Применение контрольно-кассовой техники при розничной торговле
В настоящее время во многих торговых точках (небольших магазинах, павильонах, палатках) продавцы при продаже товара перестали применять контрольно-кассовую технику, ссылаясь на изменение действующего законодательства.
Действительно, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона, при осуществлении розничной торговли могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Поэтому покупателям необходимо обратить внимание на то, что документ, подтверждающий прием денежных средств, организация и предприниматель обязаны выдавать только по требованию покупателя.
Если покупатель такое требование не заявляет, организация и предприниматель вправе не выдавать никаких документов, подтверждающих оплату.
Выдаваемый по требованию покупателя документ должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (ФИО - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
При покупке продуктов питания покупатель редко требует выдачу документа, подтверждающего покупку, так как она, как правило, совершается для его личного пользования, но вот при покупке канцелярских, хозяйственных и многих других товаров, покупателю часто требуется документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Данная потребность возникает у покупателя при совершении покупки на денежные средства, выданные ему под отчет организацией, где он работает и которой необходимо подтверждение своих расходов.
Возникает вопрос: "Достаточно ли товарного чека (квитанции или другого документа) для подтверждения произведенных расходов?"
Как уже отмечалось ранее, при продаже товара (работы, услуги), плательщики ЕНВД (не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона), обязаны выдавать по требованию покупателя документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий наличный денежный расчет (п. 2.1 ст. 2 Закона), а значит, данный документ при условии соблюдения предъявляемых к нему требований имеет такую же юридическую силу, что и кассовый чек. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели могут принимать данные документы наравне с кассовыми чеками для подтверждения произведенных расходов.
Также следует обратить внимание на то, что невыдача по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), является административно наказуемым нарушением наравне с неприменением контрольно-кассовой техники и влечет наложение административного штрафа.
Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрено, что неприменение ККТ или отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), в установленных федеральными законами случаях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей; на должностных лиц - от 3 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Е. Копосов
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.