на 4,1%.

1.8. Рынок труда, занятость и безработица

 

Регулируемый рынок труда в Тамбовском районе тесно связан с социально-экономическими процессами, протекающими на общем региональном рынке труда.

По состоянию на 01.01.2010 года численность безработных по району составила 11,2% от их общего количества в области.

Среди официально зарегистрированных безработных района значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 55,1% безработных; 16,5% безработных граждан - молодые люди в возрасте до 30 лет.

Средняя продолжительность безработицы в районе на 01.01.2010 года составила 5,6 месяца, против 5,3 месяцев на ту же дату 2008 года (по области - 5,6 месяца). Районный центр занятости постоянно ведет работу по оказанию помощи незанятому населению и высвобожденным работникам в получении профессии или изменении квалификации с учетом складывающегося спроса на рынке труда. В 2010 - 2015 гг. необходимо уделить внимание сохранению и созданию новых рабочих мест. Здесь большая роль отводится малому и среднему предпринимательству.

 

1.8.1. Уровень жизни населения

 

Для работающих на предприятиях и в организациях основным источником доходов является заработная плата. В январе - декабре 2009 г. предприятиями и организациями района было направлено средств на оплату труда в сумме 1827,4 млн. рублей.

На протяжении ряда лет в Тамбовском районе наблюдалась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения выраженная в росте доходов и заработной платы в реальном выражении, высоких темпах потребительского спроса.

За I полугодие 2010 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения оценивается на уровне 3987 рублей с ростом к 2009 году на 6,7 процента. К 2015 году планируется рост величины прожиточного минимума до 5181 рубля, на что окажет влияние увеличение нормативов потребительской корзины в результате ее очередного пересмотра.

1.8.2. Занятость и безработица

 

На предприятиях, организациях и учреждениях (без субъектов малого предпринимательства) района в июне 2010 года трудилось 12989 человек, что на 2,8% меньше, чем в июне 2009 г. Кроме того, для работы на предприятиях привлекались на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 443 человека. Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнивших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в июне 2010 года 13432 человека, что на 2,9% меньше, чем в июне 2009 г.

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в центре занятости населения района на конец июня 2010 г. состояло 924 человек, из них 886 чел. имели официальный статус безработного, против 1838 человек на конец июня 2009 г.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец июня 2010 г. по сравнению с концом мая 2010 г. снизилась на 35 человек (3,8%), с концом июня 2009 г. - на 952 человека (51,8%).

Пособие по безработице получают 785 человек или 88,6% от числа безработных (по области - 86,6%). На конец июня 2010 г. численность безработных по району составила 9,1% от их общего количества в области.

Районный центр занятости постоянно ведет работу по оказанию помощи незанятому населению и высвобожденным работникам в получении профессии или изменении квалификации с учетом складывающегося спроса на рынке труда.

1.9. Финансы и кредит

 

За январь - июнь 2010 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций района (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +39,9 млн. рублей (21 организация получила прибыль в размере 90,3 млн. рублей, 14 имели убыток на сумму 50,4 млн. рублей). В январе - июне 2010 г. доля прибыльных организаций снизилась на 11,4 процентного пункта по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. и составила 60,0%. доля убыточных организаций возросла на 11,4 процентного пункта по сравнению с январем - июнем 2009 г. и составила 40,0%.

Наибольший рост доли убыточных организаций произошел в организациях с видом экономической деятельности: "здравоохранение" и предоставление социальных услуг" и "обрабатывающие производства" на 25,0 и на 16,7 соответственно.

 

Прибыль и убыток организаций по видам экономической деятельности

 

 

Доля прибыльных организаций в общем объеме организаций

Сумма прибыли, тыс. руб.

Доля убыточных организаций в общем объеме организаций, %

Сумма убытка, тыс. руб.

Всего:

60,0

90329

40,0

50371

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

60,0

47425

40,0

21163

обрабатывающие производства

33,3

6067

66,7

20969

из них:

обработка древесины и производство изделий из дерева

-

-

100,0

1809

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

66,7

6067

33,3

16873

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

-

-

100,0

2123

производство машин и оборудования

-

-

100,0

164

производство и распределения электроэнергии, газа, воды

100,0

18

-

-

строительство

75,0

5585

25,0

1335

оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

100,0

21820

-

-

в том числе:

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

100,0

21820

-

-

Транспорт и связь

50,0

9

50,0

3366

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

50,0

9211

50,0

2583

здравоохранение и предоставление социальных услуг

50,0

194

50,0

955

1.10. Инвестиции

 

В январе - декабре 2009 г: на развитие экономики и социальной сферы района использовано за счет всех источников финансирования 5418,0 млн. рублей инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности), что составляет 24,8% от всех инвестиций области.

