Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 20 июля 2011 г. N 17р
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Бояршинова И.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
рассмотрев дело N 17р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, предоставляемых ООО ломбард "ФЛЕШ", содержащей признаки нарушения пункта 4 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
в присутствии представителя ООО ломбард "ФЛЕШ" <...> (доверенность от 04.07.2011),
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в газете "Из рук в руки" N 6 (720) от 14 февраля 2011 года на странице 64 распространялась следующая реклама: "Скорая финансовая помощь. Ломбард 0,4% * на любой срок. Продажа изделий из золота от 850 до 1000 руб./г. Выкуп золота 585 пр. 700 руб./г. Залог 600 руб./г. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. г. Тамбов, ТЦ "Апельсин" 2 этаж с 10.00 до 21.00, г. Тамбов, ул. Советская, д. 125 рядом с "Промсвязьбанком", тел. 56-31-07, Тамбовский район, п. Строитель, 2 пятак (рядом с кафе "Троль"), т. 8-953-717-40-22, г. Рассказово, ул. Куйбышева, (автовокзал, 2 этаж), т. 8 (47531) 21-5-35. Выплачиваем заемщику в день под залог золота, украшений, бытовой техники, ноутбуков, телефонов, автотранспорта. Заем выдается на срок не более года. Процентная ставка действует с 01.04.10 г. по 31.12.10 г. Подробности по тел. (4752) 58-31-07 * от одного дня. ООО "Ломбард "ФЛЕШ".
Кроме того, данная реклама сопровождалась изображением врача скорой помощи в специальной одежде (колпаке и костюме), в карманах которого находятся градусник и стетоскоп, на фоне машины скорой медицинской помощи, оборудованной устройством для подачи специальных световых сигналов.
Рекламодателем указанной рекламы является ООО ломбард "ФЛЕШ" (392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 191) в соответствии с договором от 30.11.2010, заключенным с ООО "Тамбов-Инфо" (392002, г. Тамбов, ул. Советская, д. 34, оф. 612).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") ломбард является финансовой организацией.
Пунктом 2 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" установлено, что финансовая услуга - услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Вышеуказанная реклама направлена на привлечение внимания к услугам предоставления займа, оказываемым финансовой организацией - ООО ломбард "ФЛЕШ", формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления займа, следовательно, является рекламой финансовых услуг.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 2 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В вышеуказанной рекламе отсутствовала часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, что искажало смысл информации и вводило потребителя рекламы в заблуждение относительно этой услуги. Кроме того, в рассматриваемой рекламе отсутствовали условия, определяющие фактическую стоимость услуги займа в ломбарде и влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В вышеуказанной рекламе использовался образ медицинского работника.
Настоящее дело возбуждено по факту распространения в газете "Из рук в руки" N 6 (720) от 14 февраля 2011 года рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
Определением о возбуждении дела N 17р у ООО ломбард "ФЛЕШ" запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и материалы, рассмотрение дела назначено на 04.05.2011.
Запрошенные у ООО ломбард "ФЛЕШ" документы на дату рассмотрения дела не представлены.
На рассмотрении дела 04.05.2011 присутствовала представитель ООО ломбард "ФЛЕШ" <...> (доверенность от 03.05.2011), которая заявила, что ООО ломбард "ФЛЕШ" не согласно с тем, что рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку используемый в рекламе образ мужчины в костюме и головном уборе серого цвета не ассоциируется в подсознании потребителя рекламы с человеком, так или иначе, имеющим отношение к медицине. В карманах мужчины находятся не градусник и стетоскоп, а толстый фломастер и дудка. Кроме того, по мнению представителя ООО ломбард "ФЛЕШ", машина, изображенная в рекламе, также не является машиной медицинской службы, поскольку устройством для подачи специальных световых сигналов оборудованы и другие машины специальных служб. Нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона "О рекламе" в данной рекламе отсутствует, так как услуга залога, оказываемая ООО ломбард "ФЛЕШ", по своей природе не является финансовой услугой, и на указанную рекламу не распространяются требования статьи 28 Закона "О рекламе".
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с тем, что ООО ломбард "ФЛЕШ" не представлял запрашиваемые Комиссией документы и материалы.
На рассмотрении дела 11.07.2011 присутствовал представитель ООО ломбард "ФЛЕШ" <...> (доверенность от 04.07.2011), который подтвердил доводы, изложенные представителем ООО ломбард "ФЛЕШ" <...> на заседании от 04.05.2011.
На вопрос о том, распространялась ли аналогичная реклама в период с 01.01.2011 по 01.05.2011 в других средствах массовой информации, другими способами, представитель ООО ломбард "ФЛЕШ" ответил, что не распространялась.
Кроме того, <...> заявил, что ООО ломбард "ФЛЕШ" заключает с клиентами договора установленной формы, в виде "залоговых билетов". Минимальная сумма предоставляемых ООО ломбард "ФЛЕШ" займов составляет 1 000 рублей, максимальная - 500 000 рублей.
Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В газете "Из рук в руки" N 5 (719) от 07.02.2011, N 6 (720) от 14.02.2011, N 7 (721) от 21.02.2011, N 8 (722) от 28.02.2011 распространялась реклама, содержащая следующую информацию: "Скорая финансовая помощь. Ломбард 0,4% * на любой срок. Продажа изделий из золота от 850 до 1000 руб./г. Выкуп золота 585 пр. 700 руб./г. Залог 600 руб./г. Ремонт и изготовление ювелирных изделий. г. Тамбов, ТЦ "Апельсин" 2 этаж с 10.00 до 21.00, г. Тамбов, ул. Советская, д. 125 рядом с "Промсвязьбанком", тел. 56-31-07, Тамбовский район, п. Строитель, 2 пятак (рядом с кафе "Троль"), т. 8-953-717-40-22, г. Рассказово, ул. Куйбышева, (автовокзал, 2 этаж), т. 8 (47531) 21-5-35. Выплачиваем заемщику в день под залог золота, украшений, бытовой техники, ноутбуков, телефонов, автотранспорта. Заем выдается на срок не более года. Процентная ставка действует с 01.04.10 г. по 31.12.10 г. Подробности по тел. (4752) 58-31-07 * от одного дня. ООО "Ломбард "ФЛЕШ".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом N 196-ФЗ от 19.07.2007 "О ломбардах". Согласно статье 2 указанного Закона ломбард осуществляет предоставление краткосрочных займов гражданам под залог принадлежащих им вещей и хранение вещей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ломбард является финансовой организацией. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного Закона финансовая услуга - услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Вышеуказанная реклама направлена на привлечение внимания к услугам предоставления займа, оказываемым ООО ломбард "ФЛЕШ", формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления займа, следовательно, является рекламой финансовых услуг.
В силу части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 2 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рекламе услуг, оказываемых ООО ломбард "ФЛЕШ", указывалось:
- 0,4% на любой срок (от одного дня, но не более года),
- процентная ставка действует с 01.04.10 г. по 31.12.10 г.
Вместе с тем, в рекламе отсутствовали следующие условия:
- сумма займа (минимальная, максимальная);
- процентная ставка - 146% в год (0,4% от суммы в день);
- плата за хранение - 10 руб. за 30 дней (121,67 руб. в год).
(Залоговые билеты N 017838 от 16.02.2011, N 017829 от 15.02.2011, N 017883 от 18.02.2011).
Таким образом, в указанной рекламе отсутствовали условия, определяющие фактическую стоимость услуги займа в ломбарде и влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Следовательно, указанная реклама распространялась в нарушение части 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
Для потребителей рекламы отсутствующая информация является существенной, так как существенной является не только информация, привлекательная для потребителя рекламы (например, 0,4%), но и информация, способная обмануть его ожидания, сформированные рекламой (например, 146% в год). Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления услуг ломбарда может привести к созданию у потребителей искаженного представления о возможностях пользования данной услугой, о затратах, влияющих на сумму расходов (например, плата за хранение - 10 руб. за 30 дней или 121,67 руб. в год). Таким образом, в рекламе отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно этого товара (услуги).
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Кроме того, в указанной рекламе использовалось словосочетание "скорая финансовая помощь" в совокупности с образом медицинского работника, а именно, врача скорой помощи в специальной одежде (колпаке и костюме), в карманах которого находятся градусник и стетоскоп, изображенного на фоне машины скорой медицинской помощи, оборудованной устройством для подачи специальных световых сигналов.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Поскольку в вышеуказанной рекламе использовался образ медицинского работника, данная реклама распространялась в нарушение пункта 4 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО ломбард "ФЛЕШ", согласно договору от 30.11.2010, заключенному с ООО "Тамбов-Инфо".
Вышеуказанная реклама распространялась в следующих номерах газеты "Из рук в руки" N 5 (719) от 07.02.2011, N 6 (720) от 14.02.2011, N 7 (721) от 21.02.2011, N 8 (722) от 28.02.2011 (акт N 3012 от 28.02.2011, счет N 1120178 от 02.02.2011).
Согласно п. 5.2 договора от 30.11.2010 рекламодатель (ООО ломбард "ФЛЕШ") несет ответственность за соответствие содержания рекламных материалов требованиям Законодательства, за их достоверность и допущенные в них ошибки.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 28 Закона "О рекламе".
Таким образом, на основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе", и в соответствии с п. 5.2 договора от 30.11.2010, заключенного между ООО ломбард "ФЛЕШ" и ООО "Тамбов-Инфо", ответственность за распространение в газете "Из рук в руки" рекламы, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона "О рекламе", несет рекламодатель - ООО ломбард "ФЛЕШ".
Доказательства устранения нарушения на рассмотрение дела не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, оказываемых ООО ломбард "ФЛЕШ", распространявшуюся в газете "Из рук в руки" N 5 (719) от 07.02.2011, N 6 (720) от 14.02.2011, N 7 (721) от 21.02.2011, N 8 (722) от 28.02.2011, поскольку в ней были нарушены требования пункта 4 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО ломбард "ФЛЕШ" предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 2 статьи 28 Закона "О рекламе" в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО ломбард "ФЛЕШ".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
И.А.Бояршинова |
Члены Комиссии: |
Т.Л.Чибисова Т.В.Заботнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 июля 2011 г. N 17р
Текст решения официально опубликован не был