Обеспечительные меры как один из методов дисциплинированности налогоплательщиков
Итогом налоговой проверки является принятие решений по ее результатам - о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
После вынесения решения и при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что непринятие необходимых мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем их исполнение начальник (заместитель начальника) налогового органа вправе вынести решение о принятии обеспечительных мер.
Следует обратить внимание, что достаточными основаниями для вынесения такого решения являются отсутствие достаточных средств на счетах налогоплательщика для погашения задолженности, образовавшейся на дату принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; наличие информации о миграции плательщика или вывода им основных средств и пр.
Обеспечительными мерами могут быть:
1. Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который производится последовательно в отношении:
- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
- готовой продукции, сырья и материалов.
Необходимо пояснить, что запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2. Приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ).
Обращаем внимание, что приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухучета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 13 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) в случае направления копии решения о принятии обеспечительных мер и копии решения об отмене обеспечительных мер по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:
- банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок.
Следует учесть, что при предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, налоговый орган не вправе отказать плательщику в замене обеспечительных мер.
Решение о замене обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Необходимо также отметить, что обеспечительные меры хотя и применяются после допущенных правонарушений, при этом не влекут за собой наказания, а лишь являются предупреждением плательщика о возможном наложении санкций.
Контрольный отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.