По сравнению с 2008 г. освоено инвестиций в основной капитал больше на 96,5% (в сопоставимых ценах). Предполагается увеличить инвестиции в основной капитал до 10549,0 млн. рублей в 2010 году, за счет всех источников финансирования. В 2011 г. - 13000,0 млн. рублей, в 2012 году - 18000,0 млн. рублей.

Планируемые инвестиционные проекты с привлечением кредитных ресурсов:

- строительство кирпичного завода ООО "Стройгарант" с. Стрельцы (производительность - 60 млн. шт., кирпича в год), стоимость проекта 1150,0 млн. рублей;

- техническое перевооружение действующего деревообрабатывающего производства ЗАО "Тамак", стоимость проекта 317,0 млн. рублей;

- строительство в с. Пушкари элеваторного комплекса на 100,0 тыс. тонн объемом единовременного хранения и комбикормового завода на 22,8 тыс. тонн в год. Стоимость проекта 1180,0 млн. рублей, инициатор проекта ООО "АМС- Агро -Тамбов";

- выделен земельный участок 100,0 тыс. м2 в с. Стрельцы, под строительство складов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Стоимость проекта 1200,0 тыс. рублей. Инвестор проекта ООО "С - Фрут" г. Москва.

Иностранные инвестиции

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Тамбовского района (без учета органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора) на 1 января 2010 г. составил 17,3 млн. долларов США, что на 3,2% больше объема инвестиций, накопленных на 1 января 2009 г. В общем объеме накопленных иностранных инвестиций в Тамбовской области инвестиции района составили 16,5%, против 16,0% за 2008 г.

Поступления иностранных инвестиций в 2009 г. в экономику района составили 2,5 млн. долларов, и сократились в 4,5 раза по сравнению с 2008 г.

1.11. Социальная сфера

 

1.11.1 Образование

 

Одним из приоритетов демографической политики в районе является обеспечение доступности дошкольного образования, основные задачи которого состоят в обеспечении высокой готовности детей к школьному обучению, ранней социализации.

За последние три года имеет место сокращение сети детских садов, из-за снижения числа детей дошкольного возраста в сельских населенных пунктах, в которых были расположены данные учреждения.

В районе функционируют 12 средних общеобразовательных учреждений и 30 филиалов общеобразовательных учреждений.

Все учреждения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации.

В системе образования района работают 1080 педагогов, профессиональный уровень которых высок. Качественный состав педагогов определяет результативность работы образовательных учреждений.

 

 

Ед. изм

2011 г.

2012 г.

2013 г.

214 г.

2015 г.

Количество средних общеобразовательных учреждений - юридических лиц

 

12

12

12

12

12

Количество филиалов общеобразовательных учреждений

 

33

30

30

30

30

Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Уч.

7900

8150

8250

8400

8700

Количество выпускников 11 классов

Уч.

428

435

440

450

460

Количество выпускников 9 классов

Уч.

780

760

760

770

780

Количество выпускников 9 классов, сдававших государственную итоговую аттестацию в новой форме

Уч.

770

755

760

770

780

Количество выпускников 9 классов, сдававших государственную итоговую аттестацию в традиционной форме (дети с ослабленным здоровьем)

Уч.

10

5

4

4

3

Количество учеников, получивших золотую медаль

Уч.

7

1,6%

10

2,3%

12

2,7%

15

3,3%

25

5,4%

Количество учеников, получивших серебряную медаль

Уч.

15

3,5%

17

3,9%

20

4,5%

25

5,5%

30

6,5%

 

Количество педагогов в общеобразовательных учреждениях района

Чел.

1080

1080

1080

1100

1150

Средняя заработная плата работников образовательных учреждений после введения новой системы оплаты труда 1.09.2009 года, руб.

Руб.

11090

11090

13090

14090

16000

Количество учреждений дополнительного образования детей

Ед.

3

3

3

3

3

Количество детей в учреждениях дополнительного образования

Чел.

1789

1850

1989

2100

2200

Муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения

Ед.

13

13

13

13

13

Количество групп в них

 

78

78

78

78

78

Дошкольные группы на базе общеобразовательной школы с. Горелое

 

4

5

5

5

5

Количество групп предшкольной подготовки детей на базе школ, ЦРТДЮ, детского сада

 

21

23

23

23

23

Охват всеми формами дошкольного образования

 

57,0%

60,0%

62,0%

65,0%

67,0%

Очередность в детских садах, детей

 

200

100

80

60

40

Количество первоклассников

 

780

805

820

850

900

Количество детей в 10 классе

 

445

448

450

460

470

Всего в школах района детей-инвалидов

 

73

71

70

65

60

Количество детей-инвалидов, индивидуально обучающихся на дому

 

31

29

25

20

15

1.11.2. Здравоохранение

 

Населению района оказывают медицинские услуги МУЗ "Центральная районная больница Тамбовского района", 5 участковых отделений (Горельское, Комсомольское, Тулиновское, Столовское, Б. Двойневское), 8 приписных врачебных участков (Авдеевский, Татановский, Н. Лядинский, Новосельцевский, Черняновский, Красносвободненский, Б. Липовицкий, Селезневский), 41 ФАП. Одной из проблем остается дефицит врачей, по состоянию на 01.01.2010 г. укомплектованность учреждений здравоохранения района врачебными кадрами составляет 35,0%.

 

N

п/п

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1.

Детская смертность

5,4

5,3

5,2

5,1

4,9

2.

Материнская смертность

-

-

-

-

-

3.

Федеральные выплаты работникам ФАП и скорой помощи

3983200

3993200

4003200

4083200

49883200

4.

Выплаты врачам узких специальностей за участие в диспансеризации населения

1050000

1060000

1070000

1080000

1090000

5.

Доплаты участковым врачам и медсестрам

8056000

8057000

8058000

8059000

8060000

6.

Родовые сертификаты

2480000

2580000

2680000

2780000

2880000

 

Выполнение объемов мед. помощи по Программе гос. гарантий за 2009 года:

 

 

 

 

 

7.

Амбулаторно-поликлинические посещения

100%

(461460)

100%

(466460)

100%

(469460)

100%

(471460)

100%

(473460)

8.

Стационарная помощь

100%

(90480)

100%

(67237)

100%

(65237)

100%

(63237)

100%

(61237)

9.

Число выездов скорой мед. помощи

16500

15500

14500

13500

12500

10.

Лечение за пределами Тамбовской области

125, из них дети - 35

130, из них дети - 36

132, из них дети - 40

134, из них дети - 40

135, из них дети - 40

11.

Иммунизация населения в рамках нац. календаря прививок

Против полиомиелита 100% от плана, против гепатита "В" 100% от плана

Против полиомиелита 100% от плана, против гепатита "В" 100% от плана

Против полиомиелита 100% от плана, против гепатита "В" 100% от плана

Против полиомиелита 100% от плана, против гепатита "В" 100% от плана

Против полиомиелита 100% от плана, против гепатита "В" 100% от плана

12.

Выявление ВИЧ-инфицированных в районе

Обследовать - 4500

Обследовать - 4500

Обследовать - 4500

Обследовать - 4500

Обследовать - 4500

1.11.3. Культура

 

Услуги учреждений культуры остаются достаточно востребованными населением района. За последние годы наблюдается тенденция к стабильности в деятельности учреждений культуры, укреплению и развитию их материально-технической базы. Реструктуризация сети учреждений социальной сферы села (создание социально-культурных центров) позволит оптимизировать деятельность учреждений культуры в плане размещения. На сегодняшний день в районе функционируют 41 клубное учреждение. Социальный статус учреждений культуры сохранится, что обеспечит доступ каждого жителя к услугам клубного и библиотечного учреждения.

 

N

п/п

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1.

Количество клубных учреждений

41

41

41

41

41

2.

Количество формирований в клубных учреждениях

394

398

400

402

410

3.

Количество работающих в клубных учреждениях

198

200

210

215

220

4.

Количество кружков самодеятельного народного творчества

227

230

235

240

245

5.

Количество коллективов со званием "Народный"

8

9

9

10

10

6.

Количество библиотек

39

39

39

39

39

7.

Количество читателей, посещающих библиотеки района

19300

19500

19600

19700

19800

8.

Количество массовых мероприятий

8150

8250

8300

8350

8400

 

В 2011 - 2015 годах культурная политика района будет направлена на достижение качественно нового состояния культуры и искусства в районе, обеспечивающего реальные возможности для духовного развития личности и приоритетов культурной преемственности, а также сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.

2. Анализ системы управления района

 

Правовая поддержка работы органов местного самоуправления района в настоящее время находится на приемлемом уровне. Этому в немалой степени способствовала компьютеризация и свободный доступ к областным информационно-правовым системам.

Проведена серьезная работа по описанию и согласованию границ Тамбовского района. Завершена кадастровая оценка земель, которая послужит налогооблагаемой базой для взимания налога на землю. Проведена инвентаризация муниципального имущества, выявлены объекты внешнего благоустройства и объекты уличного освещения, неучтенные в реестре муниципальной собственности.

3. Схема органов местного самоуправления Тамбовского района

 

            /-----------------------------------------------\
            |  Органы местного самоуправления Тамбовского   |
            |                    района                     |
            \-----------------------------------------------/
                 |                  |                  |
                                                     
/-----------------------\ /--------------------\ /----------------------\
|Представительный орган | |Глава муниципального| |Местная администрация |
|    муниципального     | |образования - глава | |   (исполнительно-    |
|образования (Тамбовский| |       района       | |   распорядительный   |
|районный Совет народных| |                    | | орган муниципального |
|      депутатов)       | |                    | |     образования)     |
\-----------------------/ \--------------------/ \----------------------/
                 |                  |                  |
                                                     
/-----------------------\ /--------------------\ /----------------------\
|     Избирается на     | |   Избирается на    | |  Возглавляет глава   |
| муниципальных выборах | |   муниципальных    | |    муниципального    |
|                       | |      выборах       | | образования - глава  |
|                       | |                    | |        района        |
\-----------------------/ \--------------------/ \----------------------/

4. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения района

 

Проведенный анализ социально-экономического развития района позволил выявить и систематизировать основные проблемы оптимального развития. Для коренного изменения социально-экономической ситуации требуется достаточно длительный период времени при тесном взаимодействии органов власти, хозяйствующих субъектов. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты (решения районного Совета народных депутатов, постановления и распоряжения администрации района, разработанные программы и инвестиционные проекты) направлены на решение этих проблем и обеспечение достойной жизни граждан нашего района.

Основой экономического и социального развития любого муниципалитета является его финансовая независимость и самодостаточность. Только развитое производство с высокими объемами выпуска конкурентоспособной продукции способно обеспечить должное поступление налогов в бюджет.

Наряду с положительными факторами для района характерны и существенные проблемы. Сельское хозяйство развивалось в последние годы в условиях незащищенности продовольственного рынка страны. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось за гранью выживаемости. В последнее время обострилась проблема сбыта продукции. Это говорит о том, что район прошел период товарного дефицита. Система лимитированного распределения продуктов ушла в прошлое. На повестке дня стали совсем другие проблемы - реализация продукции, платежеспособный спрос населения. Принимаются меры по развитию малой переработки, созданию условий для организованного сбыта в районе и за его пределами.

Доходы многих жителей района непосредственно связаны с личными подсобными хозяйствами. Сегодня в них производится почти половина всей сельхозпродукции района. Сейчас, по оценкам, доля товарной продукции в подворьях составляет 35 - 45%, но их возможности гораздо больше, в целях большего использования их потенциала для семейных бюджетов намечены дополнительные меры по расширению зоотехнического и ветеринарного обслуживания в личных подворьях, совершенствованию племенной работы.

Рост, хоть и не большой, в промышленном производстве обеспечен не за счет загрузки свободных мощностей, как было ранее, а за счет интенсивного фактора: реконструкции, технического перевооружения и ввода в строй нового производства.

Ввод в районе высокотехнологичных мощностей по производству новых конкурентоспособных товаров (услуг) позволит обеспечить на долгосрочную перспективу возрастающие потребности муниципального района.

Увеличение производства строительных материалов и объемов жилищного строительства будут способствовать формированию рынка доступного жилья, росту обеспеченности населения комфортными условиями проживания, решению демографических проблем и тем самым повышению уровня и качества жизни населения.

Миссия муниципального образования - Тамбовский район - развивающийся центр промышленного и сельскохозяйственного производства.

Основными стратегическими целями развития территории являются:

- создать обстановку, чтобы спрос был связан с предложением во всех сферах деятельности

- увеличить возможности администрации для решения новых задач

- существенное развитие уровня промышленности и с/х производства с целью повышения социального уровня жизни населения

- осознание и восприятие всеми членами сообщества выбранной миссии

5. Потенциал и направления развития района

 

Генеральная стратегическая цель развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы и дальнейшую перспективу состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения.

