Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 30 июня 2011 г. N 3/04
Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Ермолаева Е.А.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.,
рассмотрев дело N 3/04 по признакам нарушения администрацией города Мичуринска Тамбовской области (393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 291) части 1 и пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
Тамбовское УФАС России при рассмотрении заявления ООО "Жилищная компания Контраст" (г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 118) с жалобой на действия МУП "Кочетовские коммунальные сети" (далее - МУП "ККС") (393765, Тамбовская область, г. Мичуринск-5, ул. 7 Ноября, д. 35, оф. 2) и ООО "Кочетовские коммунальные сети" (далее - ООО "ККС") (393765, Тамбовская область, г. Мичуринск-5, ул. 7 Ноября, д. 35) по отказу в передаче технической документации на многоквартирные дома N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября г. Мичуринска (вх. от 25.10.2010 N 9675) выявило, что администрация города Мичуринска неправомерно способствовала деятельности отдельным хозяйствующим субъектам на рынке управления многоквартирными домами при заключении договора электроснабжения с ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭСК").
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представитель ОАО "ТЭСК" <...> (доверенность от 31.12.2010 N 130-06/104), <...> (доверенность от 31.12.2010 N 130-06/107);
- представитель ООО "Жилищная компания Контраст" <...> (доверенность от 23.05.2011),
представители администрации города Мичуринска, ООО "ККС" на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом.
На рассмотрении дела представители ОАО "ТЭСК" сообщили, что в соответствии с постановлением Правительства N 307, ОАО "ТЭСК" пыталось выяснить, кто является управляющей организацией многоквартирных домов в мкр. Кочетовка, в связи с чем направлялся запрос в администрацию города Мичуринска. Администрация ответила, что ООО "ККС" является управляющей организацией, поэтому с данным обществом был заключен договор электроснабжения. Поскольку ООО "ККС" не желало ни чем заниматься, был заключен агентский договор на начисление и сбор платежей за электроэнергию. Аналогичная ситуация с ООО "МЖКУ". В настоящее время, на основании дополнительного соглашения от 31.01.2011, действие договора энергоснабжения с ООО "ККС" прекращено с 01.02.2011.
Представитель ООО "Жилищная компания Контраст" сообщил, что у Общества сменился директор, и Общество не осуществляет управление многоквартирными домами в г. Мичуринске.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
При непосредственном управлении многоквартирным домом договор электроснабжения заключается каждым собственником помещения, от своего имени (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).
В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (часть 4 статьи 161 ЖК РФ).
По данным администрации города Мичуринска (исх. от 06.06.2011 N 2196/010118) конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в мкр. Кочетовка, в том числе домами N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября в период с 2007 года по настоящее время не проводились. Согласно постановлению администрации города Мичуринска от 02.12.2004 N 3314 и договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "ККС" от 01.11.2009 многоквартирные дома N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября закреплены за МУП "ККС".
МУП "ККС" в письме на обращения представителей собственников жилых помещений дома N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября от 04.10.2010 сообщило, что дома находятся в хозяйственном ведении предприятия, согласно постановлению администрации города Мичуринска. Согласно Жилищному Кодексу РФ МУП "ККС" осуществляет текущее содержание и ремонт жилого фонда. Поступление или выбытие основных фондов производится на основании постановлений или распоряжений администрации города Мичуринска.
ООО "ККС" на обращение представителя собственников дома N 48 сообщило, что с жильцами дома N 48 по ул. 7 Ноября от 04.10.2010# не заключен договор управления многоквартирным домом, а только производится взимание платежей с населения, согласно договору о сотрудничестве с МУП "ККС". Кроме того, ООО "ККС" на запрос Тамбовского УФАС России сообщило (вх. от 04.03.2011 N 1562), что не является управляющей организацией многоквартирных домов N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября.
В ходе рассмотрения дела установлено, что управляющей организацией многоквартирных домов N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября является ООО "Управляющая компания "Контраст" (г. Тамбов, ул. Мичуринская, 118) (договоры управления от 28.02.2011 и от 25.03.2011).
Таким образом, МУП "ККС" и ООО "ККС" не являлись управляющими организациями многоквартирных домов мкр. Кочетовка, в том числе домов N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября.
