Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 31 августа 2011 г. N 20/02
Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2011 года
В полном объёме решение изготовлено 31 августа 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Пономарёва И.А. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Харитонова К.Г. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 08.08.2011 N 20/02 по признакам нарушения администрацией города Тамбова Тамбовской области пункта 2 части 1 части статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступило заявление ОАО "Квадра" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" (исх. от 26.05.2011 N АВ 301/3368, вх. от 02.06.2011 N 4592; исх. от 07.07.2011 N АФ-330/4265, вх. от 19.07.2011 N 6629) с жалобой на нарушение его прав и законных интересов и антимонопольного законодательства со стороны администрации города Тамбова, принявшей нормативный правовой акт - постановление от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов".
Заявитель указывает, что ОАО "Квадра" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" в рамках своей производственной деятельности производит земляные работы для ремонта трассы теплоснабжения. За прошедший 2010 год, например, было получено 239 ордеров на аварийное проведение земляных работ и 3 ордера на проведение капитального ремонта тепловых сетей.
Заявитель считает, что указанный выше нормативный акт лишает ОАО "Квадра" возможности самостоятельного восстановления благоустройства после проведения земляных работ во дворах, на зеленых зонах.
По данному факту Тамбовское УФАС России возбудило настоящее дело в отношении администрации города Тамбова Тамбовской области по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии акта (постановление от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов"), который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при проведении земляных работ в городе Тамбове.
На рассмотрении дела присутствовали:
представитель ОАО "Квадра" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" - <...>, действующая на основании доверенности (доверенность <...>);
представитель администрации города Тамбова - ведущий специалист юридического отдела комитета городского хозяйства администрации города Тамбова <...>, действующий на основании доверенности (доверенность от <...>);
представитель муниципального учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" <...>, действующая на основании доверенности (доверенность от 10.12.2010).
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Решения Тамбовской городской Думы от 15 апреля 2009 года N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов", восстановление благоустройства после проведения земляных работ во дворах, на зеленых зонах обеспечивается юридическими и физическими лицами, осуществлявшими земляные работы самостоятельно или с привлечением на договорной основе соответствующих специализированных организаций. Пунктом 1 статьи 24 данных Правил установлено, что дворовые территории, зеленые зоны должны быть восстановлены в полном объеме до первоначального состояния и в установленные сроки.
Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает исчерпывающий список видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Работы по озеленению дворовых территорий и территорий муниципальных образований не относятся к лицензируемым видам деятельности, не требуют специального разрешения.
Постановлением администрации города Тамбова от 02.07.2009 N 4974 утвержден Порядок выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов (далее - Порядок).
В подпункте 2 пункта 5 Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов установлено, что юридические и физические лица, планирующие проведение земляных работ, должны представить в организацию, уполномоченную выдавать ордер на производство земляных работ для получения ордера:
- проектную документацию; технические условия; листок согласования, подписанный всеми организациями, с ксерокопией;
- график производства земляных работ; при коллективной проводке инженерной сети - список домовладельцев с указанием адресов;
- при нарушении зеленой зоны городских улиц - договор с организацией, ведущей восстановление зеленой зоны (посев травы) нарушенного участка;
- при нарушении твердого покрытия дорог, тротуаров, дворовой территории - договор со специализированной организацией, имеющей право на производство данных работ;
- квитанцию (платежное поручение) с ксерокопией об оплате за техническое оформление ордера.
Постановление администрации города Тамбова от 2 июля 2009 года N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов" противоречит Решению Тамбовской городской Думы от 15 апреля 2009 года N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов" в части обязательности заключения договоров на озеленение нарушенного в ходе проведения земляных работ участка для юридических и физических лиц, планирующих проведение земляных работ.
Постановлением от 02.07.2009 N 4974 в части абзаца 7 подпункта 2 пункта 5 Порядка администрация города Тамбова установила не предусмотренное федеральными законами требование к юридическим и физическим лицам, планирующим проведение земляных работ, об обязательном предоставлении для получения ордера на производство земляных работ договора с организацией, ведущей восстановление зеленой зоны (посев травы) нарушенного участка.
Данное условие ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, поскольку обязывает их заключать договор со сторонней организацией, что противоречит законодательству. Восстановление зеленой зоны не требует наличия специальной лицензии и может быть выполнено любым лицом, в том числе ведущим производство земляных работ. Кроме того, возможны ситуации, когда в последующем договор будет заключен со сторонней организацией на восстановление зеленой зоны, но отсутствует на время подачи документов для получения ордера.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15).
Постановление от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов" является нормативным правовым актом и продолжает действовать на территории города Тамбова.
Таким образом, Комиссия считает, что администрация города Тамбова нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановления от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов" в части абзаца 7 подпункта 2 пункта 5 Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов, утвержденного данным постановлением, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами при проведении земляных работ в городе Тамбове.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию города Тамбова нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановления от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов" в части абзаца 7 подпункта 2 пункта 5 Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов, утвержденного данным постановлением.
2. Выдать предписание администрации города Тамбова о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в срок до 23 сентября 2011 года, а именно:
2.1. Изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство (постановление от 02.07.2009 N 4974 "Об утверждении Порядка выдачи ордера на право производства земляных работ на территории городского округа - город Тамбов"), исключив абзац 7 подпункта 2 пункта 5 Порядка следующего содержания: "юридические и физические лица, планирующие проведение земляных работ, должны представить в организацию, уполномоченную выдавать ордер на производство земляных работ для получения ордера:
- при нарушении зеленой зоны городских улиц - договор с организацией, ведущей восстановление зеленой зоны (посев травы) нарушенного участка".
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: |
Е.А.Гречишникова |
Члены Комиссии: |
Н.Н.Колодина И.А.Пономарёва К.Г.Харитонова |
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 31 августа 2011 г. N 20/02
Текст решения официально опубликован не был