Сохранение и развитие сформировавшегося в течение многих лет производственного потенциала можно определить основным приоритетом развития реального сектора экономики района.

Только финансовая устойчивость производства может обеспечить решение основных задач, а именно:

- обеспечение роста реальных поступлений в бюджет;

- обеспечение занятости населения;

- улучшение общей социальной обстановки, направленной на повышение качества жизни населения.

Поставленные задачи могут быть решены путем проведения эффективной системы мониторинга проблемных отраслей производства и оздоровления финансово неустойчивых предприятий. Модернизация и реформирование неконкурентоспособных производств приведут их организационную и производственную структуры в соответствие с объемами продукции, на которую имеется платежеспособный спрос. При этом удастся оптимизировать соотношение между доходами предприятий и их затратами, обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции и инвестиционную привлекательность предприятий.

 

Матрица SWOT-анализа

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (S)

Экологически чистый район

Плодородная черноземная почва

Отличные природные возможности для отдыха: сосновые леса, чистый воздух, наличие экологически чистых водоемов

Устаревшие технологии в большинстве производств

Неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке

Динамику развития промышленности района определяют четыре отрасли: машиностроение и металлообработка, пищевая, стройматериалов

Большое количество неиспользуемых промышленных площадей, земельных ресурсов

Низкий уровень социальной конфликтности населения

Развитая образовательная база

Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений

Формирующийся инновационный сектор экономики

Устранено избыточное административное давление на бизнес

Желание жителей района и администрации осуществить преобразования, обеспечивающие рост благосостояния населения

Недостаточный уровень развития малого бизнеса

Большое число жителей остро нуждающихся в улучшении жилищных условий

Большая доля ветхого и аварийного жилья

Неразвитая система жилищного кредитования

Иммиграция наиболее активной и талантливой молодежи в областной центр

Неблагоприятная демографическая ситуация

Высокий уровень скрытой безработицы

Высокая степень износа инженерных коммуникаций в районе

Плохое состояние дорожных покрытий

Неразвитая инфраструктура досуга и сервиса

Недостаточная обеспеченность учреждений здравоохранения и образования современным оборудованием

Отсутствие высококлассных гостиниц и другой современной инфраструктуры

Низкая платежеспособность населения

Слабый менеджмент предприятий района

Недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест

Неразвитая сфера инфраструктуры бизнеса

Возможности (O)

Угрозы (T)

Участие в национальных проектах в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и агропромышленном комплексе

Активизация инновационной деятельности (федеральный закон о создании особых экономических зон)

Эффективное использование географического положения района в Центрально-Европейской части РФ для привлечения инвесторов

Развитие, преобладающих в отраслевой структуре района, четырех видов промышленности: машиностроение и металлообработка, пищевая, стройматериалов, лесная

Расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для производственно-технических нужд (особенно инвестиционного назначения)

Наличие платежеспособных рынков сбыта для местных производителей

Политика, направленная на поддержку малого предпринимательства

Наличие иностранных инвестиций

Развитие сотрудничества с другими районами

Развитие инновационных производств, что приведет к увеличению спроса на высококвалифицированные кадры и обеспечит работой молодое поколение

Создание и развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья, особенно социального

Развитие туристического и культурно-досугового бизнеса

Расширение конкуренции в коммунальной сфере

Осуществление районных целевых программ по реформированию ЖКХ

Эффективное использование территориальных ресурсов в муниципальной собственности (земли, недвижимости)

Освоение для специализированной оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов в районе

Увеличение количества автомобильных дорог района

Формирование на территории района эффективной экологической инфраструктуры

Необеспеченность районных целевых программ

Увеличение числа безработных

Низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности

Конкуренция, способная привести к повышению стоимости жизни

Ухудшение финансового положения районных предприятий

Снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата

Увеличение количества аварий на изношенных коммунальных сетях

Рост стоимости жилья

Значительная доля жителей с низкими доходами

Ухудшение демографической ситуации

Криминализация общества

Изменение налоговых взаимоотношений не всегда в интересах района

Опасность техногенных катастроф в связи с износом оборудования и инженерной инфраструктуры

SO

ST

1. Интенсивное развитие в районе сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

2. развитие в районе строительной индустрии

3. Дальнейшее развитие отраслей промышленности

4. Интенсивное развитие в районе оптовой и розничной торговли

5. дальнейшее развития образования и образовательных технологий

6. Совершенствование системы управления развитием имущественного комплекса района

