Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 19 января 2011 г. N 13/02
Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2010 года
Решение в полном объёме изготовлено 19 января 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель;
члены:
Бояршинова И.А. - заместитель руководителя управления;
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Четверткова Т.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарева И.А. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
рассмотрев дело от 13.12.2011 N 13/02 по признакам нарушения администрацией города Мичуринска Тамбовской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России проверило постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии" на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
В ходе проверки выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в утвержденном администрацией города Мичуринска Порядке установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии. Данный Порядок в части установления незаконных требований по выдаче технических условий и пломбирования внутриквартирных приборов учета, а также ежеквартального контроля правильности снятия их показаний (пункты 4.4, 4.8, 6.1.2) создаёт необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в указанной сфере отношений.
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении администрации города Мичуринска Тамбовской области (393764, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 291) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии акта (постановление администрации города Мичуринска от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии"), который в части пунктов 4.4, 4.8, 6.1.2 Порядка создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (потребителями и индивидуальными потребителями), в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, при установке и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии в городе Мичуринске.
На рассмотрение дела представители администрации города Мичуринска не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела администрация города Мичуринска уведомлена надлежащим образом (уведомление от 13.12.2010 N 58-2-09/4994 вручено 16.12.2010). Ходатайство о рассмотрении дела N 13/02 в их отсутствие или о его отложении администрация г. Мичуринска не заявляла.
Администрация города Мичуринска Тамбовской области представила письменные объяснения по настоящему делу (исх. от 28.12.2010 N 6132/010118, вх. от 28.12.2010 N 11549ф), в которых сообщила, что в настоящее время, указанное постановление, в том числе по пунктам: 4.4 "установка приборов учета холодной, горячей воды в квартирах производится специализированной организацией за счет средств индивидуальных потребителей. Установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды производится в соответствии с техническими условиями, выданными потребителем", 4.8 "на квартирные приборы учета холодной и горячей воды устанавливается пломба потребителя", 6.1.2 "периодически (но не реже одного раза в течение квартала) осуществлять контроль правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учета воды, в случае необходимости производить корректировку начисления оплаты за холодное и горячее водоснабжение, канализацию" применяется в порядке и части, не противоречащей действующему законодательству.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
На территории города Мичуринска действует постановление администрации города Мичуринска Тамбовской области от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии".
Пунктом 1 указанного постановления утверждён Порядок установки и эксплуатации счетчиков (приборов учета) холодной, горячей воды и тепловой энергии (Приложение к постановлению). Пунктом 2 постановления определено опубликовать постановление с приложением в средствах массовой информации. Согласно пункту 4 постановления контроль за его исполнением возложен на первого заместителя главы администрации города <...>.
Порядок установки и эксплуатации счетчиков (приборов учёта) холодной, горячей воды и тепловой энергии (далее - Порядок), утверждённый постановлением администрации города Мичуринска от 10.08.2005 N 1875, "вводится с целью организации и упорядочения оплаты потреблённой холодной и горячей воды, тепловой энергии, исходя из показаний приборов учёта, установленных в жилищном фонде города", как установлено пунктом 1.1 указанного Порядка.
Однако, утверждённый администрацией города Мичуринска Порядок и введённые им отдельные положения противоречат антимонопольному законодательству, поскольку создано необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В пункте 3.1 названного Порядка указано, что он распространяется на отношения потребителей и индивидуальных потребителей в жилищном фонде города Мичуринска по оплате коммунальных услуг в следующих случаях:
3.1.1. Установки общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии (на вводах в здание трубопроводов систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения) с установкой приборов учета холодной и горячей воды во всех жилых и нежилых помещениях жилого дома.
3.1.2. Установки общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии с установкой приборов учета в части жилых и нежилых помещениях жилого дома.
3.1.3. Установки общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой энергии при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды в жилых и нежилых помещениях жилого дома.
В пункте 2.1.2 Порядка дано определение потребителя: "Потребитель - предприятие, учреждение, организация независимо от организационно-правовой формы, объединение собственников жилых помещений, в том числе товарищества собственников жилья, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, в аренде которых находится жилищный фонд, независимо от формы собственности на него, выполняющие на основе договоров с собственником (собственниками) жилищного фонда функции по управлению или эксплуатации и техническому обслуживанию жилищного фонда (многоквартирными домами), которым принадлежат тепло-водопотребляющие установки, присоединённые к сетям ресурсоснабжающей организации, предоставляющие или обеспечивающие предоставление индивидуальным потребителям коммунальных услуг. Граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, принадлежащих им на праве собственности, тепло-, водопотребляющие установки которых непосредственно присоединены сетям ресурсоснабжающей организации, относятся к числу потребителей".
Итак, к потребителям администрация города Мичуринска, помимо граждан, относит предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы, в том числе товарищества собственников жилья, то есть потребителями также являются хозяйствующие субъекты.
В пункте 2.1.3 Порядка дано определение индивидуального потребителя: "Индивидуальный потребитель - гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, предприниматель без образования юридического лица, являющиеся собственниками (нанимателями) жилого помещения либо нежилого помещения в жилом доме, получающие или имеющие намерение воспользоваться коммунальными услугами для личных нужд на основе договоров найма, аренды или технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг, заключенного с потребителем".
Итак, к индивидуальным потребителям администрация города Мичуринска, помимо граждан, относит юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, то есть индивидуальными потребителями также являются хозяйствующие субъекты.
1. Пунктом 4.4 Порядка безусловно установлено следующее: "Установка приборов учета холодной, горячей воды в квартирах производится специализированной организацией за счет средств индивидуальных потребителей. Установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды производится в соответствии с техническими условиями, выданными потребителем".
В пункте 4.8. Порядка указано: "На квартирные приборы учета холодной и горячей воды устанавливается пломба потребителя".
Таким образом, администрация города Мичуринска пунктами 4.4 и 4.8 Порядка возложила обязанность на потребителей, которыми в том числе являются хозяйствующие субъекты, выдавать технические условия на установку квартирных приборов учета холодной и горячей воды и ставить пломбу потребителя на квартирные приборы учета холодной и горячей воды.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость составления технических условий на установку внутриквартирных приборов учета холодной и горячей воды, что подтверждено письмом Министерства регионального развития РФ (исх. от 20.08.2009 N 27098-ИП/08, вх. от 01.09.2009 N 5916) на запрос Тамбовского УФАС России по данному вопросу.
В данном письме указано, что "в случае установки внутриквартирного прибора учета решается задача индивидуального учета внутриквартирного потребления ресурса. При этом установка прибора учета технически не является причиной изменения нагрузки потребления ресурса. В этой связи выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета по аналогии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 лишена смысла. Требования организации о наличии у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета, а также взимание платы за выдачу таких технических условий не находят оснований".
Следовательно, требование администрации города Мичуринска (п. 4.4 Порядка) об установке квартирных приборов учета холодной и горячей воды в соответствии с техническими условиями, выданными потребителем, является незаконным и неправомерным.
Опломбирование внутриквартирных приборов учета также не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, что подтверждено письмом Федерального государственного учреждения "Тамбовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (ФГУ "Тамбовский ЦСМ") (исх. N 01-22/328 от 06.04.2009, вх. N 2251 от 13.04.2009).
В письме ФГУ "Тамбовский ЦСМ" определило, что "в перечнях работ по установке счетчиков холодной и горячей воды Рекомендаций по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в ЖКХ, утв. приказом Госстроя РФ от 16.08.2006 N 184 (таблица 3.1.1 и таблица 3.1.2), пломбирования счетчиков не предусмотрено. Не предусмотрена и другая пломбировка, кроме той, что осуществляется при поверке, и в требованиях к установке счетчиков воды конкретных типов в эксплуатационной документации на счетчик воды".
Исходя из этого следует, что пункт 4.8 Порядка не соответствует действующему законодательству РФ. Выделение отдельной услуги по опломбированию счетчика системы подачи холодного и горячего водоснабжения является незаконным и необоснованным.
Принятие органами местного самоуправления акта с правом установления требования к потребителям о выдаче технических условий на установку внутриквартирных приборов учёта и установке на них пломбы также не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Таким образом, установление администрацией города Мичуринска в пунктах 4.4 и 4.8 Порядка, утверждённого постановлением администрации г. Мичуринска N 1875 от 10.08.2005 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии", обязанности потребителей по выполнению незаконных действий в части выдачи ими технических условий на установку квартирных приборов учета холодной и горячей воды и установке пломбы потребителя на квартирные приборы учета холодной и горячей воды противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым органам местного самоуправления запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Пунктами 4.4 и 4.8 Порядка администрация города Мичуринска создала необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, которые согласно определению (п.п. 2.1.2 и 2.1.3 Порядка) являются потребителями, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе при установке и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии в городе Мичуринске.
2. Пункт 6.1.2 Порядка устанавливает, что "потребитель обязан периодически (но не реже одного раза в течение квартала) осуществлять контроль правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учета воды, в случае необходимости производить корректировку начисления оплаты за холодное и горячее водоснабжение, канализацию".
Указанным пунктом администрация города Мичуринска установила период осуществления контроля правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учета воды - не реже одного раза в течение квартала, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в случае, если индивидуальным потребителем является гражданин.
Подпунктом г) пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, установлено, что организация, предоставляющая коммунальные услуги, имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.
Таким образом, требование администрации г. Мичуринска в пункте 6.1.2 Порядка об обязательном не реже одного раза в квартал осуществлении потребителем контроля правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учёта воды противоречит пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Отношения потребителей и индивидуальных потребителей, которые являются не гражданами, а хозяйствующими субъектами, в вопросе определения периода, в течение которого осуществляется контроль правильности снятия показаний приборов, строятся на основе договоров или устных договорённостей с учётом требований действующего законодательства. Органы местного самоуправления не вправе определять условия указанных договоров.
Принятие органами местного самоуправления акта с правом установления требования к потребителям об обязательном не реже одного раза в течение квартала осуществлении контроля правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учета воды также не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Таким образом, пунктом 6.1.2 Порядка, утверждённого постановлением администрации г. Мичуринска N 1875 от 10.08.2005 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии", администрация г. Мичуринска установила обязанность потребителей по выполнению незаконного действия по осуществлению не реже одного раза в течение квартала контроля правильности снятия индивидуальными потребителями показаний квартирных приборов учета воды, чем создала необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, которые также согласно определению (п.п. 2.1.2. и 2.1.3 Порядка) могут являться потребителями и индивидуальными потребителями.
Пунктом 6.1.2 администрация города Мичуринска создала необоснованное препятствование как потребителям - хозяйствующим субъектам, так и индивидуальным потребителям - хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Федеральными законами не установлены случаи принятия органами местного самоуправления нормативных актов по утверждению Порядка установки и эксплуатации счетчиков (приборов учета) холодной, горячей воды, тепловой энергии.
На время принятия администрацией г. Мичуринска постановления от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии" действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Согласно статье 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления также запрещалось принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе было запрещено необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что администрация города Мичуринска Тамбовской области нарушила пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приняв акт (постановление администрации города Мичуринска от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии"), который в части пунктов 4.4, 4.8, 6.1.2 Порядка создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (потребителями и индивидуальными потребителями), в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, при установке и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии в городе Мичуринске, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе в указанной сфере отношений.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию города Мичуринска Тамбовской области нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановления от 10.08.2005 N 1875 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии", которым в части пунктов 4.4, 4.8, 6.1.2 Порядка создано необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам, при установке и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии в городе Мичуринске.
2. Выдать предписание администрации города Мичуринска Тамбовской области о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в срок до 1 февраля 2011 года, а именно: внести в Порядок установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии, утвержденный постановлением администрации города Мичуринска от 10.08.2005 N 1875, следующие изменения:
- в пункте 4.4 исключить слова: "Установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды производится в соответствии с техническими условиями, выданными потребителем";
- в пункте 4.8 исключить слова: "На квартирные приборы учета холодной и горячей воды устанавливается пломба потребителя";
- исключить пункт 6.1.2.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Е.А.Гречишникова |
Члены Комиссии |
И.А.Бояршинова С.В.Мазаева Н.Н.Колодина Т.В.Четверткова И.А.Пономарёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 января 2011 г. N 13/02
Текст решения официально опубликован не был