Кассационное определение Тамбовского областного суда
от 27 июля 2011 г. N 33-2611
(извлечение)
Прокурор Советского района г. Тамбова интересах Ч.Е.И. обратился с иском к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения, в обоснование указав, что Ч.Е.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Тамбова с 19 марта 2010 г. по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Постановлением администрации г. Тамбова от *** *** над несовершеннолетней Ч.Е.И. была установлена опека Н.В.С. Своего жилья Ч.Е.И. не имеет, зарегистрирована по адресу: ***, собственником жилого помещения является мать Ч.Н.Н., лишенная родительских прав. В доме отключены газ, свет, частично отсутствуют окна; канализация и вода не подведены. Проживает Ч.Е.И. в общежитии *** по адресу: ***.
17.02.2011 г. прокурор Советского района г. Тамбова уточнил исковые требования, предъявив иск в интересах Ч.Е.И. к администрации г. Тамбова и Управлению труда и социального развития Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, указав, что Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Порядок и обеспечение жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона.
28.03.2011 г. прокурор Советского района г. Тамбова повторно уточнил исковые требования, предъявив иск к администрации Тамбовской области и Управлению труда и социального развития Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, указав, что в соответствии со ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. N 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением. В соответствии со ст. 1 Закона Тамбовской области от 25.11.2005 г. N 391-З "О системе исполнительных органов государственной власти Тамбовской области" - систему исполнительных органов государственной власти Тамбовской области составляют: администрация Тамбовской области - высший исполнительный орган государственной власти Тамбовской области, стоящий во главе данной системы; исполнительные органы государственной власти Тамбовской области.
Просил обязать администрацию Тамбовской области предоставить по договору социального найма Ч.Е.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 мая 2011 года исковые требования прокурора Советского района г. Тамбова в интересах Ч.Е.И. удовлетворены. Администрация Тамбовской области обязана предоставить по договору социального найма Ч.Е.И. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм.
В кассационной жалобе администрация Тамбовской области просит отменить решение суда в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Ч.Е.И. на администрацию области. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, не применив закон, подлежащий применению, а именно не принял во внимание положения ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нормы Устава (Основного закона) области, нормы Положений о данных органах о том, что органы исполнительной власти области действуют в сферах своих полномочий, в том числе разрабатывают проекты нормативных правовых актов. Считает, что требования должны предъявляться к Тамбовской области в лице её финансовых или иных органов (главных распорядителей) и возмещаться за счет ее казны. Полагает, что при вынесении решения суд не принял во внимание отсутствие в области свободного жилищного фонда, поэтому реализация данной дополнительной гарантии детей-сирот может осуществляться путем предоставления "социальных выплат". Считает, что в судебном заседании суд не исследовал причины и обстоятельства, по которым управлением инвестиций области и управлением труда и социального развития области не приняты меры, направленные на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, в том числе по подготовке соответствующих проектов нормативных правовых актов, планированию расходов, по изменению направления расходования бюджетных средств. Полагает, что суд, возложив обязанности по совершению действий в сфере социальной защиты населения на администрацию области принял неисполнимое решение, поскольку администрация области не является и не являлась органом исполнительной власти области, уполномоченным на обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним категорий жилыми помещениями в каких-либо формах (предоставление жилых помещений, социальных выплат).
В дополнениях к кассационной жалобе администрация Тамбовской области указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Ч.Е.И. обучается на 2 курсе в *** и проживает в общежитии по адресу: ***. Соответственно при обычном стечении обстоятельств срок обучения её и проживания в общежитии заканчивается летом 2014 года, когда она и должна быть обеспечена жильем.
Кроме того, в соответствии с постановлением администрации области от 15 июня 2011 года N 644 определен орган исполнительной власти области, уполномоченный на обеспечение жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законом области от 23 июля 2010 года N 682-З. Таким органом исполнительной власти области определено управление труда и социального развития области.
Обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 6 закона области осуществляется либо в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма, либо в форме предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Советского района г. Тамбова просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации Тамбовской области по доверенности Л.И.М., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Л.Е.Н., полагавшую решение суда законным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Советского района г. Тамбова в интересах Ч.Е.И., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Тамбовской области обязанности предоставить Ч.Е.И. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом суд обоснованно сослался на нормы ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Тамбовской области "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.
Судом первой инстанции, исходя из вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, с учетом того, что администрацией Тамбовской области не установлен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам на момент вынесения решения суда, правильно возложена обязанность на администрацию Тамбовской области по предоставлению вышеуказанной льготы Ч.Е.И.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что суд, возложив обязанности по совершению действий в сфере социальной защиты населения на администрацию области принял неисполнимое решение, поскольку данное решение не препятствует решению жилищной проблемы Ч.Е.И. в любом, установленном законодательством порядке, в том числе и путем изменения порядка и способа исполнения решения суда.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда от 16 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Тамбовской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тамбовского областного суда от 27 июля 2011 г. N 33-2611 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании