Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 21 июня 2011 г. N 12р
Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Редина Л.А.,
рассмотрев дело N 12р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг, медицинской техники без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП <...>,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что 14 марта 2011 года в помещении фитнес-клуба "Стимул" по адресу: г. Тамбов, ул. С. Ценского/ К. Маркса, д. 36/49 распространялась реклама услуг, оказываемых в фитнес-клубе "Стимул". В рекламе перечислялись такие виды услуг, как: массаж лица, LPG-массаж, классический и антицеллюлитный массаж.
Рекламируемые услуги в фитнес-клубе "Стимул" оказывает индивидуальный предприниматель <...>, для чего она арендует несколько помещений в фитнес-клубе "Стимул" (договоры аренды б/н от 13.03.2011).
На основании раздела 21 Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуги массажа, согласно данному классификатору, отнесены к простым медицинским услугам (разделы 19 и 20).
Таким образом, рассматриваемая реклама услуг, распространяемая в помещении фитнес-клуба "Стимул" (массаж лица, LPG-массаж, классический и антицеллюлитный массаж), является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
По факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов в помещении фитнес-клуба "Стимул" (г. Тамбов, ул. С. Ценского/К. Маркса, д. 36/49) возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела 13.04.2011 присутствовали ИП <...> и ее защитник <...> (доверенность б/н от 12.04.2011), которые заявили, что услуги массажного кабинета (классический и антицеллюлитный массаж) ИП <...> никому не оказывались; услуги кабинета эстетической косметологии (массаж лица, LPG-массаж на устройстве для индивидуального пользования (массажер для тела) ТУ BY 600284913.015-2010) не являются медицинскими услугами, на основании чего требования статьи 24 Закона "О рекламе" на них не распространяются. ИП <...> также заявила, что флаер с рекламой услуг фитнес-клуба "Стимул" был заказан и оплачен администратором клуба <...> без согласования с ИП <...>. В качестве доказательства ИП <...> представила договор на изготовление рекламного флаера N 284 от 09.02.2011 с рекламным агентством ООО "Издательство "ЮЛИС", подписанный <...>, квитанцию об оплате услуг рекламного агентства к приходному кассовому ордеру N 186 от 22.02.2011, кассовый чек от 22.02.2011, письменные объяснения <...> от 25.03.2011 на имя ИП <...> о заказе ей рекламного флаера без согласования с ИП <...>. Индивидуальный предприниматель также пояснила, что в настоящее время указанные рекламные флаеры в фитнес-клубе "Стимул" не распространяются.
Представитель эксперта - Управления Росздравнадзора по Тамбовской обл. <...> пояснила, что услуги по эстетической косметологии (массаж лица, обертывание и другие) являются медицинскими и подлежат лицензированию; LPG-массаж оказывается только на официально зарегистрированном медицинском оборудовании и представила список такого оборудования.
ИП <...> пояснила, что документы о регистрации в Российской Федерации устройства для индивидуального пользования (массажера для тела) ТУ ВY 600284913.015-2010, применяемого ей для оказания услуг LPG-массажа, у нее отсутствуют.
Определением от 13.04.2011 (исх. N 58-3-06/1254 от 14.04.2011) рассмотрение дела N 12р было приостановлено до получения заключения Управления Росздравнадзора по Тамбовской области о том, относится ли применяемое ИП <...> массажное оборудование к медицинскому оборудованию и можно ли с его использованием оказывать услуги LPG-массажа.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. N И68-01.07-157/11-1 от 27.04.2011 (вх. N 3611 от 06.05.2011) сообщило, что устройство для индивидуального пользования (массажер для тела) ТУ BY 600284913.015-2010, изготовитель - Крестьянское (фермерское) хозяйство "Селифонтово", респ. Беларусь, не зарегистрировано в Российской Федерации как изделие медицинского назначения или как медицинская техника, следовательно, не может использоваться при оказании медицинских услуг. Кроме этого, используемый в рекламе термин "LPG-массаж" не имеет официального толкования, однако, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития зарегистрированы изделия медицинского назначения - аппараты физиотерапевтические для механовакуумной терапии "Lifi М6" с принадлежностями, "Celly М6 Keymodyle I" с принадлежностями производства LPG System (ЛПЖ Сичтем), Франция. Медицинское оборудование производства LPG System (ЛПЖ Сичтем), Франция, используется в России для коррекции фигуры, овала лица, повышения эластичности и тургора кожи и тела в рамках зарегистрированных медицинских технологий. Эти технологии предусматривают использование указанного в разделе регистрационного удостоверения медицинского оборудования и изделий медицинского назначения. Применяемое ИП <...> оборудование (устройство для индивидуального пользования (массажера для тела) ТУ ВY 600284913.015-2010) к зарегистрированной медицинской технологии "Коррекция фигуры с помощью аппаратных методов воздействия и системы сбалансированного питания", номер регистрационного удостоверения ФС-2007/085, не относится.
