Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
В целях совершенствования организации работы налоговых органов, создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков ФНС России приказом от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (с учетом дополнений и изменений) утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция).
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, размещены на официальном интернет-сайте ФНС России. В Концепции изложены 12 критериев самостоятельной оценки риска.
Особо выделяются критерии, прямо не связанные с экономической деятельностью налогоплательщика, но отражающие по сути не одобряемую государством негативную реакцию налогоплательщика на мероприятия налогового контроля, которая выражается в активном или пассивном противодействии их проведению, что может служить косвенным признаком уклонения от уплаты налогов:
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением местонахождения ("миграция" между налоговыми органами).
В частности, при выборе кандидата на проведение проверки учитываются случаи неисполнения налогоплательщиками обязанностей, лежащих за пределами выездных налоговых проверок, предусмотренных НК РФ. Например, когда налогоплательщик постоянно представляет уточненные налоговые декларации (расчеты), особенно если это носит целенаправленный и в некоторой части прогнозируемый характер.
Основа планирования - всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки, в ее взаимосвязи. Поэтому при окончательном отборе субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих выездным налоговым проверкам, учитываются объективные особенности конкретных налогоплательщиков.
Такой критерий отбора, как ведение организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет. Эти организации, как правило, пренебрегают установленными правилами налогового учета и в ряде случаев преднамеренно занижают выручку, а также завышают расходы за счет экономически необоснованных, документально не подтвержденных затрат, связанных с уклонением от налогообложения.
Наибольший интерес представляет критерий - "ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском". Определяя данный критерий, разработчики Концепции связывают его с действиями, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.
Итак, высокий налоговый риск связан, в первую очередь, с наличием взаимоотношений с "проблемными" контрагентами, т.е. "однодневками". Использование в хозяйственной деятельности "однодневок", т.е. включение в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Руководствуясь критериями отбора, каждый налогоплательщик может без посторонней помощи и с относительно большой долей вероятности определить, является ли он кандидатом на выездную налоговую проверку.
Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки рисков позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
А.И.Лоскутов
Главный государственный налоговый инспектор
контрольного отдела Управления ФНС по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (А.И. Лоскутов, Управление ФНС по Тамбовской области)
Текст документа предоставлен Управлением ФНС России по Тамбовской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве