Как избежать ошибок при определении налоговой базы по ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на таком специальном режиме налогообложения, как единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), на практике сталкиваются со множеством вопросов по формированию налогооблагаемой базы по данному налогу. Чтобы избежать ошибок при формировании налоговой базы по ЕСХН необходимо соблюдать ряд моментов:
1. Тщательно подойти к разработке учетной политики организациям, уплачивающим ЕСХН.
Учетная политика для целей налогового учета по ЕСХН должна включать:
- организационный раздел, в который входят график документооборота, где утверждаются формы бухгалтерских справок-расчетов по учету доходов и расходов, учитываемых при определении ЕСХН и рабочий план счетов, включающий аналитические счета доходов и расходов, влияющих на исчисление ЕСХН.
- методологический раздел, в котором необходимо утвердить порядок определения доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для целей исчисления ЕСХН. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСХН, следует разделить на доходы от реализации продукции, работ, услуг и внереализационные доходы. Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны быть поделены на виды (например, расходы на приобретение основных средств, материальные расходы, расходы на оплату труда и т.д.).
В целом учетная политика для целей исчисления ЕСХН должна давать четкое представление о доходах, учитываемых при исчислении ЕСХН, и расходах, уменьшающих полученные доходы.
2. Правильно учитывать расходы на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов.
Для плательщиков ЕСХН предусмотрен отдельный порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и расходов на приобретение (создание) нематериальных активов.
В состав объектов основных средств и нематериальных активов включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов в период уплаты ЕСХН учитываются при определении налоговой базы в полном объеме с момента ввода основных средств в эксплуатацию и принятия на бухгалтерский учет нематериальных активов независимо от их срока полезного использования. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно (п.п. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ):
- в течение первого календарного года применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования до 3 лет включительно);
- в течение первого года использования режима налогообложения в виде ЕСХН - 50%, второго - 30%, третьего - 20% стоимости основных средств или нематериальных активов (для объектов, имеющих срок полезного использования от 3 до 15 лет включительно);
- в течение первых 10 лет применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования свыше 15 лет).
Определение срока полезного использования объектов основных средств производится исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Срок полезного использования объектов основных средств, не указанных в Классификации, устанавливается исходя из технических условий или рекомендаций организаций-изготовителей. Срок полезного использования нематериальных активов определяется по правилам п. 2 ст. 258 НК РФ.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ аналогичный порядок учета расходов действует в случае достройки, дооборудования и реконструкции объектов основных средств. Подпунктом 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств должны учитываться с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Если плательщики ЕСХН реализуют приобретенные основные средства и нематериальные активы до истечения трех лет (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет) с момента учета расходов на их приобретение в составе затрат для исчисления ЕСХН, то они обязаны пересчитать исчисленную налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов до даты реализации с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
3. Соблюдать порядок учета денежных средств в виде субсидий, полученных организациями и индивидуальными предпринимателями из бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных учреждений) и индивидуальными предпринимателями из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом в целях применения ЕСХН и подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ.
При этом относимые к расходам, учитываемым при исчислении ЕСХН, возмещаемые из бюджетов разных уровней затраты должны учитываться данными организациями и индивидуальными предпринимателями в полном размере, то есть без уменьшения их на сумму указанных возмещений.
Н. Донова
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.