Кассационное определение Тамбовского областного суда
от 28 марта 2011 г. N 33-792 к/ж
(извлечение)
о назначении досрочной трудовой пенсии
Р.Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в *** о назначении досрочной трудовой пенсии с ***.
В обоснование своих требований указала, что с *** года работает в качестве ***, имеет общий трудовой стаж более 25 лет (27 лет 1 месяц 22 дня) о чем *** *** *** ей была выдана справка от *** о том, что она имеет право на пенсию по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ N 173 "О трудовых пенсиях в РФ" от ***.
Однако при обращении к ответчику ГУ - УПФ РФ в *** *** с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента обращения, в связи с педагогической деятельностью на основании всех предоставленных документов - Р.Л.В. было отказано с указанием на то, что её *** стаж составил всего 22 года 7 месяцев 13 дней.
Истица посчитала, что в назначении пенсии отказано необоснованно, т. к. исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период с *** по ***. В указанный период времени истица родила двух ***. ГУ - УПФ РФ в *** включило в стаж её *** деятельности только два отпуска по беременности и родам, не учтя отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет.
*** деятельность истицы в качестве ***, идентичная работе *** в школе (с *** по ***); деятельность истицы в качестве *** (с *** по *** года) также не были включены в стаж *** деятельности.
В исковом заявлении истица просила включить все неучтенные периоды при исчислении *** стажа и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с учетом имеющегося стажа *** деятельности со дня обращения в ГУ - УПФ РФ с ***.
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 26 января 2011 года обязало ГУ - УПФ РФ в *** включить Р.Л.В. в специальный стаж работы, в связи с *** деятельностью, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с *** по ***, а также период трудовой деятельности в *** в *** года и *** года, назначив ей досрочную трудовую пенсию на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" с 14 сентября 2010 года.
В иске Р.Л.В. о включении в специальный стаж работы в связи с педагогической деятельностью период трудовой деятельности с *** по *** в *** *** *** судом было отказано за незаконностью исковых требований.
С ГУ - УПФ РФ в *** решением суда был взыскан в пользу Р.Л.В. возврат госпошлины в размере *** рублей.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в *** просит отменить решение суда в части обязанности ГУ - УПФ РФ в *** включить Р.Л.В. в специальный стаж работы, в связи с *** деятельностью, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ***. по ***, назначить ей досрочную трудовую пенсию с *** и направить дело на новое рассмотрение.
В обжалуемой части решение подлежит отмене, так как судом не были установлены обстоятельства, имевшие юридическое значение по делу, решение было вынесено с нарушением норм материального права.
В доводах Управление ссылается на п. 4 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", который говорит о том, что для получения такого отпуска необходимо было заявление истицы, а сам дополнительный отпуск должен был быть оформлен приказом (распоряжением) администрации.
Суд сделал вывод о том, что истица непрерывно находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, не принимая во внимание ни справку, подтверждающую стаж на соответствующих видах работ, выданную *** МОУ *** ***, ни приказы данного *** учреждения, оформленные на основании заявлений истицы. Однако, согласно заявлению истицы, отпуск по беременности и родам в отношении *** ребенка (с *** по *** на основании приказа *** ***) был включен в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. С ***. Р.Л.В. был предоставлен отпуск (на основании приказа *** ***) по уходу за *** ребенком. Таким образом, приказ *** аннулировал приказ *** и исчисление первого отпуска было закончено.
Так как отпуск по уходу за *** ребёнком у истицы начался до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде РСФСР", управление считает возможным включить данный период в стаж работы, на этих же основаниях период отпуска по уходу за *** ребенком включен в стаж трудовой деятельности истицы судом незаконно.
Следовательно, при учете всех периодов работы истицы, её стаж составил 24 года 8 месяцев и один день. Таким образом, суд не только обязал управление дважды включить в стаж истицы период нахождения в отпуске по беременности и родам с *** по ***, но и назначил досрочную трудовую пенсию по старости при отсутствии требуемого стажа в 25 лет в нарушение ФЗ N 173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" с 14 сентября 2010 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем ответчика - Р.А.П., судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение о включении Р.Л.В. в специальный стаж работы в связи с *** деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с *** по ***, суд первой инстанции исходил из того, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Р.Л.В. начался до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", которым внесены изменения в ст. 167 КЗоТ РФ, предусматривающую включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Между тем из материалов дела видно, что с *** по *** истица находилась в отпуске по уходу за *** ребенком - *** В., *** года рождения (приказ *** от ***), а с *** по *** - в отпуске по беременности и родам, предоставленном ей на основании больничного листа (данный период ответчик включил в специальный стаж истицы в добровольном порядке), с *** по *** - находилась в отпуске по уходу за *** ***.
С учетом этих обстоятельств, а также принимая во внимание, что в случае, если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды отпусков видов пособий, вывод суда первой инстанции о необходимости включения в стаж Р.Л.В., дающий право на досрочную пенсию, периода с *** по *** (отпуск по беременности и родам), который уже включен ответчиком в льготный стаж, и с *** по *** (время нахождения в отпуске по уходу за *** ребенком - *** Н., *** года рождения, нельзя признать законным и обоснованным, в этой части решение подлежит отмене.
Подлежит отмене решение и в части обязания ответчика назначить Р.Л.В. досрочную пенсию с ***, поскольку стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, на *** составлял менее 25 лет.
В остальной части решение является законным и обоснованным.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства по делу, дать им оценку с учетом доводов сторон, и в зависимости от установленных данных, в соответствии с нормами материального права и со ссылкой на них рассмотреть спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 360 - 362, 366 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 26 января 2011 года в части обязании ГУ - УПФ РФ в *** включить Р.Л.В. в специальный стаж работы в связи с *** деятельностью период с *** по *** (отпуск по беременности и родам), период с *** по *** (время нахождения в отпуске по уходу за *** ребенком - *** Н., *** года рождения; назначить Р.Л.В. досрочную трудовую пенсию на основании п.п. 19. п.1 ст. 27 ФЗ N 173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" с 14 сентября 2010 года, отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В остальной части названное решение оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - УПФ РФ в *** - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тамбовского областного суда от 28 марта 2011 г. N 33-792 к/ж (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании