Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) устанавливается обязанность по уплате конкретных видов налогов, а также по представлению налоговой отчетности. За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Плательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности: налоговой, административной, уголовной.
Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет, а также за сокрытие плательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).
Под уклонением от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Способами уклонения от уплаты налогов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.
С 1 января 2010 года действует Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который изменил меры ответственности за нарушение законов о налогах и сборах, а также порядок их реализации. С одной стороны, внесенные изменения призваны повысить эффективность применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, авторитет государства, а также создать реальные условия для укрепления доверия между государством и налогоплательщиками. С другой стороны, эти изменения учитывают и фискальные интересы государства. Каковы же действующие меры ответственности за нарушение законов о налогах и сборах с учетом внесенных изменений?
Для физических лиц крупным размером (с 01.01.2010 года) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
Для юридических лиц - сумма налогов и (или) сборов, должна составить за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Так, в 2010 году налоговыми органами области направлено в органы внутренних дел 92 материала о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами на сумму неуплаченных, неисчисленных налогов в размере 636 млн. рублей. По результатам рассмотрения материалов проверок возбуждено 21 уголовное дело.
С 2011 года расследование уголовных дел, осуществляется следственными органами, уполномоченными производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ, вступил в силу с 15.01.2011 года).
В настоящее время материалы проверок для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляются налоговыми органами в следственное управление Следственного комитета РФ по Тамбовской области через два месяца по истечении срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если плательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов (п. 3 ст. 32 НК РФ).
На период их рассмотрения приостанавливается исполнение решений о привлечении физического лица к ответственности за налоговое правонарушение и о взыскании соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). Исполнение указанных решений возобновляется, если по итогам рассмотрения материалов будет отказано в возбуждении уголовного дела, дело будет прекращено либо по данному делу будет вынесен оправдательный приговор.
Р. Эсаулова
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.