7. оптимизация бюджетного планирования района

8. Улучшение существующих и создание новых механизмов муниципального регулирования экономики

9. Формирование и реализация инновационных стратегий развития района на основе научного потенциала, промышленных предприятий, образовательного комплекса и предпринимательства

10. Развитие туристического, санаторно-оздоровительного и культурно-досугового бизнеса

11. дальнейшее развития малого бизнеса в Тамбовском районе

12. Создание и развитие механизмов ипотечного кредитования

13. Создание и развитие механизмов предоставления социального жилья

14. Повышение качества медицинских услуг населению

15. Формирование и развитие единого информационного пространства района

16. Дальнейшее развития социальной поддержки населения

1. Разработка и реализация мер по сокращению числа безработных

2. Создание благоприятных условий для увеличения рождаемости, улучшения и доступности медицинского обслуживания населения

3. Всемерная поддержка развития в районе малого предпринимательства

4. Разработка и реализация мер по привлечению на конкурентоспособные предприятия района современных инновационных технологий

5. Принятие кардинальных мер по комплексной реконструкции населенных пунктов района, развитию инженерно-коммуникационного, и дорожно-транспортного комплекса района

WO

WT

1. Разработка программы повышения конкурентоспособности отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынках

2. Разработка программы производства более дешевой и качественной продукции, чем у конкурентов

3. Разработка программы по улучшению демографической ситуации и укреплению здоровья жителей района

4. Разработка программы улучшения условия труда

5. Разработка программы по обновлению жилищного фонда

6. Разработка программ ипотечного кредитования строительства жилья, в том числе для социально незащищенных слоев населения

7. Разработка программ реформирования ЖКХ

8. Разработка программы по внедрению современных ресурсосберегающих технологий

9. Разработка программы развития инженерно-технической и дорожно-транспортной сети района

1. Разработка эффективных муниципальных программ

2. Разработка программ бюджетной, налоговой и кредитной политики

3. Разработка программы промышленного развития района

4. Разработка перспективной экологической программы

 

Миссия

Тамбовский район - развивающийся центр промышленного и сельскохозяйственного производства

Генеральная цель

Повышение качества уровня жизни населения, создание условий для развития всех отраслей деятельности

 

Дерево целей

 

              /----------------------------------------------------------------\
              |                             Миссия                             |
              |    Район - с наибольшим скоплением всех отраслей экономики     |
              \----------------------------------------------------------------/
                         |                                        |
                                                                 
/---------------------------------\ /-------------------------------------------------------\
|     Стратегическая цель -       | |       Стратегическая цель - Экономическая цель        |
|        Социальная цель          | |      Сформировать воспроизводственный потенциал,      |
|   Создание условий для роста    | |          обеспечивающий устойчивое развитие           |
|  благосостояния и социального   | |             конкурентоспособности района              |
|       развития населения        | |                                                       |
\---------------------------------/ \-------------------------------------------------------/
      |                  |                    |                   |                 |
                                                                                
/------------\ /------------------\ /-------------------\ /----------------\ /--------------\
|1 подцель - | |2 подцель -       | |3 подцель -        | |4 подцель -     | |5 подцель -   |
|развитие    | |обеспечение       | |экономическое      | |развитие        | |развитие      |
|человеческих| |социального       | |развитие и         | |сельскохозяйст- | |промышленности|
|ресурсов    | |благополучия      | |повышение          | |венного сектора | |              |
|            | |                  | |конкурентоспособ-  | |                | |              |
|            | |                  | |ности района       | |                | |              |
\------------/ \------------------/ \-------------------/ \----------------/ \--------------/

 

/------------\ /------------------\ /-------------------\ /----------------\ /--------------\
|Мера -      | |Мера -            | |Мера -             | |Мера -          | |Мера -        |
|развития    | |Развитие          | |Развитие экономики | |Создание        | |Увеличение    |
|рынка труда | |инфраструктуры    | |инновационного     | |производства,   | |количества    |
|Проекты.    | |(жилье, ЖКХ,      | |типа и сектора     | |ориентируемого  | |конкурентоспо-|
|Привлечение | |транспорт и т.п.) | |малого             | |на глубокую     | |собной        |
|иностранной | |Проекты.          | |предпринимательства| |переработку     | |продукции.    |
|рабочей     | |Увеличение        | |Проекты. Наиболее  | |сельскохозяйст- | |Проект.       |
|силы,       | |количества жилья  | |активное           | |венного сырья.  | |Вложение      |
|повышение   | |за счет всех      | |использование      | |Проекты. Снизить| |иностранных   |
|уровня      | |источников        | |инновационных идеи.| |стоимость       | |инвестиций,   |
|образования | |финансирования,   | |Сокращение барьера | |переработки     | |использование |
|            | |перестройка ЖКХ   | |сбора документации | |сельхозпродукции| |инновационных |
|            | |путем передачи в  | |предприятиями для  | |путем развития  | |технологий    |
|            | |частную           | |развития малого    | |новейших        | |              |
|            | |собственность,    | |бизнеса, принцип   | |технологий,     | |              |
|            | |развитие          | |"Одно окно"        | |закупки нового  | |              |
|            | |транспортной сети,| |                   | |оборудования    | |              |
|            | |ремонт дорог      | |                   | |                | |              |
\------------/ \------------------/ \-------------------/ \----------------/ \--------------/

6. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

 

Основная цель Программы: создание условий для формирования эффективной экономики района, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения района.

Основные задачи Программы:

- формирование потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие экономики, благоприятного инвестиционного климата;

- создание условий для активного развития малого предпринимательства, обеспечение муниципальной поддержки приоритетных направлений деятельности малых предприятий;

- повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

- реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса района;

- создание условий для развития общественной инфраструктуры;

- обеспечение эффективной и рациональной занятости населения;

- совершенствование политики социальной защиты населения, улучшение материального положения и условий жизни населения района;

- совершенствование системы медицинского обслуживания населения;

- повышение качества образования, внедрение новейших образовательных и культурно-просветительных программ;

- активизация молодежной политики;

- формирование, создание и развитие условий для участия людей в социальных, культурных, образовательных инициативах, в системе местного самоуправления;

- развитие и улучшение состава и благоустройства жилищного фонда, повышение уровня обеспеченности населения жильем;

- сохранение и улучшение окружающей среды, водных ресурсов.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа осуществляется в 2011 - 2015 гг. и реализуется в два этапа: 2011 - 2012 годы и 2013 - 2015 годы.

Первый этап: проведение мероприятий по формированию организационно-правовых актов, выполнение мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в социальной и экономической сфере, созданию инфраструктуры, обеспечивающей выполнение мероприятий Программы; разработка и начало реализации отдельных мероприятий Программы.

Второй этап: продолжение реализации мероприятий Программы, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные сдвиги в развитии социальной сферы и экономики, ежегодный анализ и оценка результатов, корректировка планов действий по реализации Программы; разработка и утверждение программы социально-экономического развития района в последующий период.

7. Механизм реализации программы

 

Основным принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм

собственности, субъектов управления различного уровня, участвующих в разработке, реализации и проведении мониторинга результатов Программы.

В рамках данной Программы реализуется комплекс мер, направленных на повышение эффективности действия системы органов местного самоуправления.

Деятельность администрации района направлена на организацию работ по внедрению переходных положений административной реформы и приведения в соответствие требованиям федерального закона нормативно-правовой базы.

Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу достаточных финансовых ресурсов. В рамках Программы предусматривается создание дополнительных условий и развитие инфраструктуры района, содействующие повышению инвестиционной привлекательности района.

Основным механизмом реализации Программы является совокупность нормативных правовых актов федерального, областного и местного уровня, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие. Нормативно-правовая база Программы призвана обеспечить рост деловой активности и инвестиционной привлекательности, а также регулировать взаимоотношения органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в процессе реализации мероприятий Программы.

8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

 

Формы и методы управления, а также общее руководство и контроль за ходом реализации Программы социально-экономического развития определяются и осуществляются администрацией района.

Администрация района осуществляет координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, разработку ежегодного плана действий по реализации Программы социально-экономического развития.

Администрация района также осуществляет подготовку отчетов о ходе реализации Программы, внесение предложений по корректировке показателей разработанной Программы в районный Совет народных депутатов и администрацию Тамбовской области по вопросу софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов.

Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, областного и местного бюджетов.

9. Ресурсное обеспечение программы

 

Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы составит 1376818,74 тыс. рублей, за счет районного бюджета - 246255,0 тыс. рублей.

Объем финансирования Программы за счет средств районного бюджета носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании районного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей районного бюджета. Для финансирования Программы могут привлекаться внебюджетные средства.

 

N

п/п

Наименование программы

Объем финансирования (тыс. руб.)