Администрация г. Мичуринска в письме (исх. от 02.03.2010 N 831/010119), направленном в адрес ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", сообщала следующее:
"На основании Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, администрацией г. Мичуринска в 2010 году будет осуществлена реорганизация действующих муниципальных предприятий городского хозяйства и создание надлежащих управляющих компаний.
В настоящее время жилищный фонд мкр. Кочетовка г. Мичуринска находится на балансе МУП "ККС" и МУП "КЖКУ", которые в полной мере исполняют функции управляющих организаций. Таким образом, считаю целесообразным заключить договоры энергоснабжения на потребление электроэнергии, расходуемой для мест общего пользования, с указанными предприятиями".
Приложением к данному письму был определен перечень балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов мкр. Кочетовка г. Мичуринска, в том числе дома N 45 и N 48 по ул. 7 Ноября.
30.06.2010 администрация г. Мичуринска направила в адрес Мичуринского отделения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" письмо (исх. от N 3143/010119), подписанное первым заместителем главы администрации города О.А. Утешевым, в котором указала, что "заключить договоры энергоснабжения и агентские договоры с целью начисления и приема от граждан платежей за электроэнергию, отпущенную на места общего пользования многоквартирных домов в мкр. Кочетовка, Мичуринское отделение ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" должно с ООО "ККС" (по домам ул. 7 Ноября и Октябрьская) и с ООО "КЖКУ" (дома N N 41, 43 ул. Садовая).
Согласно ответу администрации (исх. от 28.02.2011 N 646/010118) направление письма от 30.06.2010 N 3143/0101119# "было обусловлено формированием условий, предусмотренных установлением гражданско-правовых отношений между энергоснабжающими организациями и управлениями жилищных организаций на принципах взаимной выгоды и обеспечения прав граждан на бесперебойное и качественное жилищно-коммунальные услуги".#
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ООО "ККС" заключили договор энергоснабжения N 25675 от 01.08.2010. Согласно разделу "Основные понятия и термины по данному договору" ООО "ККС" определено, как Потребитель - юридическое лицо, приобретающее электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг.
Таким образом, администрация г. Мичуринска без проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в мкр. Кочетовка г. Мичуринска, в т.ч. домами N 45, N 48 по ул. 7 Ноября и без выбора собственниками указанных жилых помещений ООО "ККС" в качестве управляющей организации, направило в адрес Мичуринского отделения ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" указание о необходимости заключения договоров энергоснабжения для граждан в мкр. Кочетовка с ООО "ККС", как с управляющей компанией по управлению многоквартирными домами.
Данные действия органа местного самоуправления - указание на необходимость заключения договоров энергоснабжения и агентских договоров по начислению и приему от граждан платежей за электроэнергию, отпущенную на места общего пользования многоквартирных домов в мкр. Кочетовка г. Мичуринска, с отдельными хозяйствующими субъектами (ООО "ККС", ООО "КЖКУ") направлено на предоставление особых преимуществ Обществам, что обеспечивает им приоритетное положение на рынке управления многоквартирными домами в г. Мичуринске.
Хозяйствующие субъекты, располагая поддержкой органа местного самоуправления на территории г. Мичуринска, имеют более выгодное положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).
Федеральными законами не предусмотрен такой порядок определения управляющей организации, который использовала администрация г. Мичуринска. Напротив, Жилищным Кодексом РФ установлен другой порядок, который нарушила администрация г. Мичуринска.
Таким образом, действия администрации г. Мичуринска по направлению письма ОАО "ТЭСК" с указанием на необходимость заключения договоров энергоснабжения для граждан в мкр. Кочетовка с отдельными хозяйствующими субъектами приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами г. Мичуринска, в т.ч. к установлению для граждан ограничения в выборе других управляющих организаций.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать администрацию города Мичуринска нарушившей часть 1 и пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при совершении действий - направлении письма (исх. N 3143/010119 от 30.06.2010) в адрес ОАО "ТЭСК", что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами, в т.ч. к установлению для граждан ограничения в выборе других управляющих организаций.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, в том числе отозвать письмо исх. N 3143/010119 от 30.06.2010, направленное в адрес ОАО "ТЭСК", как противоречащее антимонопольному законодательству.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Е.А.Гречишникова |
Члены Комиссии: |
С.В.Мазаева Е.М.Вислобокова Е.А.Ермолаева Е.В.Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 июня 2011 г. N 3/04
Текст решения официально опубликован не был