Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 1 июля 2011 г. N 16р
Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Бояршинова И.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Бубнова Н.В.,
рассмотрев дело N 16р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, размещенной на входной двери магазина "ПИВО. Заправочная станция" по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Сказфорд" (392525, Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п. Строитель, мкр. Центральный, д. 3) <...> (доверенность N 3 от 26.04.2011),
установила:
В ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что 05.04.2011 на входной двери магазина "ПИВО. Заправочная станция" (г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А) размещалась следующая рекламная информация: "Специальное предложение! При покупке 3-х литров пива "Дон Живое" получи фирменный бокал "Балтика" в подарок!"; "Новинка!!! От Моршанского пивоваренного завода "ЖИВОЕ ПИВО" самых популярных сортов "ЖИГУЛЕВСКОЕ" и "КАМЕНСКОЕ".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона "О рекламе").
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рассматриваемая реклама пива не сопровождалась предупреждающей надписью о вреде чрезмерного потребления пива. Таким образом, при распространении вышеуказанной рекламы пива имелись признаки нарушения части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
Хозяйственную деятельность в магазине "ПИВО. Заправочная станция" по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А, осуществляет ООО "Сказфорд" (ОГРН 1026801220929, Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, мкр. Центральный, д. 3) на основании договора аренды нежилого помещения N 7 от 01.12.2010.
Определением от 07.04.2011 (исх. N 58-3-06/1140) в отношении ООО "Сказфорд" возбуждено производство по делу N 16р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. У ООО "Сказфорд" были запрошены копии учредительных документов юридического лица, копия выписки из ЕГРЮЛ, копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на учёт юридического лица в налоговом органе, копия договора аренды (свидетельства о праве собственности) на помещение магазина "ПИВО. Заправочная станция" (г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 "а"), надлежащим образом заверенные копии документов и материалов (договор, акт выполненных работ, платежный документ, макет) связанных с изготовлением рассматриваемой рекламы, письменные объяснения о причинах распространения рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива. Рассмотрение дела было назначено на 26.04.2011.
На рассмотрение дела N 16р 26.04.2011 ООО "Сказфорд" не явилось. Документы и материалы, запрошенные определением от 07.04.2011 (исх. N 58-3-06/1140), не представлены.
Определением от 26.04.2011 (исх. N 58-3-06/1483 от 28.04.2011) срок рассмотрения дела N 16р продлен и рассмотрение дела N 16р назначено на 20.05.2011.
ООО "Сказфорд" письмом от 29.04.2011 (вх. N 4081 от 20.05.2011) представило запрошенные документы и сообщило, что в конце марта 2011 года в магазин "Пиво. Заправочная станция" по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, 2А от партнера Моршанского пивоваренного завода-изготовителя "Живое пиво" поступило пиво популярных сортов "Жигулевское" и "Каменское", а также предложение о вручении фирменных бокалов в качестве подарков покупателям при покупке 3-х литров пива. Каких-либо плакатов с таким предложением завод не представил. В свою очередь, ООО "Сказфорд" разместило указанное объявление на входной двери магазина. ООО "Сказфорд" не знало, что размещенная информация является рекламой пива и нарушает рекламное законодательство, поскольку в обычном порядке размещение рекламы пива или вывесок на магазинах ООО "Сказфорд" обязательно сопровождалось предупреждающей надписью о вреде для здоровья чрезмерного потребления пива. ООО "Сказфорд" признает факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рассмотрении дела 20.05.2011 представитель ООО "Сказфорд" подтвердила позицию общества, изложенную в письме от 29.04.2011 (вх. N 4081 от 20.05.2011).
Определением от 20.05.2011 (исх. N 58-3-06/1783 от 23.05.2011) рассмотрение дела N 16р отложено на 20.06.2011. У ООО "Сказфорд" был запрошен перечень магазинов (с указанием адресов их местонахождения и периода размещения), в которых распространялась рассматриваемая реклама.
На рассмотрении дела 20.06.2011 представитель ООО "Сказфорд" представила копии договоров аренды и заявила, что рассматриваемая реклама распространялась несколько дней и только в магазине по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, 2А, в других магазинах ООО "Сказфорд" рассматриваемая реклама не распространялась.
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
На входной двери магазина "ПИВО. Заправочная станция" (г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А) 05.04.2011 размещалась следующая рекламная информация: "Специальное предложение! При покупке 3-х литров пива "Дон Живое" получи фирменный бокал "Балтика" в подарок!"; "Новинка!!! От Моршанского пивоваренного завода "ЖИВОЕ ПИВО" самых популярных сортов "ЖИГУЛЕВСКОЕ" и "КАМЕНСКОЕ".
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Рассматриваемая реклама пива не сопровождалась предупреждающей надписью о вреде чрезмерного потребления пива. Следовательно, вышеуказанная реклама пива не соответствует требованиям части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона "О рекламе").
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае, ОАО "Завод пивоваренный "Моршанский" не является рекламодателем, так как никаких плакатов с указанной рекламой ООО "Сказфорд" не представляло.
Согласно понятиям, используемых в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям.
Продавцом пива в магазине "ПИВО. Заправочная станция" по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А является ООО "Сказфорд".
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Сказфорд".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
Таким образом, за нарушение части 3 статьи 22 Закона "О рекламе" несет ответственность ООО "Сказфорд".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 44 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива, размещавшуюся на входной двери магазина "ПИВО. Заправочная станция" по адресу: г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 2 А, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
И.А. Бояршинова |
Члены Комиссии: |
Т.Л. Чибисова Н.В. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 июля 2011 г. N 16р
Текст решения официально опубликован не был