Таким образом, услуги, оказываемые ИП <...> с использованием устройства для индивидуального пользования (массажер для тела) ТУ BY 600284913.015-2010, не являются услугами LPG-массажа.
Определением от 12.05.2011 (исх. N 58-3-06/1629 от 12.05.2011) производство по делу N 12р было возобновлено.
На рассмотрении дела 07.06.2011 ИП <...> заявила, что из указанного в листовке перечня услуг фактически оказывается только услуга кабинета эстетической косметологии: массаж лица, а также массаж на устройстве для индивидуального пользования (массажер для тела) ТУ BY 600284913.015-2010. Лицензии на эти услуги она не имеет. Иные услуги, перечисленные в рекламном флаере, фактически ею не оказываются. Лицензий на оказываемые виды медицинских услуг ИП <...> не имеет.
Проанализировав материалы дела, выслушав пояснения ИП <...>, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании раздела 21 Отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденного Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113, массаж относится к виду лечения с помощью простых физических воздействий на пациента. Услуги массажа, согласно данному классификатору, отнесены к простым медицинским услугам (разделы 19 и 20). Следовательно, рассматриваемая реклама услуг, распространяемая в помещении фитнес-клуба "Стимул", является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рекламы услуг, оказываемых в помещении фитнес-клуба "Стимул", не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на указанную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Таким образом, указанная реклама распространялась в нарушение пункта 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Услуги, оказываемые ИП <...> с использованием устройства для индивидуального пользования (массажер для тела) ТУ BY 600284913.015-2010, не являются услугами LPG-массажа, поскольку указанное оборудование не зарегистрировано в Российской Федерации как изделие медицинского назначения или как медицинская техника. LPG-массаж может оказываться только с использованием изделий медицинского назначения, зарегистрированных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (аппараты физиотерапевтические для механовакуумной терапии "Lifi М6" с принадлежностями, "Celly М6 Keymodyle I" с принадлежностями производства LPG System (ЛПЖ Сичтем), Франция).
То обстоятельство, что флаеры с рассматриваемой рекламой заказала администратор фитнес-клуба "Стимул" <...>, не является основанием для возложения на нее ответственности, поскольку <...> не является должностным лицом, согласно представленной должностной инструкции (вх. N 2790 от 13.04.2011), она относится к категории "специалисты". Согласно трудовому договору N 1 от 01.02.2011, <...> является работником, нанятым на работу ИП <...>. За деятельность сотрудников отвечает хозяйствующий субъект, т.е. в данном случае за деятельность <...> по заказу и распространению рекламных флаеров ответственность несет ИП <...> .
Таким образом, ответственность за нарушение пункта 7 статьи 24 Закона "О рекламе" лежит на ИП <...>.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Нарушение рекламного законодательства было добровольно устранено до принятия решения по данному делу, поскольку флаеры с рекламой услуг, распространяемых в помещении фитнес-клуба "Стимул", в настоящее время не распространяются.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг фитнес-клуба "Стимул", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. С. Ценского/ К. Маркса, д. 36/49, распространяемых 14.03.2011 в помещении указанного фитнес-клуба, поскольку в ней были нарушены требования пункта 7 статьи 24.
2. Предписание ИП <...> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения до принятия решения по данному делу.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <...>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Е.А.Гречишникова |
Члены Комиссии: |
Т.Л.Чибисова Л.А.Редина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 июня 2011 г. N 12р
Текст решения официально опубликован не был