Представление документов при проведении камеральных проверок
В ходе камеральной проверки налоговые органы могут истребовать у плательщика документы, предусмотренные п.п. 6 - 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс).
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления плательщиком налоговой декларации (расчета).
В п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что установленный срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
При этом налогоплательщикам следует руководствоваться следующими нормами НК РФ:
- ст. 88 "Камеральная налоговая проверка";
- ст. 93 "Истребование документов при проведении налоговой проверки";
- ст. 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках";
- ст. 100 "Оформление результатов налоговой проверки";
- ст. 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки";
- ст. 101.4 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях".
Налоговые органы вправе истребовать документы в следующих случаях:
1) когда плательщик применяет льготу по проверяемому налогу.
В этом случае могут быть истребованы документы, подтверждающие льготу, на основании п. 6 ст. 88 Кодекса. Льготы устанавливаются Кодексом или региональными и местными законами. Для каждой льготы соответствующим актом предусмотрены основания для ее применения и (или) подтверждающие документы.
2) если проверка налогов проводится в связи с использованием природных ресурсов.
Налоговые органы вправе истребовать документы, на основании которых исчислялся и уплачивался налог, согласно п. 9 ст. 88 Кодекса. К налогам, связанным с использованием природных ресурсов, относятся: налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Кодекса), водный налог (гл. 25.2 Кодекса), земельный налог (гл. 31 Кодекса);
3) если плательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению.
Налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов, примененных в соответствии со ст. 172 Кодекса.
При выявлении противоречий и ошибок в декларации налоговые органы могут потребовать также пояснения: подтверждающие документы (выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в налоговой декларации (п. 4 ст. 88 Кодекса)).
При проведении камеральных налоговых проверок инспекции вручают плательщикам требование о представлении документов. В течение десяти рабочих дней с момента получения требования плательщик должен представить указанные документы в виде копий, каждая из которых должна быть заверена подписью руководителя и печатью организации. Поэтому важно сделать отметку о получении требования с обязательным указанием даты (сохранить конверт с отметками органа почтовой связи).
Нередки ситуации, когда плательщик не в состоянии представить документы вовремя (например, если необходимо подготовить большой объем запрашиваемой документации либо если документы находятся в филиале компании и требуется время для их пересылки в основное подразделение). В этом случае необходимо письменно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, уведомить проверяющих о невозможности исполнения требования в установленный срок с указанием причин и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. Обычно при наличии аргументированного и обоснованного уведомления налоговый орган в лице его руководителя выносит решение о продлении срока представления документов.
При представлении документов плательщику следует составить сопроводительное письмо, где необходимо указать, в ответ на какое требование передаются документы, а если документы подготовлены частично, то стоит разъяснить, какая часть документов представлена. Если требование налогового органа выполнено налогоплательщиком не полностью, то следует либо изложить причины невыполнения требования, либо указать сроки, когда оно будет выполнено полностью. Плательщик также представляет налоговым органам опись указанных документов. При этом желательно, чтобы в такой описи был поименован каждый документ с указанием количества содержащихся в нем страниц и общего количества страниц, передаваемых в налоговый орган. Предпочтительно получить на описи отметку представителей налогового органа, подтверждающую принятие ими документов.
На практике налогоплательщик может столкнуться с требованием налогового органа, не содержащим перечень запрашиваемых документов (например, в требовании может быть указано на необходимость представления всех документов, подтверждающих те или иные показатели). В такой ситуации компании также необходимо представить все документы, которые относятся к запрашиваемому периоду.
Если плательщик по требованию налоговых органов уже представлял документы, налоговая инспекция не вправе требовать их повторно. При этом указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в указанные сроки считается налоговым правонарушением и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. ст. 126, 129.1 Кодекса.
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого плательщика, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля согласно п. 6 ст. 101 Кодекса.
Таким образом, истребование документов может производиться как во время проведения налоговой проверки, так и после ее окончания на этапе рассмотрения руководителем налогового органа акта, письменных возражений проверяемого лица, а также других материалов налоговой проверки.
Р. Зацепин
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.