Кассационное определение Тамбовского областного суда
от 16 марта 2011 г. N 33-877 к/ж
(извлечение)
Истица имеет право на досрочную трудовую пенсию с *** по достижению возраста *** лет, согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и ст. 7 ФЗ - N 173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", так как проживает в ***, признанной зоной с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пенсия была назначена истице с ***.
Решением суда от 14 декабря 2009 года её требования о перерасчете выплат удовлетворены: на ответчика возложена обязанность начисления и выплаты истице задолженности по пенсии за период с *** по ***. В январе 2010 года судебное решение исполнено, ГУ - УПФ РФ перечислено на счет истицы задолженность за указанный период времени в сумме *** руб. *** коп.
Ж.Е.Н. обратилась с исковыми требованиями в суд о возмещении ей инфляционных убытков в размере *** связанных со значительным повышением уровня цен и, как следствие, снижением покупательской способности выплаченной суммы. В обоснование иска истица указала, что пенсия за *** год ей выплачена в январе 2010 года. Индексация выплат в полном объеме не была произведена. В силу инфляционных процессов, начисленная сумма утратила свою покупательскую способность, что привело к причинению материальных убытков, которые подлежат возмещению в полном объеме согласно ст. 15 ГК РФ.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 09 декабря 2010 года исковые требования Ж.Е.Н. были удовлетворены. Суд также взыскал с ГУ - УПФ РФ по Сосновскому району Тамбовской области в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В жалобе ГУ - УПФ РФ по Сосновскому району Тамбовской области просит отменить решение суда, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
С решением суда заявитель жалобы не согласен, считает его вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене в силу нижеперечисленных обстоятельств.
Основания, размеры и порядок индексации размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии граждан с учетом роста инфляции (потребительских цен) предусмотрены и регулируются пенсионным законодательством, а именно ст.ст. 7, 17 ФЗ РФ N 173 "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года, постановлениями Правительства РФ.
Данные нормативно-правовые акты указывают на то, что иной порядок индексации пенсионного обеспечения, дополнительная индексация трудовых пенсий граждан с учетом роста потребительских цен в регионе, а также возмещение материальных потерь (ущерба) в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в случае отказа в назначении пенсии не предусмотрены законодательством РФ. Соответственно, индекс роста потребительских цен не может быть применим по отношению к индексации пенсий, а удовлетворение требований истицы приведет к двойной индексации пенсии. Таким образом, при расчете пенсии истицы с *** августа по *** были применены коэффициенты индексации страховой и базовой частей трудовой пенсии, установленные Правительством РФ на тот период.
Заявитель жалобы ссылается на то, что согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, при вынесении решения суд не мог руководствоваться нормами гражданского законодательства, рассматривая имущественные отношения, возникшие между ПФР и застрахованным лицом при осуществлении государственного пенсионного обеспечения.
В доводах представитель ГУ - УПФ РФ аргументирует также ссылку суда на ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) как ненадлежащую применению в силу того, что данная статья предусматривает ежегодную индексацию, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, размеров выплат, устанавливаемых названным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, что как раз и относится к сложившейся ситуации.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что примененный ГУ - УПФ РФ по Сосновскому району Тамбовской области механизм индексации задолженности пенсии не обеспечивает полного и исчерпывающего восстановления нарушенных прав пенсионера.
В результате несвоевременной индексации пенсионных выплат конституционные права Ж.Е.Н. на охрану собственности и на социальное обеспечение по возрасту были нарушены, причинен имущественный ущерб. Истица вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ей несвоевременным назначением и выплатой пенсии.
Отсутствие нормативного регулирования механизма определения размера такого рода убытков не является основанием для нарушения конституционных прав граждан на защиту имущества.
Суд в данном случае обоснованно применил по принципу аналогии закона нормы ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливающие порядок антиинфляционной защиты компенсационных выплат.
Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты повышения базовой и страховой частей пенсии применены ответчиком только за период доначисления выплат. Индексация за время задержки выплат не производилась.
Руководствуясь ст.ст. 360 - 361, 366 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 09 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ - УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тамбовского областного суда от 16 марта 2011 г. N 33-877 к/ж (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании