Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 7 июня 2011 г. N 11/04
Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 7 июня 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Ермолаева Е.А.,
рассмотрев дело N 11/04 по признакам нарушения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (392000, г. Тамбов, ул. Пирогова, 22а) (далее - ОАО "ТЭСК") части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовское УФАС России выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства в опубликованном ОАО "ТЭСК" извещении о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "ТЭСК" (газета "ВСЕ ДЛЯ ВАС" от 24.03.2011 N 21(1084)).
Тамбовское УФАС России 01.04.2011 по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении ОАО "ТЭСК" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовал представитель ОАО "ТЭСК" (доверенность от 16.02.2011 N 130-06/3).
На рассмотрении дела представитель ОАО "ТЭСК" сообщил, что требования, предусмотренные статьей 448 Гражданского Кодекса РФ, были предусмотрены ОАО "ТЭСК" в Извещении на основании п. 13 Извещения "остальные условия конкурса содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемым приложением к данному Извещению". Наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет не является обязательным условием к участникам конкурса, а является лишь одним из основных оценочных критериев. Кроме того, представитель сообщил, что в настоящее время ОАО "ТЭСК" отказалось от проведения открытого одноэтапного конкурса на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "ТЭСК" и направило уведомления об отказе в адрес участников конкурса.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
В газете "ВСЕ ДЛЯ ВАС" от 24.03.2011 N 21(1084) было опубликовано извещение о проведении ОАО "ТЭСК" открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "ТЭСК" (далее - Конкурс).
Заказчик и организатор открытого конкурса ОАО "ТЭСК".
Предметом закупки являются следующие страховые услуги:
ЛОТ N 1. Страхование имущества от огня и других опасностей;
ЛОТ N 2. Добровольное медицинское страхование;
ЛОТ N 3. Страхование от несчастных случаев и болезней;
ЛОТ N 4. Страхование автотранспортных средств;
ЛОТ N 5. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
ЛОТ N 6. Страхование гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Основное условие заключаемых по результатам конкурса Договоров - максимально возможный перечень страховых рисков и событий при минимальном тарифе, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 Извещения).
В пункте 4 Извещения указано, что "претендовать на победу в данном конкурсе может участник, соответствующий следующим требованиям:
- опыт работы на страховом рынке не менее 15 лет;
- наличие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Более подробно требования к Участникам, а также требования к порядку подтверждения соответствия этим требованиям, содержатся в конкурсной документации".
В пункте 12 Извещения указано, что сроки заключения договоров по результатам конкурса между Заказчиком и Победителями конкурса указаны в конкурсной документации.
Для участия в конкурсе необходимо своевременно подать Конкурсную заявку в соответствии с требования Конкурсной документации (пункт 5 Извещения).
Конкурсная документация не была опубликована и могла предоставляться согласно пункту 5 Извещения только по письменному запросу участника.
Пунктом 10 Извещения предусмотрено, что "организатор конкурса вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за 3 дня до дня проведения, не неся никакой ответственности перед Участниками конкурса и третьими лицами, которым такое действие может принести убытки".
Частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ определено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Согласно части 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
В Извещении о проведении открытого конкурса, опубликованном ОАО "ТЭСК", в нарушение требований статьи 448 ГК РФ, отсутствует информация об оформлении участия в торгах и об определении победителя торгов, а также о сроке заключения договоров.
Отсутствие в Извещении указанной информации необоснованно ограничивает количество желающих принять участие в конкурсе. Потенциальные участники, не владея необходимой информацией, не смогут подать заявку на участие в конкурсе. Сокращение ОАО "ТЭСК" срока на отказ от проведения конкурса и снятие с себя ответственности за это, противоречит части 3 статьи 448 ГК РФ и ущемляет права и интересы участников торгов.
Установление ОАО "ТЭСК" условия о том, что претендовать на победу в конкурсе может только участник с опытом работы не менее 15 лет, является ограничением доступа к участию в торгах. Поскольку потенциальные участники конкурса, имеющие опыт работы менее 15 лет, и при этом предложившие лучшие условия Договоров, не могут претендовать на победу. Данное условие ограничивает право на участие в конкурсе.
Согласно части 5 статьи 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
Следовательно, юридическое лицо, получившее лицензию, имеет право на осуществление деятельности в сфере страхового дела, и, соответственно, имеет право на участие в конкурсе на право страхования.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает доводы ОАО "ТЭСК" о том, что требования, предусмотренные статьей 448 ГК РФ, были предусмотрены ОАО "ТЭСК" в Извещении на основании п. 13 Извещения "остальные условия конкурса содержатся в Конкурсной документации, являющейся неотъемлемым приложением к данному Извещению", а наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет не является обязательным условием к участникам конкурса, а является лишь одним из основных оценочных критериев, не состоятельными по следующим основаниям.
Обязательная информация о проведении конкурса в соответствии со статьей 448 ГК РФ должна указываться непосредственно в Извещении о проведении конкурса, а не в конкурсной документации. Кроме того, Конкурсная документация не являлась неотъемлемым приложением к данному Извещению, опубликованному в газете "ВСЕ ДЛЯ ВАС" от 24.03.2011 N 21(1084) и размещенному на сайте www.tesk.tmb.ru.
Согласно пункту 3.5.1 "Требования к участникам конкурса" подраздела 3.5 "Требования к участникам конкурса. Подтверждение соответствия предъявляемым требованиям" Конкурсной документации установлено, что "участниками настоящего конкурса могут быть страховые компании отвечающие следующим требованиям, в т.ч.:
- опыт работы на страховом рынке - не менее 15-ти лет".
Следовательно, наличие опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет является не "оценочным критерием", а обязательным условием для участия в конкурсе.
Таким образом, опубликование ОАО "ТЭСК" извещения о проведении конкурса с несоблюдением обязательных требований, а также установление требования к участнику конкурса о наличии опыта работы не менее 15 лет, приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке страховых услуг.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела ОАО "ТЭСК" опубликовало сообщение в газете "ВСЕ ДЛЯ ВАС" от 25.04.2011 N 30(1093) об отказе от проведения открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "ТЭСК" и направило уведомления об отказе в адрес участников конкурса.
Согласно протоколу заседания центральной конкурсной комиссии ОАО "ТЭСК" от 20.04.2011, комиссией принято решение об отмене конкурсной документации на проведении конкурса и о переносе закупочных процедур на более поздний срок.
В связи с тем, что конкурсная документация отменена, и ОАО "ТЭСК" отказалось от проведения конкурса, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (392000, г. Тамбов, ул. К. Маркса, 176 А) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения Договоров имущественного и личного страхования ОАО "ТЭСК" в части не указания в конкурсной документации информации об оформлении участия в торгах, об определении победителя торгов и о сроке заключения договоров, а также в установлении требования к участникам конкурса о наличии опыта работы на страховом рынке не менее 15 лет, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке страховых услуг.
2. Предписание не выдавать в связи с отказом ОАО "ТЭСК" от проведения конкурса и отменой конкурсной документации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Е.А.Гречишникова |
Члены Комиссии: |
С.В.Мазаева Е.М.Вислобокова Е.А.Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 июня 2011 г. N 11/04
Текст решения официально опубликован не был