2011

2012

2013

2014

2015

1.

"Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Тамбовского района"

5183,16

2424,0

2259,0

 

 

2.

"Комплексная программа профилактики правонарушений"

119,0

157,0

 

 

 

3.

"Повышение безопасности дорожного движения"

20393,0

3557,5

2205,0

 

 

4.

"Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, а также их незаконному обороту"

230,0

409,0

411,0

 

 

5.

"Культура Тамбовского района"

200,0

264,0

 

 

 

6.

"Комплексная безопасность образовательного учреждения"

405,0

415,0

 

 

 

7.

"Дети Притамбовья"

1750,4

1728,4

 

 

 

8.

"О мерах по противодействию терроризму и экстремизму"

40,0

40,0

 

 

 

9.

"Развитие физической культуры и спорта"

200,0

200,0

200,0

200,0

200,0

10.

"Развитие малого и среднего предпринимательства"

5,0

10,0

15,0

 

 

11.

Содержание и ремонт муниципальных образовательных учреждений"

32174,7

 

 

 

 

12.

"Молодежь"

21,5

 

 

 

 

13.

"Развитие газификации"

2704,0

1900,0

1000,0

 

 

14.

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

7905,3

28560,0

27600,0

24000,0

 

15.

"Комплексное развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"

7000,0

11285,0

11285,0

11285,0

11285,0

16.

Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями"

213,84

 

 

 

 

17.

"Обеспечение жильем молодых семей"

340

 

 

 

 

18.

"Развитие системы дошкольного образования"

17106,8

7111,0

 

 

 

19.

"Патриотическое воспитание граждан"

53,0

51,0

51,0

51,0

51,0

 

Всего:

96044,7

58112,0

45026,1

35536,1

11536,1

10. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы

 

Реализация Программы позволит достигнуть стабильных темпов экономического роста, развития реального сектора экономики, обеспечить финансовую стабильность, рост уровня жизни населения, увеличить количество объектов инженерной инфраструктуры.

Будет повышена социальная направленность района, предусматривающая преимущественное финансирование отраслей социальной сферы. Намечено смягчить наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, образования и обеспечения социальных стандартов жизни.

В результате реализации программы к 2015 году будет достигнут положительный текущий эффект за счет увеличения поступлений налогов во все уровни бюджетов. Реализация разработанных Программой мероприятий будет способствовать:

1) В сфере образования

- созданию необходимых условий для обеспечения государственных гарантий доступности качественного общего образования для обучающихся в сельских школах;

- созданию условий для устойчивого развития системы образования в районе;

- выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования;

- обеспечению доступа сельским школьникам к качественному образованию;

- стимулированию деятельности педагогов образовательных учреждений района, повышение престижа учительской профессии;

- оптимизации экономической обеспеченности образовательного процесса.

2) В сфере здравоохранения:

- укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- обеспечению квалифицированными медицинскими кадрами;

- внедрению современных методов лечения и диагностики;

- повышения качества медицинской помощи;

- созданию условий для охраны и защиты здоровья населения Тамбовского района.

3) В сфере сельского хозяйства и газификации:

- развитию сельского хозяйства, внедрению интенсивных технологий по производству сельскохозяйственной продукции, развитию молочного животноводства и свиноводства, пополнению основного стада сельскохозяйственных предприятий.

- росту объемов производства с/х продукции и возможности выхода на новые рынки сбыта, увеличению рабочих мест на селе, увеличению поступлений налогов во все уровни бюджетов;

- улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;

- повышению жизненного уровня сельского населения;

- модернизация инфраструктуры поселений района.

4) В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

- снижению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50%;

- повышению качества и надежности коммунальных услуг;

- улучшению экологического состояния окружающей природной среды района, снижения влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения района;

- созданию устойчивой основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управления объектами коммунальной инфраструктуры;

- привлечению в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков, кредитных организаций, собственных средств граждан;

- решению задач социально-экономического значения в социальной и производственной экономики района.

5) В сфере промышленного производства:

- приобретению нового и модернизации имеющегося оборудования;

- созданию новых рабочих мест;

- расширению ассортимента выпускаемой продукции, повышению ее качества, росту конкурентоспособности и расширению рынка сбыта продукции.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 25 ноября 2010 г. N 313 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Тамбовского района на 2011 - 2015 годы"


Текст решения опубликован в газете "Притамбовье" от 8 декабря 2010 г. N 92 (7775)